И снова "сотка" на электровелосипеде Volta bikes.

28.04.2016

сотка на электровелосипеде

В этом году, задолго до проведения велопробега "100 км за 10 часов" в честь освобождения Одессы от фашистов 10 апреля 1944 года, было ясно: ехать надо! Возникал, однако, вопрос выбора "железного коня". После некоторых раздумий и анализа возможных вариантов однозначно остановился на предложении "Вольта байкс", – проехать дистанцию на тестовом электровелосипеде с новым мощным аккумулятором.

При езде на электровелосипедах в течение полутора лет по-прежнему ловлю себя на том, что ноги автоматически начинают крутить педали, несмотря на наличие электропривода. Эта привычка очень существенно помогла в этом году, но подробности позже. Сам я не сомневаюсь, что могу проехать 100 с лишним км в день на своем найнере "Трек", но тренированность в начале сезона всё же оставляет желать лучшего: в новом велосезоне я выезжал перед «соткой» всего лишь 6-7 раз, проезжая за раз не более 35 км (в сумме – около 130 км), чего, конечно, все же недостаточно для комфортного 100-километрового путешествия.

Конфигурация тестового электровелосипеда была такой: колеса 26", заднее мотор-колесо с прямым приводом мощностью 1 кВт и напряжением 48 В, размещенная в межрамном пространстве аккумуляторная батарея емкостью 28 Ач, индикация заряда аккумулятора, наличие системы рекуперации.

Поскольку ездить на электровелосипедах с мотор-колесом с прямым приводом раньше доводилось на протяжении максимум 10-ти минут, надо было опробовать нового "железного коня" в эксплуатации. После получения его за 2 дня до пробега (в четверг) на складе "Вольта байкс" и нескольких кругов по двору (аккумулятор был полностью заряжен) я отправился на Большой Фонтан, проехав с небольшой помощью педалями 10 км (здесь и далее измерение километража сделано со всеми подробностями по программному продукту 2ГИС).

На следующий день (в пятницу) я проехал (опять же, с педалированием) не менее 15 км по Трассе Здоровья, и решил вечером подзарядить аккумулятор, однако зарядное устройство после нескольких секунд заряда прекратило этот процесс, показав, что аккумулятор полностью заряжен. В разговоре со специалистами Volta bikes, в ответ на мой вопрос "Как же так, проехал не менее 25 км (не такой уж пустяк), а зарядка считает, что аккумулятор заряжен полностью?", я услышал, что "для такой емкости 25 км – это ерунда и зарядка действительно может не включиться".

На следующий день (в субботу), добираясь до места старта "сотки" в парке Шевченко, я проехал еще чуть больше 6 км. Таким образом, пробег аккумулятора перед велопробегом составил не менее 32 км (правда, с активным кручением педалей). Надо признать, что крутить педали на электровелосипеде с мотор-колесом мощностью 1 кВт с прямым приводом, - намного труднее, чем на простом велосипеде или же на электровелосипеде с редукторным мотор колесом. Светодиоды, показывающие уровень заряда аккумулятора (3 зеленых, 1 жёлтый и 1 красный), по-прежнему показывали максимум.

На старте, в парке Шевченко собралось огромное количество велосипедистов (зарегистрировано по разным источникам информации было примерно 2000-2500 чел, , а реально поехало в полтора-два раза больше, по некоторым отзывам участников и организаторов, до 5000 чел. По-прежнему считаю, что регистрация не обязательна для новичков, которые едут впервые и не уверены в своих силах: новичок на призы не претендует, едет в меру своих сил, в случае схода с дистанции деньги не теряет (в зависимости от срока регистрации – от 100 до 250 гривен), еду и питьё может взять с собой или купить в магазинчиках по дороге, как очень многие и делали (хотя на промежуточных пунктах питания никто не отказывал в еде и питье).

