Volta Рейнджер – электровелосипед для украинских дорог. Часть 2.
Продолжение. Начало статьи, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ.
Редукторное мотор колесо 48v500w, для электровелосипеда, который мы назвали «Volta Рейнджер», удалось заспицевать в «родной» обод 26 х 4 дюйма, из алюминиевого сплава, с помощью стандартных спиц толщиной 2.6мм, для мотор колёс. Немного повозились с подбором длины спиц, но к счастью, один из размеров, имеющихся в наличие у нас на складе, подошёл для широкого обода FAT байка.
Но, установить собранное мотор колесо с ободом и покрышкой, в заднюю вилку, легко и просто, - не удастся, так как её просвет составляет 195 мм (у передней вилки – 175 мм), а длина оси редукторного мотор колеса 48v500w – только 210 мм. Велосипедные мотор колёса Volta bikes модификации для заднего колеса, рассчитаны для установки в задние вилки, шириной 135 – 160 мм (модификации мотор колёс для установки в переднюю вилку, имеют более короткие оси). Зажать ось мотор колеса в более широкую вилку – уже нельзя. А у нас – 195 мм! В этом случае есть два варианта:
- переварить дропауты и приблизить их друг к другу;
- увеличить длину оси мотор колеса.
Мы решили не резать и не переваривать раму из алюминиевого сплава аргоном, хотя можем сделать и это, а изготовить переходники на ось мотор колеса и с их помощью удлинить ось. Такой вариант нам показался более дешёвым, и по прямым денежным затратам, вначале так оно и вышло, но непредвиденные расходы, свели всю экономию на нет.
Параллельно работе с мотор колесом, мы сделали бокс из стеклопластика для литий ионной аккумуляторной батареи и контроллера. Бокс из стеклопластика – лёгкий и прочный, хорошо защищает компоненты от влаги и пыли. Ему можно придать практически любую форму (посмотрите на фото – наш бокс идеально помещается во внутреннюю часть рамы электровелосипеда. Зазоры по каждой стороне: 2-3 мм.) Для такого уровня подгонки, желательно иметь раму велосипеда перед глазами или качественное лекало. Ширина бокса, если литий ионные аккумуляторы 18650 установлены в нём поперёк, составляет всего 8.5 – 9 см. Таким образом, он совершенно не мешает педалям и ногам велосипедиста.
Качественно сделанный бокс из стеклопластика – хорошо смотрится. К тому же он, в случае повреждения – легко ремонтируется. Поэтому, для моделей электровелосипедов, изготавливаемых на заказ, мы предлагаем всем нашим клиентам именно такой вариант. Более дешёвые сумки из кожзаменителя, - не только хуже смотрятся, но и хуже защищают аккумуляторы.
Всё внутреннее пространство бокса для электровелосипеда на базе фэт байка, занято литий ионными аккумуляторами Volta bikes с номинальным напряжением 3.7v и ёмкостью 2.2Ah. Это недорогие и качественные элементы с большим ресурсом, проверенные нами в течение нескольких лет работы.
Литий ионные аккумуляторы 18650, вначале мы устанавливаем в пластиковые холдеры, а потом, по заводской технологии, соединяем их контакты с помощью никелевых шин и точечной сварки. Холдеры обеспечивают хорошую фиксацию аккумуляторов и, что важно, - их охлаждение, так как элементы не касаются друг друга; между ними есть промежуток в несколько миллиметров. Если холдеры не использовать, а стыковать элементы вплотную друг к другу, с помощью силикона, то в меньшем объёме, можно разместить батарею большей ёмкости, но риск уменьшения её ресурса и даже поломки, при тяжёлых условиях эксплуатации, возрастает.
В данном случае, в боксе нам удалось разместить литий ионную аккумуляторную батарею 48v26.4Ah и контроллер 48v1000w Volta bikes, серии элит.
Тем временем, токарь изготовил по нашему чертежу два переходника на ось мотор колеса, куда мы их и накрутили. С одной стороны переходник зажимается осью мотор колеса, которая вращается на закручивание и поэтому, раскрутиться не может. А вот второй переходник, с другой стороны оси, мы зашплинтовали через ось – гвоздём, диаметром 3 мм. На мотор колесо установили усилитель вилки, который должен был дополнительно предохранять ось мотор колеса от проворачивания в дропаутах.
