Выгодна ли эксплуатация б/ушного электромобиля?

02.01.2016

Продолжение цикла. Начало - в статье «ПОЧЕМУ НУЖНО ПЕРЕСАЖИВАТЬСЯ НА ЭЛЕКТРОВЕЛОСИПЕДЫ И ЭЛЕКТРОМОБИЛИ».

Первую статью на тему: «ВЫГОДНА ЛИ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ» я написал 4 года назад, когда Nissan Leaf только появился в продаже. Расчёты из неё, как вы можете убедиться, актуальны и сегодня.

Цена нового Nissan Leaf, в 2011 году составляла 35 – 40 тысяч евро. Сегодня она ниже, примерно - на 15%, при том, что ёмкость литий ионной аккумуляторной батареи, после рестайлинга этого электромобиля в 2013 году, - увеличилась. Это первый момент, который нужно учесть при планировании покупки. С большой долей уверенности можно предположить, что цены - как на новые, так и на б/ушные электромобили, по мере насыщения рынка будут и дальше снижаться.

Через 2-3 года начнутся продажи электромобилей Porshe, Audi, и даже - электромобилей Google и Apple, не говоря уж о большом количестве менее известных производителей, прежде всего - из Китая.

Со снижением цен на новые электромобили, естественно, будут дешеветь и электромобили, бывшие в употреблении. Причём, в Украине, снижение цен на б/ушные электромобили, будет идти более быстрыми темпами, чем на Западе, хотя до уровня цен в США, наш рынок в ближайшие годы, - не опустится.

Снижению цен способствует отмена Верховной Радой пошлины на импортные электромобили, рост конкуренции и постепенное насыщение рынка. Если Верховная Рада отменит ещё и НДС, то парк электромобилей в Украине будет увеличиваться быстрыми темпами. Знаковым событием станут официальные поставки электромобилей разных производителей. Но когда это произойдёт, я не берусь предсказывать, поэтому, сегодня мы рассмотрим стоимость эксплуатации б/ушного электромобиля.

 

Давайте посчитаем, что вы сэкономите на эксплуатации электромобиля, по сравнению с дизельным, или бензиновым автомобилем аналогичной стоимости. За 16 – 26 тыс. долларов (цена 2 – 3 летнего, б/ушного электромобиля Nissan Leaf, на данный момент), можно купить новый современный автомобиль класса «С», или даже «D», дизель которого «кушает» в среднем 5 – 6 л. солярки на 100 км. Цена рекордсмена продаж в Украине 2015 г. – нового Рено Логан, и вовсе начинается с 11.3 тыс. долларов (с дизелем).

Стоимость дизтоплива, сейчас не превышает 75 центов за литр. Умножаем 0.75 доллара на 1200 литров дизтоплива, которого с лихвой хватит, для среднестатистического пробега 20000 км за год, и получаем 900 долларов. При этом вы ездите от Херсона до Карпат и от Киева до Одессы, а можно - и за границу, ни в чём себе не отказывая, в том числе, – скорости передвижения и не ограничиваясь только городскими поездками.

 

За пять лет, на топливо, масло и фильтры уйдёт около 4.6 – 4.7 тыс. долларов. И если кто-то скажет, что через 5 лет двигателю нового бензинового или дизельного авто нужен серьёзный ремонт, то пожалуйста, никого не смешите. Правильно эксплуатируя автомобиль и используя восстанавливающие присадки, можно рассчитывать на пробег до «капиталки», - минимум 300- 350 тысяч км., то есть, 15 лет среднестатистической эксплуатации.

Но, после тех же 4 - 5 лет эксплуатации, для б/ушного, 2-3 летнего электромобиля, неизбежно придётся покупать новую аккумуляторную батарею. Даже бывшая в употреблении АКБ к Nissan Leaf стоит от 4 до 7 тысяч долларов… и вся экономия на топливе - направляется к продавцу батареи. Б/ушная батарея, в лучшем случае прослужит 4 - 5 лет, - то есть, считая её амортизацию, мы выходим примерно на 1000 долларов в год, что выше стоимости топлива, используемого за тот же период традиционными автомобилями при среднестатистическом пробеге.

Кстати, электричество для зарядки электромобиля - тоже не бесплатное! Официальными тестами установлено, что электромобиль Nissan Leaf, с учётом всех потерь, в том числе - при зарядке, потребляет 18.5 - 21 квт. часов электроэнергии на 100 км пути. Умножьте среднюю величину 20 квт. часов на 0.789 грн. (тариф для бытовых потребителей, при использовании от 100 до 600 квт. час. в месяц) и получим 15.78 грн. за поездку на 100 км.

Если использовать электромобиль ежедневно (для этого ведь он и покупался), вы никак не уложитесь в потребление 600 квт. час в месяц, потому что электроэнергия нужна ещё для освещения и работы бытовых приборов в доме или квартире. Значит, скорее всего, вы будете платить уже по тарифу 1.479 грн. за 1 киловатт час. Стоимость поездки на электромобиле на 100 км сразу увеличивается вдвое – до 29.58 грн.