В велопробеге участвовал целый коллектив из Белоруссии (кажется, именно они ехали на трёх тандемах), и был даже немец-инвалид из Берлина, написавший даже статью-отзыв о своих впечатлениях.

Полчаса перед стартом прошли в ответах на вопросы множества интересую-щихся моим тестовым электровелосипедом, а также мощным и прочным электровелосипедом "Вольта байкс", выполненным в "полицейском" испол-нении.

Старт был дан примерно в 10.30. Стартовав, колонна отчасти поехала, отчасти пошла (да-да, именно так, ибо было великое множество участников) через строй фотографов по Лидерсовскому бульвару, ул. Белинского до Большой Арнаутской, а затем по Большой Арнаутской и Разумовской до автовокзала, где около 10.45 и был начат отсчет времени.

После старта я использовал привычную тактику, активно вращая педали, пока была хоть какая-то инерция, и понемногу подгазовывая. Затяжной подъем возле автовокзала был пройден элементарно, хотя и с активной помощью педалями. Как работала при этом система рекуперации и какова её эффективность, пока что непонятно; вопросом для меня является и эффективность кручения педалей с задним расположением мотор-колеса.

Электропривод был все время включен, но использовался минимально. Колонна сразу растянулась и распалась на отдельные группы. Спортсмены помчались вперед. При езде по городу перпендикулярные улицы перекрывались в основном силами мотоциклистов СЭМПО, а автолюбители и пешеходы в основном терпеливо ждали проезда колонны. Водители встречных машин, стоявших в пробках или на светофорах, активно фотографировали колонну и многие искренне улыбались; некоторые приветственно сигналили.

Участок до Клеверного моста мной был пройден намного легче, чем в 2015 г., поскольку погода была намного лучше, а попутных машин было очень мало или не было вовсе, т.к. дорога была перекрыта. Настроение у всех было, судя по всему, превосходным.

сотка на электровелосипеде

сотка на электровелосипеде

Но некоторые участники начали останавливаться еще в городе: кое-кто уже проколол камеры, некоторые меняли одежду, пили воду.

На Клеверном мосту (в 11.30) я остановился для фотографирования участников «сверху вниз».

сотка на электровелосипеде

По ощущениям, ехал в начале последней четверти, хотя при старте находился ближе к хвосту колонны. После спуска с моста несколько минут моросил легкий дождик, а участники продолжали останавливаться у автозаправок, подкачивать колеса, переодеваться и покупать еду и воду. Возле "Двух столбов" (11.38) был немалый затор из-за грузовиков, и приходилось просачиваться между машинами на малой скорости, и чуть ли не поодиночке.

Как и в 2015 году, достаточно противный участок начался после поворота на маякскую дорогу. Ужасное качество асфальта не улучшилось, за исключением некоторых залатанных участков. Никак не поменялась к лучшему развороченная колесами грузовиков земляная обочина с крупными камнями. Некоторых вымотавшихся и сходящих с дистанции участников здесь уже ждали родственники и друзья на машинах, куда грузились велосипеды,– и целые, и с проколотыми камерами. Ряд затяжных подъёмов тоже снижал скорость и выматывал силы, многие шли на подъемах пешком. Электропривод помогал мне настолько, насколько я желал этого. Электроэнергию я попрежнему старался экономить, и крутил педали изо всех сил.

В 11.50 (на 15 мин. раньше, чем в прошлом году) справа показалась строящаяся большая церковь в районе Великого Дальника (строительство за год ощутимо продвинулось вперед), а выглянувшее солнце позволило сделать несколько фотоснимков. В 12.00 возле большой стелы – памятного знака, посвященного обороне Одессы в 1941 году, добрался до пункта питания с весёлыми хозяйками

сотка на электровелосипеде

, в котором вместе со множеством других участников, за компанию удалось выпить чая и съесть несколько баранок, потому что особой жажды, или голода у меня не было (год назад на этом пункте ничего, кроме воды, уже не было). На обочине стояла группа детей-школьников 4-6 классов с учительницей, которые громко кричали «Удачи!», «Молодцы!», "Приветствуем участников соревнований!".

