Как правильно выбрать электросамокат. Как обманывают продавцы электросамокатов. Часть 2.

05.01.2017

Продолжение. Начало статьи, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ.

Каждый продавец хочет продать свой товар. Чтобы получить конкурентное преимущество, некоторые компании практикуют откровенный обман, хорошо заметный даже в описаниях электросамокатов.

электросамокат

Максимальная скорость электросамоката, зависит от мощности электропривода. Детские электросамокаты вооружены двигателем мощностью 100 – 150 ватт и разгоняются примерно до 10 км/час. На электросамокаты для детей и подростков с алюминиевыми корпусами и литий ионными батареями, как правило, устанавливают мотор колёса мощностью 250 – 350 ватт. Электросамокаты со стальными рамами и свинцово-кислотными АКБ, для этой же категории райдеров, комплектуются электродвигателями мощностью 400 – 800 ватт. Электросамокаты для подростков и взрослых, комплектуются мотор колёсами мощностью 250 – 350 ватт или электродвигателем мощностью 500 – 1600 ватт.

Чудес в электротехнике не было - со времён Николы Теслы и мощность двигателя электросамоката, напрямую связана с его размером. Поэтому, когда вам рассказывают, что в крохотном мотор колесе, которое у всех продавцов числится, как 350-и ваттное, а у одной компании в Украине, оно - якобы 800 ваттное, рекомендуем проверить это очень простым способом: измерить максимальную скорость электросамоката, которая там заявлена на уровне 48 км/час. Гарантирую, что реально, скорость будет ниже в полтора, а возможно даже в 2 раза, потому что мощность «800 ваттного» мотор колеса, скорее всего – не более 350 ватт! Если вы покупаете конкретную модель электросамоката из-за высокой скорости, не стесняйтесь убедиться, что он соответствует заявленным параметрам. Ведь «Феррари» стоит дорого именно потому, что разгоняется до 300 – 350 км/час.

Правильно измерить скорость, проще всего любым GPS навигатором. Все GPS навигаторы, в том числе, навигационные программы для смартфонов, выдают скорость и расстояние пробега очень точно, потому что производят расчёты с помощью координат спутников глобальной системы позиционирования. А трип компьютер электросамоката, можно отрегулировать так, что он будет выдавать гораздо большее значение скорости и расстояния пробега. На самом деле возможность подстройки нужна для того, чтобы трип компьютер корректно работал с колёсами разного диаметра. Но никто ведь не мешает его настроить в большую сторону, что успешно делают некоторые китайские заводы.

Кстати, раз мы заговорили о навигаторах, то нужно отметить, что смартфон с любой навигационной программой, например, «Navitel», даёт почти полную информацию о режиме движения. Он укажет кратчайший маршрут до места назначения, покажет максимальную и среднюю скорость, расстояние пробега, текущее время и время в пути, оставшееся расстояние и время поездки до места назначения – то есть, намного больше, чем любая программа для управления электросамокатом через смартфон, которые усиленно рекламируют некоторые продавцы электросамокатов. Ах, да, - в специальной программе для смартфона, вы можете управлять скоростью электросамоката, а с навигатором – нет. Но всё дело в том, что управление скоростью, сводится к её ограничению. Ту же функцию прекрасно выполняет обычная ручка газа с функцией круиз контроля.

Теперь о расстоянии пробега от одной зарядки аккумуляторов. У некоторых наших коллег в этой графе мы видим настолько фантастические цифры, что не можем не вести разъяснительную работу по этому поводу.

Расстояние пробега зависит от многих факторов. Это: вес электросамоката вместе с водителем; скорость, рельеф местности и качество дороги, давление в шинах, температура воздуха, наличие или отсутствие ветра, манера вождения... Подробнее об этом написано ЗДЕСЬ. Но при прочих равных условиях, дальше уедет тот электросамокат, у которого аккумуляторная батарея мощнее. Любая аккумуляторная батарея имеет два основных параметра: номинальное напряжение (одно из значений стандартизованного ряда напряжений в лёгком электротранспорта: 24v, 36v, 48v, 60v, 72v), выражаемое в вольтах (v) и ёмкость, выражаемую в ампер часах (Аh). Произведение этих двух величин ( V х Ah) даёт мощность аккумуляторной батареи в ватт часах (wh).

