Велошеринг и автоматические такси – два слагаемых решения транспортной проблемы
стенд с прокатными велосипедами на веловыставке в Китае
Продолжение. Начало статьи, пожалуйста, читайте здесь.
Bike sharing – это значительная часть комплексного решения транспортной проблемы в Украине. Новые дороги в Украине не строятся. О каком строительстве вести речь, если даже существующие дороги не могут привести в порядок? А машин становится всё больше и больше; пробки возникают там, где раньше их никогда не было. С парковками в центральной части городов, дела обстоят не лучшим образом, не говоря уж о том, что оплата стоянки тоже влетает в копеечку. А как работает общественный транспорт? А сколько стоит проезд, съедающий значительную часть зарплаты многих людей?
Правительство и законодатели Украины, почему-то считают, что выход - в замене бензиновых автомобилей на электрические. В конце 2015 года, через Верховную Раду провели закон об отмене пошлин и акцизного сбора на электромобили. Дело, безусловно, хорошее, если бы почти одновременно с этим (весной 2016 г.), акцизный сбор на электровелосипеды не подняли с 11 до 22 евро за 1 штуку (!). Господа депутаты, вы там здоровы? Точно здоровы? Электровелосипед теперь приравняли к водке и сигаретам, или может это предмет роскоши (а Тесла, за 75000 баксов – нет!). Просто диву даёшься чудесам, происходящим под куполом на ул. Грушевского в Киеве.
Благодаря конкуренции на рынке, как я предсказывал 2 года назад, цена на б/ушные электромобили Nissan Leaf с 18 – 20 тысяч долларов, упала в среднем до 12 – 13 тысяч долларов (и упадёт ещё немного – ведь Ниссан в ближайшие месяцы начнёт продавать новую модель Leaf). Правда, эксплуатация машин «на батарейках» дёшево обходится только в теории. Просто, продавцы «забывают» сказать, а покупатели не догадываются подсчитать стоимость амортизации (старения и уменьшения от этого работоспособности и стоимости) литий ионной аккумуляторной батареи, на сумму примерно 1 тыс. долларов в год, даже если машина не будет ездить вообще.
На самом деле, эксплуатация электромобилей, дешевле, чем у традиционных автомобилей, пока бензин недорог, - не получается. Одной тысячи долларов, которую за год теряют владельцы электрокаров, только на амортизации батареи, не говоря о том, что электричество – уже далеко на так дёшево, как раньше, с лихвой хватает на покупку топлива для годового пробега в 20000 км бензинового или дизельного авто. Да и где взять эти 12-13 тысяч у/е, при средней зарплате по стране в 250 у.е., правительство не объясняет. Вот и забиты улицы свежепригнанными б/ушными иномарками, с ДВС, по 2 – 4 тысячи долларов, - на болгарских, польских, немецких и прибалтийских номерах.
Но дорог-то больше не становится. И тут мы возвращаемся к началу статьи: 3 километра по ул. Е.Телиги и В. Гетьмана, я ехал пол часа. Был четверг, время – обеденное, совсем не время «пик». Аварий и ремонта дороги на этом участке не было… Примерно такие же пробки регулярно собираются и в других крупных городах Украины: Одессе, Харькове, Львове. Даже пересев поголовно на электромобили, мы только уменьшим загрязнение воздуха, что, безусловно, очень важно и нужно, но дорог – не разгрузим! Кстати, при резком увеличении количества электромобилей, энергетика, которая и так периодически работает в режиме чрезвычайного положения, просто не справится с увеличением потребления электроэнергии.
Не разумнее ли пересесть на велосипеды и электровелосипеды - там, где это возможно? Да у нас другого выхода, можно сказать, - нет! И это только экономическая составляющая. О пользе для здоровья, даже при небольшой помощи педалями мотор колесу электровелосипеда, я уж и повторяться не буду.
Я знаю, что часть внимательных читателей сейчас скажут, что электровелосипеды тоже заряжаются от розетки. Совершенно верно. Только потребляют они в среднем 15 ватт/час. на 1 км пути, а электромобиль – 200 ватт часов, - примерно в 13 раз больше. И стоит электромобиль, даже б/ушный, в 20 – 30 раз дороже хорошего нового электровелосипеда, Вот такой расклад.
Поэтому, важная часть решения транспортной проблемы – это велосипеды и лёгкий электротранспорт. Вторая часть – развитие экологически чистого общественного транспорта: электробусов, трамваев и троллейбусов. Третья часть решения транспортной проблемы – car sharing. В Китае, помимо проката велосипедов, есть прокат электромобилей. Знаете почём? – Всего 180 юаней в сутки (примерно 26 долларов). Никаких других расходов и платежей – нет. Зарядка – бесплатная! На стоянках проката стоят не только китайские электромобили, но и BMW i3! Пока писал этот текст, в ноутбуке у меня всплыл баннер: «прокат электромобилей Тесла в Украине: всего от 250 долларов в сутки»… Впрочем, в Украине уже появились прокатные электромобили по системе car sharing с поминутной оплатой.
Уже через несколько лет в развитых странах, появятся электромобили - автоматические такси, без водителя. «Ford» планирует создать сеть автоматических такси в одном из городов США в 2021 году. Компания Uber ещё в прошлом году, в Питтсбурге (США), начала экспериментальную эксплуатацию автоматических такси (правда. в кабине там пока присутствует человек). Технологии полного автопилота 4-го поколения для машин уже отработаны; их серийный выпуск уже ведётся, - нужно изменить только законодательную базу, разрешив появление таких машин на дорогах. Кстати, в США, в этом году, уже принят закон о допуске на дороги автоматических автомобилей. В итоге, личный автомобиль для людей, которые пользуются им достаточно редко, не нужен будет вообще. Дороги и парковки разгрузятся от избыточного количества личных автомобилей, которые совершают две поездки в день: из дому на работу и вечером – обратно.
С экономической точки зрения, такое такси будет обходиться намного дешевле, чем личный автомобиль. Так же, как и с прокатным велосипедом, с прокатным электромобилем не нужно заботиться о парковке, мойке, ремонте, страховке и многих-многих других вещах, в том числе и о правах, если автомобиль – автоматический. Вы посчитайте стоимость владения своим автомобилем, учитывая разницу его цены при покупке и остаточную стоимость в конце эксплуатации, а также все-все расходы - и ужаснётесь цифре, в которую обходится каждый километр пути, особенно если машина покупалась новой и относится к среднему или бизнес классу.
Есть и другие, страшные издержки владения личным транспортом: люди отвратительно водят машины. В ДТП, каждый год гибнет более 3 тысяч украинцев, и более 30 тысяч – травмируется, что больше количества погибших и раненых за такой же период боевых действий на Донбассе! Большинство ДТП совершается из-за человеческого фактора: нарушений правил, усталости, невнимательности, вождения в нетрезвом состоянии.
Развитие новых технологий на транспорте – это революция и решение транспортных проблем, которая со временем обязательно доберётся и до Украины.
Возможна ли сейчас организация проката велосипедов в Украине, по принципу bike sharing, так как это сделано в Китае? – Вряд ли. Для этого, по большому счёту, у нас нет ни одной составляющей: от инфраструктуры для велосипедов - велодорожек, до нормального уровня жизни, - чтобы не было соблазна воровать прокатную технику. Да и мобильные номера у нас анонимные и раздаются бесплатно в подземных переходах и на перекрёстках…
Давайте пока, хотя бы переходить на личный двухколёсный электротранспорт. Это удобно, выгодно и полезно для здоровья.
Аlyur, ТМ Volta bikes
Фото автора