сотка на электровелосипеде

Состояние было боевым, и в 12.29 я поехал дальше.

По дороге видел несколько десятков человек, ехавших обратно, сидевших у обочин со снятыми колесами, покрышками и камерами; за некоторыми снова приехали машины, и велосипеды грузились в багажники или крепились снаружи…

У пункта питания возле с. Червоный расселенец останавливаться не стал. Вскоре обогнал тандем,

сотка на электровелосипеде

проехал развилку на Петродолинское и видел встречных участников, которые обогнали меня не менее, чем на 40 минут (трасса ралли делала здесь петлю). Электропривод, из соображений экономии энергии, задействовал по-прежнему редко и на малых скоростях, т.к. в сторону Мирного дорога шла под уклон. В 13.00 (на час раньше, чем год назад) был достигнут КП1 в Мирном, где я отметился у встречавших велосипедистов-студентов (ими руководила знакомая мне уже 30 лет, мастер спорта по плаванию, доцент каф. физического воспитания ОНАХТ Светлана Халайджи, выигравшая когда-то одну из беговых "соток",

сотка на электровелосипеде

поставил печать в свой маршрутный лист.

В Мирном я поговорил с повстречавшимися друзьями, выпил чай, съел несколько баранок, сфотографировал полевую кухню с чаем

сотка на электровелосипеде

сотка на электровелосипеде

и окружающие достопримечательности. Очень приятно, что немало людей привлекают своих детишек к спортивному образу жизни с самого детства

сотка на электровелосипеде

сотка на электровелосипеде

и едут вместе с ними, используя замечательный лозунг "Всей семьёй - на старт!".

В 14.27 поехал дальше. Чтобы вернуться к развилке на Петродолинское, надо было сделать петлю длиной в несколько километров и одолеть крутой затяжной подъём. Велосипедисты ползли вверх еле-еле, многие шли пешком, а я решил задействовать электропривод. Тяга была отличной, скорость подъема – высокой, но именно на этом подъеме начал мигать первый из трех зеленых светодиодов, показывавших уровень заряда аккумулятора. Педали при этом я, разумеется, продолжал крутить изо всех сил. Именно в этой петле встретил еще одного участника, который вез на раме своего 5-летнего сына.

сотка на электровелосипеде

После поворота на Петродолинское, дорога пошла под уклон. По сравнению с прошлым годом, ям на дороге меньше не стало и приходилось все время лавировать или существенно снижать скорость. 26-дюймовые колеса были зверски накачаны (так, что каждая неровность на дороге ощутимо чувствовалась), электровелосипед - тяжелее обычного, в итоге накат был хорош; инерцию при затяжном спуске было легко поддерживать. Дорога затем выровнялась, встречного ветра уже не было, и ехалось легко и быстро.

Где-то в районе Йосиповки (14.00, опережение на 1 ч. 10 мин. по сравнению с 2015 г.) встретился очередной пункт питания, в котором небольшой стол под навесом ломился от яств: бутерброды с салом, баранки, вода, чай и даже кое-что покрепче ;-) , а рядом – радушные хозяева,

сотка на электровелосипеде

сотка на электровелосипеде

некоторых из них запомнил по прошлому году.

Все было очень кстати (а аппетит появляется, как всем известно, именно во время еды). Не менее сотни велосипедистов разместились вокруг на солнышке и зеленой травке. После общения, фотографирования и воспоминаний о прошлогодней "сотке", пришлось в 14.24 покинуть гостеприимных хозяев, и в 14.48 (с 40-минутным опережением по сравнению с 2015 г.) был достигнут КП-2 в Марьяновке. Там снова можно было подкрепиться чаем, водой и баранками, но там я останавливаться надолго не стал и после простановки печати и фото на память поехал дальше.

