Развитие электротранспорта в Украине – веление времени.
Концепт электрокара Faraday Future FFZero 1
Закон Украины о транспорте был принят в 1994 году. С 1997года по 2015 год, в Закон внесены 16 изменений и дополнений. Но в нём, по сей день, нет каких-либо упоминаний об электромобилях, да и велодорожки - отсутствуют в перечне транспортной инфраструктуры страны.
Между тем, ещё в начале 90-х, за рубежом началось массовое производство электровелосипедов. Уже к 1995 г., мировое производство электровелосипедов, достигло 107 миллионов штук (пожалуйста, читайте СТАТЬЮ об истории изобретения электровелосипеда). В США, в штате Калифорния, в 90-х годах прошлого века, начали внедрять электромобили (пожалуйста, читайте статью «В ОЖИДАНИИ ЭЛЕКТРОРЕНЕССАНСА»). В 2008 году в США, начался массовый выпуск электромобилей Тесла. В 2009 году к ним присоединились японский Mitsubishi I-MiEV и китайский BYD E6. За ними последовал массовый выпуск электромобилей Nissan и Renault. С каждым годом количество фирм – изготовителей электромобилей и объёмы производства экологически чистого транспорта увеличиваются. В прошлом году, на рынок вышел водородомобиль Toyota Mirai. Это электромобиль, с топливными элементами вместо аккумуляторов.
А для большинства граждан Украины, даже электровелосипеды являются экзотикой, не говоря об электромобилях, которых в стране пока насчитывается чуть больше 500 штук. Но мы живём в эпоху, когда научно-технический прогресс, благодаря развитию интернета и других цифровых технологий, - ускорился и достиг небывалых темпов. Помимо электромобилей, за последние 25 лет, множество зарубежных компаний освоило выпуск компьютеров, смартфонов, роботов. А экономика Украины застряла в 20 веке. Словно старое пальто, олигархи «донашивают» былую гордость Украины – предприятия металлургического комплекса. ТЭС – я бы сказал «дышат на ладан», если бы они не чадили, как адские душегубки. АЭС – тоже скоро нужно будет выводить из эксплуатации, потому что их ресурс – выработан. Износ подвижного состава на железных дорогах достигает 90%. По большинству автомобильных дорог местного значения, лучше ездить на вездеходах.
Мы видим системный кризис в стране, падение объёмов промышленного производства на протяжении последних 25 лет. А ведь в конце 80 годов прошлого века, уровень ВВП Украины, составлял 35% от американского! Сейчас это кажется фантастикой. Независимость мы получили, а вот что делать с ней, – не знаем! Слабая страна, - не интересна в первую очередь своим гражданам, которые массово выезжают в поисках лучшей жизни в Европу и Америку. Слабая страна – рискует оказаться в зависимости от более сильных государств.
Уважающий себя, трудоспособный человек, - не пойдёт просить милостыню на улицу, он найдёт возможность заработать. Но на уровне правительства - просить гуманитарную помощь и кредиты в порядке вещей. Просят ведь не для себя лично, но для того, чтобы распределять денежные потоки по своему усмотрению, без какой либо личной ответственности – ведь отдавать долги будет всё население Украины – в виде новых налогов и ухудшения качества жизни.
Нужна программа выхода страны из кризиса, состоящая не из привычных мантр: «улучшить», «усилить», «углубить» и «расширить».
Роботизированное производство
Нужна технологическая революция: обновление неэффективного оборудования, потребляющего много энергии – на действующих предприятиях и открытие новых предприятий.
Нам не обойтись без инвестиций, для которых нужен благоприятный инвестиционный климат.
Как часть программы выхода из кризиса, нужна модернизация транспортной системы страны – артерий экономики, потому что транспорт – потребляет около четверти всей энергии, используемой в Украине. И здесь мы возвращаемся к Закону Украины о транспорте, Национальной программе развития транспорта, в которые нужно внести необходимые изменения и дополнения, в связи с появлением новых эффективных транспортных средств: электромобилей, электровелосипедов и другого лёгкого электротранспорта.
Уже только тот факт, что электровелосипеды, электроскутеры и электромобили уменьшают зависимость Украины от импорта нефтепродуктов и тем самым снижают давление на курс доллара к гривне, должен стать поводом для отнесения всего лёгкого электротранспорта к группе критического импорта и принятию льгот: отмене ввозных пошлин и НДС.
