Одесская «Велосотка-2015» - на электровелосипеде Volta bikes.
В течение ряда лет, мне хотелось принять участие в велопробеге «100 км за 10 часов» («сотке»), организуемом в честь освобождения Одессы от фашистов в ходе Великой Отечественной войны (10 апреля 1944 года).
Однако реализовать это желание, мешали - отчасти лень, отчасти - загруженность на работе, отчасти - нежелание ехать при плохой погоде, но главным образом - недостаточная тренированность в начале сезона, ибо проехать на велосипеде 100 км – это не самая простая задача для обычного велосипедиста, хотя для спортсмена это относительно несложно.
В июле 2014 г., в компании «Вольта байкс», я переоборудовал один из своих велосипедов («Украина» 1984 г. выпуска) - в электровелосипед. Вы, кстати, тоже можете собрать электровелосипед своими руками. Накатав на нем за лето и осень больше 300 км, естественно, я решил проехать «сотку» именно на нем. Наличие лишь одной передачи и относительно большой вес (минусы) с лихвой компенсируются наличием электропривода, состоящего из :
- - переднего редукторного мотор-колеса мощностью 350 Вт, с напряжением 36 В
- - контроллера 36v350w серии «элит»
- - литий-ионного аккумулятора в «бутылочном» исполнении, емкостью 8 Ач.
Мой электровелосипед, с помощью мотор колеса, без вращения педалей, развивает максимальную скорость – 32 км/ч, но, при благоприятных условиях поездки, скорость может быть даже немного больше. С литий ионным аккумулятором и достаточно активным подкручиванием педалей, я стабильно проезжаю около 45 км (больше мне не требуется). При этом, в аккумуляторе ещё остаётся запас энергии.
Решив принять участие в «велосотке», я заодно смогу проверить, на какое максимальное расстояние можно «уехать» с моим лёгким и недорогим литиевым аккумулятором в Одессе, помогая мотор колесу педалями. Волновало меня и то, что в этом велосезоне я выезжал на електровелосипеде в Одессе всего лишь 6 раз, проезжая за один раз не более 20 км (в сумме – около 120 км). Такой «физ. подготовки», явно недостаточно для 100-километрового путешествия.
На всякий случай, я попросил в компании «Вольта байкс», подстраховать меня вторым таким же аккумулятором, что они, по старой дружбе и сделали. Наличие двух литий ионных аккумуляторов 36v8Ah, должно гарантировать поездку на 100 км, используя мотор колесо и педали.
4 апреля, в 7 часов утра, термометр за окном показывал всего +1, и первой мыслью было «холодно, не поеду». Однако я знал, что потом буду жалеть, что поленился, и решил поступить, как Наполеон: «Главное, – ввязаться в бой, а там будет видно». В худшем случае,
- можно было приехать на старт, пообщаться со знакомыми и друзьями, но дальше не ехать;
- можно было доехать с колонной только до автовокзала и вернуться;
- можно было вернуться назад от Клеверного моста или от «Двух столбов»… Окончательное решение зависело от погоды и от того, получу ли я 2-й аккумулятор на старте.
На старте, в парке Шевченко г. Одесса, собралось огромное количество велосипедистов (зарегистрировано официально было вроде бы около 2000 спортсменов. Реальная ситуация была следующей: многие из официально зарегистрированных не приехали, - по случаю плохой погоды. Я видел своими глазами картонную коробку с номерами не прибывших на старт участников.
С другой стороны, как минимум, несколько десятков людей не регистрировались, но решили принять участие. Считаю, что это нормальный ход для новичка, который едет впервые и не уверен в своих силах: новичок на призы не претендует, едет в меру своих сил, в случае схода с дистанции деньги, уплаченные за регистрацию в зависимости от срока регистрации – от 100 до 250 гривен) – не теряет. Еду и питьё может взять с собой, или купить в магазинчиках по дороге (хотя на промежуточных пунктах питания никто не отказывал в еде и питье).