Поговорил с участником на шоссейном велосипеде, который по пути уже поменял 4 (!!) камеры. По дороге постоянно встречались местные детишки, которые выстраивались вдоль дороги, протягивая руки, чтобы хлопнуть своей ладонью о ладонь проезжающих велосипедистов. Для местного населения такой велопробег, – интересное событие, выделяющееся из ежедневного однообразия, монотонности и скуки.

Общаясь по дороге с двумя киевлянами: парнем, который вез флаг ассоциации велосипедистов Киева,

сотка на электровелосипеде

и девушкой, доехал в до пункта питания в Барабое, на котором останавливаться не стал, а в 16.10 доехал и до КП-3 в Дальнике, встретив по дороге раритет – арку на въезде/выезде из бывшего советского колхоза.

сотка на электровелосипеде

Здесь снова был пункт питания, на котором удалось пообщаться с совсем старыми знакомыми, в т.ч. и по "Критической массе", и с совсем новыми (уже по Сотке-2016), и попробовать жареную картошку.

сотка на электровелосипеде

сотка на электровелосипеде

Рядом с велосипедным КП-3 был и КП для бегунов; они уже попадались навстречу в районе Богатыревки, но, ближе к Санжейке, стали активно появляться навстречу группами и поодиночке. Сам я дорогу с прошлого года помнил хорошо, за исключением лишь двух моментов, но снова очень помогли мотоциклисты из СЭМПО, а также и нарисованные на асфальте масляной краской за несколько дней до "сотки" белые стрелки, указывающие направление. Уехал с КП3 в 16.30.

По дороге к Санжейке встретилось еще много бегунов и пешеходов, которые шли пешком в одиночку или малыми группами. Погода была по-прежнему хорошей, и ехалось приятно. Огорчило только серъезное ДТП с участием велосипедиста (велосипед с изуродованным передним колесом лежал в стороне, а на асфальте была видна лужица крови). Год назад на этом самом месте сотрудник ГАИ указывал жезлом направление движения...

После Санжейки, по направлению к Ильичевску и Одессе начался противный участок, знакомый по 2015-му году и по еще более старым временам: узкая дорога с практическим отсутствием обочины, дорожное полотно с изобилием ям с острыми краями и крупным щебнем, торчавшим из асфальта. Судя по моим личным воспоминаниям, дорожное полотно на этом участке не менялось с советских времен, с середины 80-х годов. За прошедший год ничего не изменилось, стало только хуже...

Мучились и велосипедисты, и идущие навстречу по жалкой обочине бегуны/пешеходы. Тем временем верхний зеленый светодиод, показывавший, что аккумулятор заряжен полностью (или почти полностью), уже погас, и второй начал понемногу помаргивать.

Место, где в 2015 г. был КП-4 (Молодёжное, на въезде в Ильичевск, прибытие – 18.05) и пункт питания с горячей кашей, солеными огурцами и помидорами, чаем, хлебом и радушными хозяевами, теперь содержало только палатку, где отмечаться не нужно было, а для совсем уж усталых стоял автобус для отправки домой. Не менее 50 велосипедистов отдыхали вокруг на траве.

Ноги чувствовали некоторое гудение, но в большей степени пострадал зад, ощутимо намятый седлом. Десятки участников изрядно вымотались, но есть здесь было нечего, что приводило к раздраженным фразам вроде "За что я платил деньги", "В прошлом году было лучше", "В следующем году регистрироваться не буду".

Надо отдать должное упорству и мужеству некоторых девушек (видел я и одну немолодую даму лет 60), которые преодолевали трассу медленно, борясь с трудностями, но все же не бросали начатое дело. После остановки у поворота на Ильичевск открылось 2-е дыхание, ведь финиш был уже не за горами. Последний участок ехался в целом легко (особенно длинный спуск у Александровки), за исключением двух противных затяжных и крутых подъёмов в районе Ильичевского порта. Тут снова отлично показал себя электропривод, хотя и собственных ног я тоже не жалел.