Депутаты Верховной Рады, 25 ноября прошлого года, отменили 8-и процентную ввозную пошлину для электромобилей и, надеюсь, то же самое, в ближайшее время, сделают с НДС. Но может ли стать электромобиль доступным транспортом в Украине в ближайшие годы? К сожалению, - нет. Средняя зарплата в стране, сейчас - ниже 200 долларов. Электромобиль, даже бывший в употреблении, у нас стоит не менее 16 тысяч долларов, что равняется нынешней средней зарплате украинца за 7 лет. Не зря, некоторые люди говорят, что депутаты отменили пошлины, чтобы дешевле было ввозить для себя «Теслы». А когда сами наберутся электромобилей, - то и пошлины вернут обратно.
Экономисты давно подсчитали, что цена на доступный транспорт, должна равняться примерно одной годовой зарплате. Так и есть в Европе, Америке и других странах с высоким уровнем жизни.
Но, даже в развитых странах, для стимулирования перехода на электромобили и электроскутеры, правительства - каждому покупателю нового электромобиля, дают дотации, достигающие 10 тыс. евро (для электроскутеров, соответственно, - меньше).
В Украине работает программа льготного кредитования и компенсации части затрат по утеплению жилищ и повышению энергоэффективности. Электротранспорт – повышает энергоэффективность страны больше, чем обклеивание стен пенопластом, ведь отказ от импортной нефти – не менее важен, чем отказ от импортного газа. Но, без дотаций, в Украине, электромобили, - не могут стать массовым транспортом, ещё долгое время. Программу по повышению энергоэффективности страны - нужно дополнить разделом о внедрении электротранспорта.
Группа велосипедистов в Европе
У нас, действительно народным транспортом, могут стать электровелосипеды и электроскутеры.
В этом вопросе - не зазорно брать пример с Китая и Вьетнама.
Лёгкий электротранспорт – был и у нас доступным, даже для пенсионеров, - когда доллар стоил 8 гривен. При росте курса доллара в 3 раза, зарплаты бюджетников и пенсии, за последние 2 года увеличились только на 13%, а цены на электровелосипеды, за тот же период, выросли почти пропорционально росту курса доллара, примерно в 2 – 2.5 раза. Покупка электровелосипеда, к сожалению, стала не по карману для малообеспеченных слоёв, то есть - для большинства населения Украины.
99.9% лёгкого электротранспорта, импортируется в Украину. Почему он не производится на месте? – По тем же причинам, почему у нас не делают смартфоны и компьютеры. Электровелосипеды - новая группа товаров, и у нас в стране пока нет предприятий, которые бы производили необходимые компоненты. Для организации производства полного цикла, требуются большие инвестиции, которые при текущем положении дел, в банковской системе Украины – получить невозможно. Любой инвестор, хочет иметь гарантии возврата вложенных денег в короткие сроки и получения прибыли, стабильности экономики и законодательства, видеть перспективы развития потребительского рынка.
Чтобы насытить рынок недорогими и эффективными электровелосипедами и электроскутерами, и решить транспортные проблемы простых людей, нужен льготный режим для ввоза всего электротранспорта: от электровелосипедов - до электромобилей. Это сделает их более доступными для населения. К тому же, на сокращении импорта нефтепродуктов, государство выиграет больше, чем потеряет на отмене пошлин на лёгкий электротранспорт, потому что электровелосипед покупается один раз в несколько лет, а топливо для машины требуется ежедневно. И электровелосипеды, и бензин - импорт. Только электровелосипед, - помимо снижения зависимости от нефти, попутно решает множество других проблем (см. статью «КАКОЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВЕН»), а машины - их только создают.
Льготный режим ввоза для лёгкого электротранспорта, по примеру электромобилей, нужно принимать на несколько лет. Если за это время, в стране появятся предпосылки для производства электротранспорта, или компонентов для него, тогда законы можно пересмотреть. В настоящее время, облагать любой электротранспорт ввозными пошлинами и НДС – то же самое, что обложение пошлинами импортных лекарств, которые могли бы помочь умирающим, - но у них нет денег на лечение. Вы скажете, - это преувеличение? Ничуть. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с численностью населения Украины за последние 25 лет.
Лёгкий электротранспорт может решить значительную часть наших транспортных проблем за небольшие деньги, которые даже не придётся тратить государству: просто дайте людям возможность купить доступный транспорт.