На старте велопробега, я встретил сотрудников Volta bikes, демонстрировавших электровеломобиль и несколько моделей электровелосипедов. Заряженный дополнительный аккумулятор (вес – 3,5 кг) был мной получен и уложен в рюкзак. Теперь я готов к старту и имею преимущество перед обычными велосипедистами – в виде мотор колеса. Посмотрим, как оно реализуется на практике, потому что на такое расстояние, на электровелосипеде, я буду ехать первый раз.
Вместо запланированных 10.00 старт был с опозданием, минут – на 40 (была очередь на регистрацию и предстартовая неразбериха). Моя «регистрация» прошла так: от одной из дам-судей, выдававших документы участникам, был получен бланк «Стартовый протокол учета участников», где от руки она вписала мои фамилию, имя и отчество и указала свою фамилию.
Стартовав, колонна проехала по ул. Белинского - до Большой Арнаутской, а затем по Большой Арнаутской и Разумовской до автовокзала, где и был начат отсчет времени. Именно в этот момент я впервые включил электропривод. Колонна сразу растянулась и распалась на отдельные группы. Спортсмены помчались вперед. При езде по городу, улицы пересекающие веломаршрут, перекрывались (спасибо ГАИ и активистам-мотоциклистам), но некоторые наглые автолюбители норовили влезть прямо в велоколонну, а нетерпеливые пешеходы перебегали улицы, лавируя между велосипедистами.
После выезда из города начался первый противный участок: до Клеверного моста приходилось бороться со встречным ветром и все время учитывать наличие проносящихся рядом машин крупногабаритных фур, которые создавали сильные порывы ветра.
На этом этапе встретился еще один участник на электровелосипеде, переоборудованном из МТВ. Он обратился ко мне в момент, когда я обгонял его. Его электровелосипед - оборудован задним мотор-колесом, а свой «бутылочный» аккумулятор он еще не поставил, а держал в рюкзаке. Беседуя об электровелосипедах, мы доехали до Клеверного моста, на котором я остановился для фотографирования участников «сверху вниз». После спуска с моста ехать было намного приятнее, т.к. ветер уже не дул в лицо, а число машин существенно уменьшилось, да и качество асфальта было хорошим.
Второй противнейший участок начался после поворота на «маякскую» дорогу: встречный ветер, накрапывающий дождь, ужасное качество асфальта, развороченная колесами грузовиков земляная обочина, ряд затяжных подъёмов. Ввиду этого, ехать - было тяжело, потому что электроэнергию я старался на всякий случай экономить. Мотор-колесо включал на минимальную скорость и активно крутил педали. Вместе со всеми участниками, с ужасной дорогой, боролся и молодой парень на роликах.
В полдень, с правой стороны, показалась строящаяся большая церковь в районе Великого Дальника, а выглянувшее солнце позволило сделать несколько фотоснимков. На обочине встретилась группа детей-школьников 4-6 классов (с учительницей), которые громко кричали: «Удачи!», «Молодцы!», а также патриотические лозунги, не слишком уместные для такого возраста и спортивного мероприятия.
В 12.30, возле большой стелы – памятного знака, посвященного обороне Одессы в 1941 году, я припарковался у пункта питания, в котором удалось выпить воды (чая и ничего другого - уже, а может быть, и вообще - не было). Настроение было боевым, и в 12.45 я продолжил движение. Погода тем временем снова ухудшилась.
В 13.25 проехал знак «Червоный расселенец», а в 13.30 наткнулся на еще один пункт питания, где можно было выпить воды. После пятиминутной остановки вскоре проехал развилку на Петродолинское и видел встречных участников, которые обогнали меня не менее, чем на 40 минут (трасса ралли делала здесь петлю). Электропривод из соображений экономии энергии задействовал по-прежнему редко и на малых скоростях. В 14.00, наконец был достигнут КП1, где я поставил печать в свой маршрутный лист, выпил 3 стаканчика чая и съел бутерброд из собственных запасов, а заодно сфотографировал двух веселых местных дам, сидевших на полевой кухне и разливавших чай.