Многие велосипедисты преодолевали подъемы пешком или ехали со скоростью черепахи. Ехать по этим участкам вверх крайне неприятно, т.к. нагрузка на сердце и легкие большая, при этом всей грудью вдыхается выхлоп фур и множества других машин, в изобилии двигающихся в обоих направлениях.

По Черноморке ехалось тоже замечательно: минимум машин, не виденные с прошлого года места. Два человека, ехавшие передо мной, почему-то повернули у трамвайной линии не влево, в сторону Одессы, а вправо, в сторону тупика и конечной остановки 27-го трамвая, и только мои громкие вопли вернули их в нужном направлении. Ключевой поворот из Черноморки на ул. Карла Либкнехта, ведущую к 411-й батарее, также караулили мотоциклисты из СЭМПО.

На финиш я приехал в 18.22 (на 1 ч. 20 мин. раньше, чем год назад). В кадр попали еще 2 тандема.

сотка на электровелосипеде

К сожалению, на тестовом велосипеде не было велокомпьютера, и общий километраж за день остался неизвестным. Далее было общение с самыми разными друзьями и знакомыми, фотографирование, пробное катание на прототипе электровелосипеда для полиции (мягчайшая подвеска, комфорт, моментальный набор скорости).

Аккумулятор все еще показывал 2 зеленых деления из трех, но на пути домой в трёхстах метрах от 411-батареи вдруг полностью вырубился, и для запуска системы пришлось выключить, а затем вновь включить автомат питания. При этом сопровождавший меня велосипедист, – молодой человек, недавно живущий в Одессе и не знавший, как от 411-й батареи доехать до Нового рынка, которому я вызвался помочь, – скрашивал этот несколько тернистый путь. Дальнейший переезд (около 9 км) прошел с некоторыми приключениями: как только ручка газа поворачивалась слишком резко, аккумулятор вновь полностью вырубался, и снова приходилось выключать и включать автомат. Ни о каком движении на моторе на подъем, речь уже не шла. Для относительно уверенного движения приходилось вначале набирать некоторую инерцию, крутя педали, и только потом очень аккуратно подгазовывать. Дома сразу кинулся рассматривать сделанные за день фотографии...

Выводы для себя лично, которые отнюдь не навязываются кому-либо…

Это был мой второй выезд в велоралли «100 км за 10 часов»; моральная готовность была стопроцентной, физическая – умеренной. Электровелосипед "Украина" весил 23 кг, а новый тестовый "железный конь" – не менее 30 кг. Вновь планировал просто проехаться, посмотреть на велосипеды и велосипедисток, на природу, пообщаться с людьми; проверить, как будет расходоваться заряд аккумуляторов в экономном (и не только) режиме, каким будет общий километраж и комфорт... На время снова внимания не обращал, на пунктах питания, КП и по дороге активно общался со старыми и новыми знакомыми и много фотографировал... С погодой повезло, было вполне комфортно. Крепатура и общая усталость были меньше, чем в 2015 г. Седло было мягче, но мягкое место все же ощутимо намялось… Получил массу положительных впечатлений!

Полученный опыт для следующего года и будущей жизни:

1. Обязательно, на мой взгляд, надо ехать с велокомпьютером (стоимость его невелика, зато с ним гораздо интереснее).

2. Накачанные до стальной твердости колеса, обеспечивают лучший накат, зато ощутимо убавляют комфорт, а каждый ничтожный камешек или ямка чувствуются очень ощутимо, чему доказательство – видео с видеокамеры, закрепленной поначалу на руле: зверская тряска... Закрепление камеры на голове, – тоже не самый лучший вариант, ибо для соблюдения правил дорожного движения и обеспечения собственной безопасности головой приходилось вращать часто и резко...