Сравнивая расстояние пробега у разных электросамокатов одного класса: один и тот же тип электропривода (мотор колесо или электродвигатель), колёса похожего диаметра, и примерно одинаковый вес, отличающийся в пределах нескольких килограммов, нужно смотреть именно на мощность батареи в ватт часах. Дальше уедет тот самокат, у которого мощность батареи в ватт часах - больше. При этом, величина напряжения не важна, важно его сочетание с ёмкостью. Например, батарея 24v12Ah – равна по мощности батарее 36v8Ah, и электросамокаты с этими батареями проедут примерно одинаковое расстояние.

Если в характеристиках батареи электросамоката не указано напряжение, или ёмкость, то это «кот в мешке», а люди, которые готовили описание – либо дилетанты, потому что не знают, какие параметры являются определяющими для аккумуляторов, либо – аферисты, прячущие слабенькие характеристики за неполными данными. Ещё раз повторяю: сравнивайте расстояние пробега не по километрам, указанным в описаниях, а по мощности батарей!

Есть примерные данные расхода электроэнергии разными видами лёгкого электротранспорта, установленные опытным путём нами, а также другими энтузиастами. Электросамокаты для подростков и взрослых с мотор колесом и литиевой батареей, при движении в экономичном режиме (с небольшой скоростью), на каждый километр пути расходуют примерно от 10 до 13 ватт часов. Зная мощность батареи в ватт часах, можно разделить её по очереди на первое и второе значение, и получить диапазон пробега на одном заряде аккумуляторов в экономичном режиме.

Обратите внимание: электросамокаты с коллекторными электродвигателями и цепной трансмиссией, потребляют больше электроэнергии, чем электросамокаты с мотор колесом. А свинцово-кислотные батареи, не могут за короткое время выработать то количество ампер часов, которое на них написано. Если рабочий ток свинцово-кислотной АКБ достигает 1с (для батареи ёмкостью 12Ah, это 12А), то за час батарея отдаст только 60% своей ёмкости. Если постоянный ток будет равен 0.5с (6А для той же батареи), то за два часа работы она отдаст 80% своей ёмкости. Всю ёмкость, указанную на корпусе батареи, она выработает только за 20 часов, при токе 0.6А. Литий ионные батареи, в отличие от свинцово-кислотных, могут выдать всю ёмкость за 1 час, и даже за более короткий промежуток времени, если это позволяют элементы и плата управления батареи (ВМS).

Все батареи: и литий ионные, и свинцово-кислотные – химический источник тока. Скорость реакций по выработке тока, зависит от температуры батареи. Номинальная ёмкость всех батарей указывается при температуре воздуха +25 градусов Цельсия. Чем ниже температура, - тем меньше способность батареи вырабатывать ток, и тем меньше доступная ёмкость. Чем температура выше, - тем больше выработка тока и ёмкость батареи. К сожалению, чем выше температура, тем батареи быстрее стареют. Кстати, некоторые компании дают гарантию на литий ионные АКБ в электросамокатах - всего на пол года. Это говорит о крайне низком качестве батарей. Как это сочетается с позиционированием своих электросамокатов, как премиум транспорт нового поколения, подумайте сами.

Мы рассмотрели способ определения расстояния пробега по мощности батареи. Но кто мешает указать завышенные цифры ёмкости, ведь свинцово-кислотные батареи часто подделывают, а на литий ионных, часто - ничего не пишут. Ёмкость свинцово-кислотной батареи связана с её весом. Таблица стандартных значений веса тяговых свинцово-кислотных аккумуляторов типа AGM, серии 6DZM, которые используют в лёгком электротранспорте, находится ЗДЕСЬ. Если вес свинцово-кислотной батареи в электросамокате не соответствует значениям в таблице, значит её ёмкость -тоже не соответствует указанной.

