В Одессе прошёл первый велопробег «Критическая масса» в 2015 году
25 апреля прошел 6-й по счету и 1-й в 2015 году, одесский велопробег "Критическая масса". Как всегда, было много положительных эмоций, радость встречи со знакомыми велосипедистами после зимы, открытием нового велосезона, - хотя очень многие еще не расчехлили своих железных коней после зимы. Было и искреннее восхищение одесситов, и элементы наглости некоторых автолюбителей...
Были и 3 принципиально новых момента: заметно увеличилось число участников-сеньоров в возрасте за 55-60 лет; в пробеге участвовал 6-местный электровеломобиль "Вольта круиз - 6" компании "Вольта байкс", управляемый активистом "ВелоОдессы" Юрием Праздниковым. Электровеломобиль вызвал неподдельный и искренний интерес и велосипедистов, и одесситов-пешеходов.
Кроме того, впервые в пробеге появились участники на велосипедах с логотипом "Укрпошта". Односкоростные велосипеды типа привычной нам "Украины" с прочным багажником сзади, корзиной впереди и низкой рамой. Удивило только то, что велосипеды - белорусского производства. По сообщениям различных СМИ, в прошлые годы было закуплено 16800 велосипедов для 30000 почтальонов, работающих в сельской местности (в Одессе такие велосипеды раньше не встречались).
В октябре 2012 г. в СМИ появилась информация о закупке около 13 тысяч желто-серых дорожных велосипедов с металлической корзиной впереди и багажником сзади (по данным СМИ, в Украине на тот момент работало около 14 тысяч почтовых отделений и почти 41 тысяча почтальонов). Именно такие велосипеды и участвовали в пробеге. Разумеется, дело делается очень хорошее и полезное, хотя и сопровождается периодическими обвинениями Укрпочты в приобретении велосипедов по завышенным ценам. Не совсем понятно при этом, почему велосипеды покупаются в Белоруссии: отечественные производители не поддерживаются и простаивают, а необходимая стране валюта расходуется неэффективно. Харьковский велосипедный завод (знаменитый ХВЗ) выпускал качественные на то время дорожные велосипеды "Украина" еще в советское время. У автора этой заметки, в семье, продолжают успешно эксплуатироваться два велосипеда "Украина" 1984 и 1985 г.г. выпуска, при этом, большинство компонентов - родные. Один из этих велосипедов успешно переоборудован в электрический в июле 2014 г. и использовался в велопробеге в апреле этого года "100 км за 10 часов".
Как же так? Неужели сейчас Украина не может даже велосипеды производить? Ведь есть и оборудование, и завод, и опытные кадры очевидно остались... А если велосипеды производятся (пусть даже и не только из отечественных комплектующих), почему же они не покупаются отечественными предприятиями? По данным СМИ, в последний раз на Харьковском велосипедном заводе масштабная закупка велосипедов проводилась в 2002 году. За державу обидно... А ведь велосипеды на ХВЗ все-таки производятся, сайт имеется (найти его легко, usi.ua/velo/) и информация на нем - тоже.
Так уж получается, что в современных условиях большинство почтальонов - немолодые женщины. Велосипед может существенно облегчить их труд, но еще в большей степени мог бы помочь в такой ситуации электровелосипед. Расстояние для перевозки грузов может быть существенно увеличено, вес груза - тоже, физический труд почтальона был бы облегчен в еще большей степени. Кроме почты, попутно можно было бы перевозить и другие относительно мелкие и даже средние грузы! Достаточно одного электровелосипеда на почтовое отделение, чтобы разумно использовать и его, и обычные велосипеды в зависимости от решаемых задач и необходимости. На фото - немецкий почтовый электровелосипед; снимок сделан в ноябре 2013 г. в городе Падерборн, Германия.
Владлен Шапо, доцент Одесской Национальной
Морской академии.
Фото автора.