3. Мотор-колеса с прямым приводом (по крайней мере, мощностью в 1 кВт) не очень-то хороши для вращения педалями: тяжело... Редукторное 350 Вт мотор-колесо крутить педали совершенно не мешало: и помогать педалями проще, а закончился заряд – и так доедешь десяток километров... Надо, конечно, попробовать покрутить педали на электровелосипеде с прямоприводным мотор-колесом мощностью 500, 600 или 800 Вт, будет наверняка попроще. Но редукторное колесо 250, 350, 500 Вт для одного человека и обычного (негрузового) велосипеда, на котором не нужна скорость более 35 км/ч – вот оптимальный выбор!

4. Аккумуляторы большой емкости (28 Ач при 48 В в моем случае) не очень практичны в настоящих экономических условиях для езды по городу на небольшие расстояния: достаточно большой вес (даже у литий-ионных), ощутимый размер и высокая стоимость. Вряд ли большинству потенциальных потребителей надо часто ездить на 100-150 км без подзарядки, гораздо чаще – на вдвое меньшее расстояние (в моем эксперименте пробег составил больше 130 км.

Хранить такой электровелосипед надо или в гараже, частном доме, или на 1-2 этаже многоэтажки; таскать 30 с лишним кг по лестнице в квартиру тяжеловато. Поэтому, как мне кажется, можно начинать с аккумулятора меньшей емкости, а через какое-то время, учитывая постепенный рост емкости, уменьшение размера и веса, а главное, – стоимости (пусть даже и только в твердой валюте, а отнюдь не в гривне), приобрести дополнительный, что даст гораздо большую гибкость в обращении с электровелосипедом: заряжать аккумуляторы можно будет независимо, 2-й аккумулятор легко взять с собой и поменять в дороге, в случае полного выхода одного из них из строя все же останется второй, и т.д.

5. Система управления батареей (BMS) несколько подвела несоответствием показаний индикаторов и суровой реальности: показывала, что заряд еще на высоком уровне, а на деле оказалось, что оставшейся энергии кот наплакал. Возможно, впрочем, что в батарее вышел из строя какой-то элемент. В этот раз изначально планировал ехать исключительно на аккумуляторах, но, к счастью, ног с самого начала путешествия не жалел, иначе бы, возможно, и не доехал...

6. Надо бы как-то определить эффективность работы системы рекуперации (спуски, торможение), а также реальную пользу от педалирования при езде с задним мотор-колесом с прямым приводом...

Снова готов подписаться под своим прошлогодним выводом, да и вообще убеждением: электропривод позволяет и ехать в среднем ощутимо быстрее, и не взмокать, не уставать, если целью поездки является не спортивное мероприятие, а доставка велосипедиста на работу, где невозможно принять душ и поменять одежду. Важнейшим, на мой взгляд, моментом является и то, что на дорогах и городских улицах, полных выхлопов автомобилей, особенно дизельных грузовиков и маршрутных автобусов, электровелосипедист не вдыхает всю эту дрянь полной грудью; а вот обычный велосипедист, напрягающийся физически, обязательно занесет пыль и выхлопы глубоко в легкие. Поэтому электровелосипед для загазованных трасс и городских улиц, – отличное решение транспортной проблемы при перевозке одного-двух человек или одного человека и груза в несколько десятков или даже сотню килограммов, а обычный велосипед идеален для парков, скверов, прогулок на чистом воздухе у моря, в лесу, в поле.

Владлен Шапо, доцент Одесской

Национальной Морской академии.

Фото автора.

От ТМ Volta bikes: мы благодарим Влада за обстоятельный отчёт о поездке. В режиме помощи электропривода педалям, там, где это необходимо: на подъёмах, при встречном ветре и для уменьшения физической нагрузки, батарея 48v28Ah позволит проехать более 200 км. Поэтому, индикатор работал правильно, а отключение аккумуляторной батареи вызвала неисправность одного литий ионного элемента 18650 «Samsung», из которых она собрана. После замены элемента, батарея снова в строю, а тестовый электровелосипед – в работе.