Велопарковка с солнечными панелями в Японии
А задача государства - развивать необходимую инфраструктуру: велодорожки, велопарковки, зарядные станции. Инфраструктурные проекты, в частности - массовое строительство автобанов, помогло Германии занять население после Второй мировой войны и поднять экономику с колен. У нас сейчас – сотни тысяч безработных. Государство выделяет деньги им на пособия. А ведь можно часть этих людей, и часть денег, выделяемых на пособия по безработице, использовать для строительства велодорожек, которые технологически проще и дешевле автобанов, создавая тем самым инфраструктуру для экономичного и экологически чистого электротранспорта.
Мы не можем конкурировать с зарубежными компаниями в производстве автомобилей и тем более – электромобилей. Мы переживаем разруху, которую создали сами же, при неумелом руководстве и повальном воровстве «элиты», систематически выбирая тех, кто лучше соврёт в предвыборных компаниях. Мы не имеем действующей системы отзыва «слуг народа», не оправдавших его доверия (за исключением майданов).
Я далёк от мысли, что электровелосипед решит все транспортные проблемы. Но, с чего-то нужно начинать. Переход на электротранспорт и альтернативную энергетику, может стать одной из точек роста новой экономики Украины. Вокруг этой цели будут концентрироваться инфраструктурные проекты, стартапы по производству лёгкого электротранспорта. А там дойдёт черёд до сборки электромобилей, и возможно, - до их производства. Сырьевая экономика сегодня не может прокормить страну. Цены на сырьё, снижаются во всём мире уже несколько лет, и это снижение будет продолжаться, так же, как и девальвация гривны. Зарабатывать, в основном, будут страны, владеющие высокими технологиями и производящие hi-tech: США, Япония, Германия, Китай, Южная Корея.
Господа депутаты! Давайте использовать бюджетные деньги по линии науки - не для выяснения вопроса «есть ли жизнь на Марсе», а на финансирование конкретных разработок аккумуляторных батарей, электроприводов, роботов, компьютерных программ, высокотехнологичного промышленного оборудования. Почему российские изобретатели-одиночки Шкондин, Дуюнов - создают новые типы электроприводов; американский изобретатель Шейн Чен, за последние годы создал целых два вида принципиально нового электротранспорта - моноколесо и гироборд; Элон Маск с нуля, за 5 лет, создал электромобиль Тесла, а институт электродинамики НАН Украины, за последние 40 лет работы построил только пять опытных электромобилей «Таврия», которые так и не пошли в серию?
Во всём мире признают, что украинские программисты – серьёзные спецы. Некоторым из них удались даже взломы систем безопасности крупнейших банков и правительственных органов разных стран. Значит – мозги у нас есть. Чего не хватает? - Правильной цели! Понимания задач, которые нужно решать сегодня и завтра. И людей во власти, которые бы поставили общественные интересы - над личными. Мы умеем защищать свою землю. А умеем ли мы быть на ней хозяевами, жить не хуже других наций, а не эмигрировать сотнями тысяч молодых и здоровых людей, - в Евросоюз и США?
Полицейские "Приусы" на построении
Думаю, что пример перехода на электротранспорт, должно подать правительство Украины и местные советы. Одним из немногих полезных дел правительства Азарова – был перевод милиции на гибриды «Тойота Приус». Это стало лучшей рекламой гибридных авто, видя которые, люди стали задумываться о приобретении электромобилей. Муниципальные транспортные предприятия, - имеют бюджет на обновление автопарка. Его нужно волевым решением направить на закупку электроавтобусов. Чиновников и все коммунальные службы – пересадить на электромобили. Кого-то - например, почтальонов, контролёров из коммунальных служб – на электровелосипеды.
От этого уменьшатся расходы на импорт нефтепродуктов в масштабах страны, а значит – укрепится гривна; на дорогах станет меньше пробок; воздух станет чище, а здоровье населения – лучше. Перемены в одном секторе экономики – вызывают энтузиазм в других секторах. Люди склонны двигаться в мейнстриме.
Нужно сделать технологическую революцию - нашим трендом. Начать, предлагаю с электротранспорта и альтернативной энергетики.
А там и другие отрасли подтянутся!
Пожалуйста, читайте ЦИКЛ СТАТЕЙ об альтернативной энергетике.
Алексенко Ю. И., президент ОО
«Всеукраинская Ассоциация развития электротранспорта
и альтернативной энергетики «Энергия»