Теперь посмотрите на рекламную наклейку, на электромобиле Nissan Leaf, фото которого я сделал на выставке «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ-2015». Мы видим, что продавцы декларируют совсем другие цифры – 7 грн. за 100 км, что вводит в заблуждение потенциальных покупателей. Собственно говоря, для того наклейка и нацеплена! Правда, если заряжать электромобиль исключительно от бесплатных (пока) розеток, которые уже появляются на АЗС ОККО и WOG (за это им отдельное спасибо) и в других местах, - то теоретически, пока, можно ездить бесплатно. Только, кто будет ждать у бесплатной розетки несколько часов, пока электромобиль зарядится, чтобы сэкономить 15 грн? К тому же, рекламная акция АЗС обязательно прекратится, как только количество электромобилей увеличится. Не будут же они, в самом деле, стимулировать переход на электромобили, бесплатно их заряжая, чтобы нанести убытки своему бизнесу по продаже нефтепродуктов!

Для того, чтобы в течение года, на электромобиле проехать среднестатистические 20000 км, потребуется примерно 4000 квт. часов электроэнергии, или 333 квт. час. - ежемесячно. Если у вас ежемесячный расход электроэнергии на остальные потребности (освещение, бытовая техника и электроника) меньше, чем 267 квт, то вам удастся уложиться в тариф 0.789 грн. за 1 киловатт час., а если больше (например, летом - только один кондиционер за месяц способен расходовать 200 – 300 квт. час.), то тариф составит 1.479 грн. Таким образом, расходы на электроэнергию при пробеге 20000 км в год составят от 3156 грн, до 5916 грн. По нынешнему курсу (25.5) - от 124 до 232 долларов. Конечно, это в 3.9 – 7.3 раза меньше, чем 900 долларов за дизтопливо, но, как видим, отнюдь - не бесплатно.

А ведь электроэнергия будет дорожать ещё в полтора - два раза, поэтапно, до весны 2017 года. С бензином и соляркой, как минимум, пару лет (а может и больше), такого пока не предвидится. Значит, соотношение расходов на топливо, против электроэнергии, в среднем снизится от 1: 5 до 1: 4 и даже до 1:3. Где же экономия? С учётом старения литий ионных аккумуляторов и резкого снижения остаточной цены б/ушных электромобилей, по мере старения батареи, мы видим только перерасход денег, относительно стоимости эксплуатации традиционных автомобилей.

Примерно та же картина по соотношению эксплуатационных расходов электромобилей, - с бензиновыми автомобилями, работающими на газе. Стоимость поездок таких автомобилей, примерно соответствует автомобилям с дизельными двигателями, затраты на которые мы уже рассмотрели.

Именно этого эффекта – сделать эксплуатацию электромобилей невыгодной, и добивается нефтяной картель ОПЕК, снизив цены на нефть в 3 раза, чтобы и дальше получать, - уже не сверхдоходы, но всё равно, очень и очень хорошую прибыль, сидя на нефтяной трубе. Судите сами: себестоимость добычи барреля нефти (159 л.) в Саудовской Аравии – примерно 5 долларов. Продажная цена этой же бочки нефти, сейчас 36 – 40 долларов. Представляете, какая прибыль образуется у арабских нефтяников, даже по нынешним ценам? А ведь ещё в 2014 году, цена барреля нефти превышала 100 долларов!

Но технический прогресс – не остановить. Технологии производства аккумуляторов совершенствуются, и как только будет создан более ёмкий, дешёвый и долговечный аккумулятор, эра ДВС закончится! На это есть уже политическая воля большинства стран мира, что показал «КЛИМАТИЧЕСКИЙ САММИТ В ПАРИЖЕ».

Я за электромобили! Сохранение экологии – уже достаточно веская причина, чтобы приобрести автомобиль без выхлопов – электромобиль. Но при покупке б/ушных электромобилей по завышенным ценам, многих покупателей подстерегает разочарование, которое может сформировать отрицательный имидж электромобилей в нашей стране, особенно, если посчитать стоимость их эксплуатации. Цель данного цикла статей обратить внимание при планировании покупки б/ушного электромобиля, на все эти нюансы. Если бы цена б/ушного электромобиля у нас была американской: 8 – 10 тыс. долларов, или хотя бы европейской (в Европе стоимость б/ушных электромобилей - выше), и цены на литий ионные батареи – доступными, то получался бы совсем другой коленкор. Для этого нужно подождать, когда вторичный рынок электромобилей в Украине насытится.

Впрочем, эксплуатация электромобиля может быть рентабельной уже сегодня, но только при значительных годовых пробегах, например, при работе в режиме такси. Хотя, реализовать значительный пробег, при том, что электромобиль проезжает от одной зарядки 130 – 160 км, а потом его на несколько часов нужно ставить на подзарядку, тоже сложно: берём ежедневный пробег в 130 км и умножаем его на 300 рабочих дней в году. Получаем не так и много – всего 39 тысяч км. Но при таком пробеге уже есть возможность сравняться по эксплуатационным расходам с автомобилем, и может быть, немного сэкономить. А если вы проезжаете за год менее 30 тыс. км, выгоду от этого электромобиля, исходя из цен и расходов на его эксплуатацию, на текущий момент, получит только его продавец, но никак - не покупатель.

В следующей, заключительной СТАТЬЕ цикла, пожалуйста, читайте, какой электротранспорт наиболее эффективен и что нужно сделать для его развития в Украине.

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото автора и из интернета