В 14.22 поехал дальше. Чтобы вернуться к развилке на Петродолину, пришлось пешком одолеть затяжной подъём, ибо сил крутить в гору на единственной передаче не было, а по опыту я хорошо знал, что именно подъемы съедают максимум энергии аккумулятора, хотя 350-и ваттное редукторное мотор колесо вытягивает электровелосипед без педалей, на довольно-таки крутые подъёмы. Одолев пешком 3/4 подъёма, я включил мотор-колесо на малую скорость и активно крутя педали проехал до вершины подьёма.
Дальше был поворот на Петродолинское, и дорога пошла под уклон. Тут проявились преимущества 28-дюймовых колес (по сравнению с 26-дюмовыми) и тяжелого велосипеда: хороший накат; инерция, которую легко поддерживать; легкость поддержания скоростного режима при движении вниз. Даже несмотря на то, что дождь полил весьма основательно, встречного ветра уже не было, и ехалось легко и быстро.
Где-то в районе Йосиповки (в 15.10) нас поджидал очередной пункт питания, в котором стол (хоть и небольшой, но под навесом) ломился от яств: бутерброды с салом, баранки, вода, чай, а рядом – радушные хозяева. Было даже и вино, дегустировать которое времени, увы, не было. Как оказалось, среди организаторов пункта оказался один из моих коллег по работе! Еда была очень кстати (а аппетит появляется, как всем известно, именно во время еды). Там же был встречен мною и фотокорреспондент «Вечерней Одессы» Олег Владимирский.
После недолгого общения, пришлось ехать дальше, и в 15.28 был достигнут КП2 в Марьяновке, где снова был пункт питания. Там я задержался всего на 7 минут. После простановки печати и фото на память, поехал дальше. Две девчушки-школьницы, стояли под зонтиком у бровки дороги и кричали хором «Молодцы!». Приятно было услышать слова другого «болельщика» - немолодого мужика, который желал участникам велопробега счастья, удачи, здоровья: «Хорошее дело делаете! Молодцы!». Вообще для местного населения такой велопробег, – интересное событие, выделяющееся из ежедневного однообразия, монотонности и скуки. Местные мальчишки выстраивались вдоль обочины, протягивая руки, чтобы хлопнуть своей ладонью о ладонь проезжающих велосипедистов.
Ехалось по-прежнему хорошо. Выглянуло солнце, и снова встретился коллега на электровелосипеде, который уже поставил аккумулятор и периодически его задействовал. Неторопливо беседуя, мы доехали в 16.20 до КП3 в Барабое. При изучении карты маршрута, перед велопробегом, у меня были определенные волнения по поводу некоторых разветвлений на дороге, но мотоциклисты и пеше-велосипедные регулировщики на всех развилках указывали путь, и сомнений в выборе маршрута не возникло.
В 16.45, недалеко от Санжейки, я проехал пункт питания для бегунов/пешеходов, на котором в случае необходимости могли подкормиться и велосипедисты. В разговорах с официальными лицами выяснилось, что очень много бегунов сошли с дистанции, попав под сильный дождь (зарегистрировано было, если не ошибаюсь, около 320 чел.). Тем не менее, по дороге встретилось еще много десятков участников, которые шли пешком в одиночку или малыми группами.
На дороге к Санжейке я обгонял очень неторопливо едущего велосипедиста-харьковчанина (приехавшего в Одессу утром 4 апреля, и прямо с поезда отправившегося на велопробег), который также заинтересовался моим электровелосипедом. Километров 7 мы проехали вместе, никуда не торопясь, беседуя об электрических и обычных велосипедах, велосипедных пробегах в Одессе и Харькове, достопримечательностях Одессы и т.д. Выяснилось, что велоактивность в Одессе куда выше харьковской! Погода была хорошей, солнце, слабый ветер, и ехалось приятно. В Санжейке даже сотрудник ГАИ указал жезлом направление движения!