Проверить ёмкость свинцово-кислотных и литий ионных АКБ, можно с помощью специальных приборов. У нашей компании они есть в сервисных центрах «Вольта байкс» в представительствах компании в Киеве, Харькове и Одессе. Проверка ёмкости аккумуляторов Вольта байкс проводится бесплатно; других компаний – за небольшие деньги. Когда нужно проверять ёмкость? – Если расстояние пробега, указанное продавцом, сильно отличается от реального. Например, в одном из крупнейших торговых центров Киева, я видел описание электросамоката, оснащённого батареей 36v10Ah, в котором было указано расстояние пробега 80 км (!), в то время, как он реально проедет не больше 40 км.

Очевидно, для таких случаев, некоторые интернет магазины пишут: «компания оставляет за собой право изменить тех.характеристики без уведомления». Я понимаю это так: при покупке электросамоката, который проезжает в 2 раза меньше, чем указано, и предъявлении претензий, в компании продавца вам ответят: «мы же предупредили, что можем менять характеристики без уведомления. Вот мы их и поменяли». Подобные надписи – предусмотрительная подготовка к разводу клиентов. И появились они не зря: видно претензий на завышенные характеристики там было уже немало. Почему бы так не поступать гастрономам: сделал надпись на упаковке колбасы, что «мы оставляем за собой право изменять параметры товара» - и продавай пол кило вместо килограмма. Как Вам такой вариант, - кажется невозможным? А с техникой, как видим, такое очень даже возможно!

Кстати, мы указываем в некоторых описаниях так: компания оставляет за собой право незначительных изменений технических характеристик, дизайна и комплектации. Почувствуйте разницу!

Раз мы подобрались к торговым центрам, давайте обсудим, где лучше всего покупать электросамокаты. Понятно, что товар перед покупкой лучше всего пощупать и испытать. Возможность тест драйва Вольта байкс предоставляет, но на пол дня катания, под видом испытания, электросамокаты мы не выдаём. А вот сделать пару кругов по двору, предварительно внеся денежный залог, можно и нужно. Только так вы оцените динамику, эргономику, скорость и тягу. Если возможности тест драйва нет у вас самих, покупайте электросамокат там, где есть выбор и квалифицированные специалисты. В этом случае меньше риск, что вам будут навязывать то что есть, а не предлагать то, что подойдёт вам наилучшим образом.

Скажу сразу: я скептически отношусь к возможностям крупных интернет сетей квалифицированно продавать некоторые виды технически сложных товаров, к которым относится и электротранспорт. Достаточно посмотреть на разнокалиберные фотографии электросамокатов в интернет-гипермаркетах широкого профиля, как становится понятно, что они не являются поставщиками этого товара, а только перепродают его. По этой простой причине, они никогда не смогут дать лучшую цену и никогда не смогут предоставить исчерпывающие консультации по товару, а также отремонтировать его. Консультанты в крупных магазинах - меняются за год по 20 штук. Тренинги – мало что им дают, потому что каждый год меняется модельный ряд, и только имея большой опыт работы в сочетании с информацией по последним новинкам, которых ещё даже нет в продаже, вас квалифицированно проконсультируют в компаниях специализирующихся на лёгком электротранспорте..

В чём разница между Volta bikes, специализирующейся только на лёгком электротранспорте и компаниями, продающими всё, на чём можно заработать? Мы отбираем модели по принципам:

- широкий модельный ряд в каждом сегменте, позволяющий удовлетворить наилучшим образом потребности наибольшего количества покупателей;

- привлекательный дизайн и хорошие технические характеристики

- прочная конструкция и высокое качество комплектующих.

- оптимальное сочетание потребительских свойств товара и цены.

А глядя на крохотные аккумуляторы в электросамокатах некоторых марок, напрашивается вывод, что отбираются дешёвые модели, со слабыми характеристиками, но с оригинальным дизайном. И на этой красивой обёртке делается выторг. То, что ОНО нормально не едет, - не важно. Не для поездок же его закупали, на самом деле, а для продажи!

«Вольта байкс» не является единственно правильной, или идеальной компанией. Есть и другие приличные продавцы электротранспорта. Но конкуренция нас не пугает, потому что мы готовы много работать и умеем это делать. И в этой статье главное - не реклама нашего товара, а целенаправленное формирование добросовестной конкуренции, нравится это кому-либо или нет. Для этого важна хорошая информированность покупателей, чем мы здесь и сейчас занимаемся.

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото автора и из интернета