Бесплатный прокат велосипедов в Китае. Часть 1.
Как выглядит прокат велосипедов в Украине, я думаю, знают многие: в разных местах, активно посещаемых публикой, например – на ВДНХ (Экспоцентр) в Киеве, или на Приморском бульваре в Одессе, стоит десяток – другой потрёпанных великов, и - хлопец при них. Рядом – табличка «Прокат», выполненная на более, или менее высоком художественном уровне. В качестве залога за велосипед, предлагается сдать на хранение свой паспорт, или загранпаспорт (что незаконно) и в дополнение к документам, оставить энную сумму денег, либо оставить только деньги, но в этом случае, - сумму, полностью покрывающую стоимость нового велосипеда, то есть не менее 3000 грн.
Прокат сигвеев на Приморском бульваре в Одессе
За поломки, случившиеся во время катания, с клиента удерживается стоимость ремонта. Бывает, что ушлые прокатчики выдают ничего не подозревающему клиенту велосипед с неисправностью, а при приёмке, требуют за неё деньги, будто бы, это он его поломал. Такой вот дополнительный способ заработка, знаете ли.
Китай – страна велосипедная и тему проката велосипедов, там просто не могли обойти стороной. На мой взгляд, эта услуга в КНР создана с реальной заботой о людях. Ну и для заработка конечно. А когда такие идеи объединяются, то становятся преуспевающим бизнесом.
В густонаселённых китайских городах, даже при символической прибыли и то, - получаемой не с каждого клиента, при соответствующем тиражировании бизнеса, можно неплохо зарабатывать. Если у нас услуга проката станет по-настоящему доступной, то прибыль наших прокатчиков тоже вырастет, - от увеличения оборота.
Но почему заработок символический?
– А давайте посмотрим, как функционирует большинство прокатов велосипедов в КНР.
автоматический пункт велопроката возле крупного торгового центра в рабочее время
Прямо на улицах городов – там, где у нас любят размещать киоски с шаурмой, установлены крытые вело-парковки прокатных компаний. Они оборудованы по последнему слову техники – автоматическими электрическими замками и электронными терминалами для оплаты. На крышах многих пунктов проката, установлены солнечные батареи, которые обеспечивают электроэнергией не только оборудование, но и освещение вело-парковки и прилегающей к ней территории ночью.
На прокат сдаётся одна модель велосипеда, с низкой рамой - универсальный вариант для мужчин, женщин и пожилых людей. Это усиленная модель, более крепкая по сравнению с обычными городскими велосипедами.
Постоянного персонала на таких автоматических пунктах проката нет (вот пути экономии для наших предпринимателей, обкладываемых налогами большими, чем они официально зарабатывают) – за порядком присматривают дистанционно, через видеокамеры, подключенные к беспроводному интернету.
Для того, чтобы стать постоянным клиентом прокатной фирмы, нужно прийти в один из офисов, адреса которых указаны на всех пунктах проката, и там зарегистрироваться. Для этого с удостоверения личности, - которое выглядит как пластиковая карточка и заменяет в Китае паспорт, снимут копию. Затем, в кассу компании нужно внести залог - 300 юаней, что составляет чуть меньше 50 долларов (примерно - 950 грн. на сегодняшний день). Забрать деньги назад , - можно в любой момент, если Вы решите больше не пользоваться услугами этой прокатной компании.
Ещё некоторую сумму нужно положить на пластиковую карту для оплаты текущих поездок на арендованном у компании велосипеде.
Как велика арендная плата?
- Если задаться целью, то на прокатных велосипедах в Китае, можно ездить каждый день, на протяжении многих лет … абсолютно бесплатно.
ещё одна модель терминала выдачи велосипедов
Но обо всём по - порядку. Выдача прокатного велосипеда происходит следующим образом: клиент приходит на автоматический пункт проката и вставляет в терминал свою пластиковую карточку. Терминал её идентифицирует и открывает замок блокировки на одной из стоек, удерживающей велосипед за специальную прочную скобу, являющуюся частью рамы. Теперь велосипед можно брать и кататься.
В первый час поездки – аренда велосипеда бесплатная!!!
И этим пользуется много практичных китайцев. На прокатных велосипедах чаще всего, они ездят на работу и обратно. Преимущества очевидны: не нужно приобретать велосипед и, со временем, - запчасти к нему. Его не нужно ремонтировать и даже не нужно мыть. Кроме того, велосипед не нужно хранить между поездками, и вообще, каким либо образом беспокоиться о нём.
Красть прокатный велосипед смысла нет – он отличается в потоке велосипедов так же, как нью-йоркское или лондонское такси – от обычных машин. Это специальная модель со специальной окраской.
Главное, чтобы недалеко от места начала маршрута и в месте его завершения, тоже были автоматические пункты по прокату велосипедов. В этом случае, вы берёте велосипед возле дома, едете по нужному маршруту и сдаёте велосипед в таком же пункте, но уже рядом с местом назначения.
Для того, чтобы в одних пунктах проката не скапливалось слишком много велосипедов, а в других пунктах – не образовался дефицит, - по городу курсирует грузовой фургон, с сотрудниками прокатной компании, которые перераспределяют велосипеды по «точкам». Чтобы свести до минимума такие непроизводительные расходы, прокатные компании стараются обеспечить пункты проката максимально возможным количеством велосипедов.
Когда и где прокатные велосипеды в Китае моют и ремонтируют, я точно не знаю, да и не должен этого наблюдать, но вижу, что они всегда, даже после дождя, обычно чище, чем личные велосипеды большинства китайцев.
тот же пункт проката велосипедов вечером. Велосипедов почти нет, - люди разъехались на них с торгового центра по домам
При возврате велосипеда, всё происходит в обратном порядке: клиент фиксирует его на стойке с электронным замком, затем проводит карточкой по терминалу оплаты. Если с момента получения велосипеда напрокат, - до момента его сдачи в любом пункте сети (а их - реально много), проходит менее часа, то деньги с пластиковой карточки не списываются, - то есть, такая поездка бесплатна!
С персоналом пункта проката клиент не контактирует, по той простой причине, что персонала на них, как я уже говорил, - нет. Сразу предвижу вопрос: а как же владельцы проката действуют при поломке велосипеда клиентом?
– Ну, во-первых, для проката выпускают специальные усиленные модели, с качественными компонентами.
– Во вторых, умышленно прокатные велосипеды никто не ломает. Китайцы в своей массе дисциплинированней, чем мы. Да и найти клиента, намеренно повредившего велосипед - очень просто, по пластиковой карточке.
А поломки, возникшие в результате износа комплектующих, прокатная компания устраняет за свой счёт, без каких - либо разбирательств с клиентом. Очевидно, это дешевле, чем содержать на каждом пункте приёмщика и платить ему зарплату.
Продолжение статьи, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ.
Allyur, ТМ Volta bikes
Фото автора
Теги: все для велосипеда Харьков, все для мотор-колес Харьков, все для мотор-колеса Харьков, все для электровелосипеда Харьков, все для электротранспорта Харьков, запчасти для велосипедов Харьков