После Санжейки, по направлению к Одессе начался противный участок: узкая дорога с практическим отсутствием обочины, дорожное полотно с изобилием ям с острыми краями и крупным щебнем, торчавшим из асфальта. Дорожное полотно на этом участке, явно не менялось с советских времен. Мучились и велосипедисты, и идущие навстречу, по жалкой обочине бегуны/пешеходы, и вновь встреченный мною роллер, который с трудом ковылял по ужасающей дороге.
Именно тут я встретил идущего навстречу коллегу по работе, участвующего в забеге «100 км за 24 часа», который был полон скептицизма и собирался сниматься с дистанции (от Одессы было около 23-25 км, т.е. 75 км до финиша бегунов). На этом участке, в 17.35 я поменял аккумулятор, в котором все же еще оставалась часть заряда. На одном аккумуляторе и педалях, таким образом, я проехал около 75 км!
До финиша осталось около 25 км пути. Полностью заряженного 2-го аккумулятора, до него - точно хватит. Там я его отдам хозяевам,- Volta bikes, а на остатках заряда своего аккумулятора доеду от 411-й батареи домой. Оставшиеся до КП4: 2-3 км, проехал в основном на электроприводе, беседуя с парнем и девушкой, ехавшими на единственном виденном мною на пробеге тандеме. Если коротко, – они были в восторге и от тандема, и от мероприятия!
КП4 (последний перед Одессой, на въезде в Ильичевск, прибытие – 18.05) порадовал горячей кашей, солеными огурцами и помидорами, чаем, хлебом и опять-таки радушными хозяевами. Только тут я почувствовал всерьез крепатуру мышц бедер и гудящие колени. С трудом дошкандыбавший до КП4 роллер признался, что ног уже не чувствует. Коллега-электровелосипедист также признался, что без электропривода вряд ли доехал бы даже до этого места и справедливо восхищался мужеством некоторых девушек, которые преодолевали трассу медленно, с трудностями, но все же не бросали начатое дело.
Харьковчанин - тоже очень основательно устал. Изрядно вымотались и десятки других участников, активно набросившихся на кашу, овощи и чай. Сам же я намотал к этому месту 101 км (начиная с утреннего выезда из дома). Вполне возможно, что на обычном односкоростном велосипеде «Украина», вес которого составляет 16 кг, я бы до конца не доехал с текущим уровнем тренированности. Мотор колесо - оказало существенную помощь.
С КП4 я выехал в 18.37. Последний участок, как ни странно, покорился легко, за исключением двух затяжных и крутых подъёмов в районе Ильичевского порта. По Черноморке ехалось тоже замечательно: минимум машин, давно не виденные места. На финише был в 19.40. Общий дневной километраж до 411-й батареи – 122 км. Домой вернулся на электроприводе (еще около 8 км).
Немного жаль, что велопробег проводился 4 апреля, до Дня освобождения Одессы. А ведь можно было провести его в следующую субботу, 11 апреля. Каждый день апреля дает надежду на улучшение погоды, с которой, честно говоря, не очень-то повезло… Спины и грудь (а иногда и лица) участников, ехавших на велосипедах без крыльев, были густо залеплены грязью. В 2014 году «сотка» тоже проходила под дождем…
Думаю, что если есть возможность проводить «сотку» хоть на несколько дней позже, то лучше делать именно так. Будет теплее, участники успеют набрать лучшую физическую форму и подготовить своих железных коней… По дороге видел несколько десятков человек, ехавших обратно, сидевших у обочин со снятыми колесами, покрышками и камерами; за некоторыми приехали машины, и велосипеды грузились в багажники или крепились снаружи… В общем, полагаю, что «позже» значит «лучше»!
Владлен Шапо, доцент Одесской Национальной морской академии
Фото автора. На последнем фото – автор статьи.