Натрий ионные аккумуляторные батареи для электротранспорта
Все сто с лишним лет существования электротранспорта, его слабым звеном являются слишком тяжёлые и недолговечные аккумуляторные батареи. Самыми распространенными источниками питания для электровелосипедов и электроскутеров до сих пор являются тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы. Второе место по частоте применения занимают литий ионные аккумуляторные батареи. Первые популярны из-за низкой стоимости, вторые – благодаря лучшим характеристикам: большее, по сравнению со свинцовыми батареями, количество циклов заряд/разряд, большая плотность заряда на единицу объема, меньшая масса.
Главным недостатком литиевых АКБ является их высокая стоимость, обусловленная ценой на основной материал для производства – литий. Ученые разных исследовательских центров по всему миру бьются над решением этой проблемы.
О первых испытаниях новой натрий ионной батареи заявила компания Williams Advanced Engineering, входящая в состав группы компаний Williams Group, включающую также всемирно известную команду Формулы 1. Работая совместно с другой британской компанией Faradion, разработчиком новейших материалов для аккумуляторных батарей, а также с учеными из Оксфордского университета, специалисты Williams создали прототип аккумулятора, работа которого основана на солях натрия, добытых из обычной поваренной соли. Помимо преимущества в невысокой стоимости производства, натриевый аккумулятор обещает быть более безопасным, чем литиевый, ведь известны случаи возгорания последних (с использованием современных плат BMS – гораздо реже, чем в первых конструкциях).
Экспериментальный источник питания, состоящий из 4 модулей по 12 ячеек в каждом, был установлен на электровелосипед, на котором ученые прокатились по парковке около своей лаборатории. Таким образом, работоспособность концепта была доказана экспериментальным путём, и хотя прототип получился довольно большим,- разработчики уверяют, что в будущем натриевый аккумулятор будет такого же размера, что и литиевый при одинаковой емкости. О характеристиках натриевого аккумулятора пока не сообщается – неизвестна ни плотность заряда на единицу объема, ни запас хода электровелосипеда, оборудованного прототипом. Доподлинно известно лишь то, что новый источник питания может быть в 10 раз дешевле в производстве, нежели литиевый. Репутация компаний, занимающихся исследованиями, и энтузиазм их сотрудников вселяет в нас оптимизм.