«Энергоэффективность и возобновляемая энергетика – 2015»

14.11.2015

С 10 по 13 ноября, в Международном Выставочном центре (г. Киев, просп. Броварский 15-б) прошла ежегодная выставка «Энергоэффективность и возобновляемая энергетика – 2015». ТМ Volta bikes получила приглашение от «Госэнергоэффективности Украины».

Экспозиция была довольно большой и включала разные направления деятельности по энергосбережению – от внедрения новых моделей эффективных котлов на твёрдом топливе, до оборудования для альтернативной энергетики и даже электротранспорта.

Украина - чемпион и по высокому потреблению природного газа на человека, и по затратам энергии на производство промышленной продукции. В целом, страна является наименее энергоэффективной в Европе и, очевидно, в первых рядах аутсайдеров – в мире. Ситуация понемногу начала меняться в последние годы.

Правительство хоть что-то начало делать в этой сфере. Например, на стенде Ощадбанка, также представленном на выставке, нам рассказали о программах по кредитования для людей, желающих утеплить свою квартиру, или дом, установить новый, более эффективный котёл отопления. Таким клиентам, государство даже компенсирует часть кредита!

На стендах нескольких компаний, предлагающих оборудование для фотовольтаики, нам рассказали, что готовы не только установить и подключить солнечные панели для выработки электроэнергии всем желающим, в том числе и частным домохозяйствам, но и обеспечить заключение договора с энергоснабжающими компаниями по выкупу «лишней энергии» по зелёному тарифу.

Преимущества такой схемы очевидны: в стоимости солнечной электростанции основные расходы приходятся вовсе не на солнечные панели (которые обходятся в 0.8 – 0.9 доллара за 1 ватт мощности, производящей энергию), а на аккумуляторные батареи. Поэтому, вырабатывая электроэнергию днём, когда её потребление в доме невелико и продавая излишки по высокому тарифу, утром и вечером, когда потребность в электроэнергии возрастает, а солнечные панели – не работают, владелец солнечной электростанции может купить электроэнергию по стандартной цене РЭСа, которая гораздо ниже «зелёного тарифа». Таким образом, стоимость солнечных электростанций и сроки их окупаемости, можно уменьшить в разы. В Германии, доля электроэнергии, получаемой от возобновляемых источников (вода, ветер, солнце) уже достигла 50% от общего количества производимой в стране энергии.

Мы же, по-прежнему цепляемся за технологии 30-х годов: ТЭС и ГРЭС, которые приносят гораздо больше вреда окружающей среде, причём в глобальном масштабе, - чем пользы от выработанного тепла и электроэнергии. Конечно, изменение отношения и к экономии энергии, и к сохранению экологии, требуют изменения сознания людей. А это – огромная и долговременная воспитательная работа на всех уровнях. В нашей стране, возможно, должны смениться поколения людей, прежде чем все поймут, что газ – это такой же товар, как и другие, и его цена должна быть экономически обоснованной, а не дотационной.

ТМ Volta bikes – один из маленьких винтиков в машине будущего. С 2007 года, мы предлагаем самый энергоэффективный транспорт – электровелосипеды, электроскутеры, электроквадроциклы и электросамокаты.

К слову, на выставке «Энергоэффективность – 2015» были представлены и электромобили – от китайских моделей до популярных Nissan Leaf, Tesla и Renault, являющихся лидерами рынка.

Nissan Leaf, к сожалению, представляли не официальные дилеры, а скажем так, - независимые поставщики. Причём, упор сделан на электромобили, бывшие в употреблении, 2-3 летнего возраста. Такой электромобиль, в отличие от нового, можно приобрести не за тридцать с лишним тысяч долларов, а за более доступные 18 – 25 тысяч, всё тех же «вечнозелёных». Такая покупка имеет как положительные (цена), так и отрицательные (сомнительное происхождение некоторых электромобилей, частично выработанный ресурс батареи) стороны. Подробнее об электромобилях, бывших в употреблении, мы расскажем в ближайшее время.

Самым интересным экспонатом для меня стал электрический трактор «Edison», произведённый в Харькове. Экспоненты рассказали, что номинальная мощность электродвигателя этого электротрактора, построенного на базе обычного трактора, составляет 40 киловатт (54.4 лошадиные силы). Ёмкость литий ионной батареи - 40 киловатт часов. Заявленная цена: 20000 долларов, на наш взгляд – очень конкурентноспособна и вполне доступна для фермеров.

При этом, создатели электротрактора утверждают, что на одной зарядке аккумуляторов он способен проработать полноценную смену – 8 часов. Позволю себе усомниться в приведённых цифрах: если тракторист будет возить молоко с фермы, или солому, электротрактор, с учётом времени простоя на загрузке, разгрузке, обеденый перерыв и перекуры, возможно, проработает 8 часов, а вот в режиме вспашки, или боронования, вряд ли протянет больше часа, ведь для обработки земли требуется гораздо больше энергии, чем для грузоперевозок. Кстати, для грузоперевозок, эффективнее использовать электромобиль, который имеет свой кузов, а не трактор с прицепом, пусть даже и электрический.

Если для вспашки электротрактор – явно слаб, а для грузоперевозок – уступает тому же электромобилю (если нужно, - повышенной проходимости), тогда где его использовать? В поле ведь розеток нет и если аккумуляторная батарея «сядет», то для буксировки электротрактора на базу, понадобится обычный трактор. Получается, что в основном,- на больших огородах, не отъезжая далеко от розетки.

Более актуальная сфера использования крупного электротранспорта – это внутригородские перевозки, - как пассажиров, так и грузов. Если вы не замечали, - присмотритесь: самый грязный выхлоп, в своей массе, дают городские маршрутки! А цена проезда постоянно повышается и поводом для этого служат цены на дизтопливо. Вот где огромное поле деятельности для производителей электроавтобусов, которые уже лет десять серийно выпускаются и ездят во многих странах мира, но только не в Украине. Я видел первую маршрутку с электроприводом, разработанную в Луцке, но пока ничего не слышно об их серийном производстве. По мне бы, я бы или запретил выпуск новых маршруток для внутригородского использования с дизельными двигателями (которые, кстати, тоже импортные) или законодательно принял бы льготы для электроавтобусов.

Другой вид электротранспорта, выгодный и эффективный в эксплуатации – это небольшие развозные грузовички. Третий: электромобили - такси. Вот основные виды транспорта, которыйможет быть не только экологически, но и экономически выгодным уже сегодня. Для частных поездок на небольшие расстояния, - лучшим транспортом, по-прежнему, остаётся электровелосипед. И это не потому, что мы их продаём. Наоборот: именно поэтому мы их и продаём! Велосипеды – самый распространённый транспорт на Земле, а электровелосипеды – дальнейшее развитие велосипедов. Мотор колёса, электродвигатели, аккумуляторные батареи год от года становятся всё компактнее, мощнее, эффективнее и дешевле (в твёрдой валюте).

Мы видим новый мир, в котором нет места вредным выхлопам; в котором значительная часть энергии вырабатывается бесплатно – от возобновляемых источников энергии: Солнца, ветра, воды. Приглашаем вас присоединяться. Начните с лёгкого электротранспорта, утепления своей квартиры, установки тепловых солнечных коллекторов на крышу. Всё это доступно, эффективно и реально работает.

В очередной раз это подтвердила выставка «Энергоэффективность – 2015»!

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото автора