На фэт байк, теперь уже ставший электровелосипедом, установили заднее мотор колесо, бокс с литий ионной аккумуляторной батареей, ручку газа, две ручки тормозов с микровыключателями мотор колеса, трёх-позиционный переключатель передач мотор колеса. После сборки и регулировки, проехались по двору и по ближайшим окрестностям. Всё шло нормально. Электровелосипед мягко преодолевал неровности и уверено разгонялся. Затем, чтобы испытать тягу мотор колеса, попробовали тронуться на электровелосипеде - с места на горку.
И здесь… шплинт, сделанный из гвоздика – не выдержал мощного крутящего момента, развиваемого этим мотор колесом, и его срезало, словно спичку. Несмотря на почти мгновенный сброс газа, кабель мотор колеса, таки успел намотался на ось и порвался. Мотор колесо пришлось снимать с электровелосипеда, затем снимать с него переходники и разбирать электродвигатель – для замены кабеля.
Потом, все мы были очень заняты продажами и предпродажной подготовкой электротранспорта и компонентов Volta bikes, и электро-фэт байк, до конца лета, отложили в сторону. Но занимаясь другими делами, думали о том, как сделать надёжные переходники для оси мотор колеса.
Сезон продаж закончился, и в октябре мы вернулись к этой разработке. Определились с новой конструкцией переходников; токарь выточил их. Мотор колесо вновь установили в заднюю вилку. Снова поездили по двору и трогались с места на тот самый подъём, который не выдержал шплинт в первый раз. Доводили мотор колесо до предела его возможностей, но трансмиссия с честью выдержала все испытания. Как говорится, нет худа без добра. Ведь, если бы в прошлый раз шплинт лопнул не во дворе, а где-нибудь на берегу моря, в ходе испытаний, то катить электровелосипед, к тому же с поднятым задним колесом, пришлось бы далековато!
Теперь конструкция удлинителей оси надежно фиксирует ось и закреплена на раме не только гайками с двух сторон дропаутов и шплинтом, сделанным из дюбеля диаметром 4.8 мм, но и двумя усилителями вилки. Важно то, что при этом, переходники не мешают снимать и устанавливать мотор колесо с электровелосипеда! Для крепления калипера заднего дискового тормоза нам также пришлось изготовить переходник, так как положение тормозного диска на колесе тоже изменилось и приблизилось к его центру. Так как трубок подходящего диаметра у нас не оказалось, мы разрезали вдоль две трубки большего диаметра и после удаления части стенки, сделали из них трубки меньшего диаметра. Между двумя трубками вварили перемычку. Конструкция удерживает калипер в правильном положении и обеспечивает надёжное торможение.
31 октября, по прогнозу погоды, в Одессе, обещало быть не очень тёплым (+8 градусов Цельсия), но сухим и солнечным – вполне подходящая погода для испытаний новой модели электровелосипеда, который мы уже предлагаем всем желающим. Цену этого, конкретного экземпляра, определяют компоненты, из которых собран электровелосипед (здесь и далее, указываем эквивалент гривневой цены в долларах, так как курс всё время меняется, а все детали – импортные):
- сам FAT bike: 290 долларов
- редукторное мотор колесо 48v500w Volta bikes: 176.38 долларов
- контроллер 48v1000w (K48/1000EN): 43 доллара
- литий ионная аккумуляторная батарея 48v26.4Ah в комплекте с зарядным устройством: 780 долларов
- аксессуары (ручка газа, ручки тормозов; 3-х позиционный переключатель; провода, разъёмы, однофазный автоматический выключатель): 25 долларов
- работа по переоборудованию, включая изготовление деталей: 40 долларов;
Итого, получаем 1314 долларов и 38 центов. (38 центов – уступаем сразу, без торга).
Основной вклад в стоимость, как видим, даёт мощная литий ионная батарея. На втором месте – сам фэт байк. Если использовать батарею меньшей ёмкости, например, на 12 Ah, то цену электровелосипеда можно уменьшить до 959 долларов. Если в качестве базы взять FAT байк со стальной рамой, прайс можно снизить ещё на сотню долларов.
Другие варианты комплектации, с более дешёвыми компонентами, например, - прямо-приводным мотор колесом мощностью 500w; 600w; 1 квт, или редукторным мотор колесом мощностью 350 ватт, будут стоить ещё дешевле. Начальный вариант комплектации размещён на сайте, в разделе «электровелосипеды». Вариантов и комбинаций сочетания компонентов – масса, в том числе и на свинцово-кислотных аккумуляторных батареях. И мы их готовы обсудить со всеми интересующимися.
Но вначале, давайте посмотрим, как ездит этот электровелосипед. Об этом – пожалуйста, читайте и смотрите видео тест драйва - завтра.
Allyur, ТМ Volta bikes
Фото автора