Созданы литиевые аккумуляторные батареи с улучшенными характеристиками на основе шелка
Литиевые аккумуляторы на основе шелка
Буквально каждый месяц, в научных журналах появляются статьи о новых и достижениях научных лабораторий, работающих над созданием аккумуляторных батарей с лучшими характеристиками. Ученые все ближе подходят к решению проблем, связанных с увеличением плотности заряда на единицу объема аккумулятора, увеличения долговечности, снижения веса и стоимости аккумуляторов. В работе, исследователи используют самые разнообразные материалы и технологии, которые нередко поражают своей природой. Иногда даже возникает впечатление, что исследования ведутся методом «научного тыка».
Еще 5 тысяч лет назад древние китайцы научились ткать шелк – тончайшую ткань, которая впоследствии стала главной статьей торговли между Западом и Востоком. Великий Шелковый путь – древняя дорога, по которой ценная ткань доставлялась из Поднебесной в Европу. Спустя тысячи лет, ученые из Пекинского университета получили новое вещество для создания анода аккумулятора (отрицательного электрода), полученный из шелка – регенерированный фиброин.
Это фибриллярный белок, выделяемый паукообразными и некоторыми другими насекомыми, для производства нитей паутины и коконов, в частности шелка тутового шелкопряда. До сих пор, анод для литиевых аккумуляторов производится из графита, который из-за ряда недостатков хотят заменить на что-то более эффективное.
Ученые уже опробовали в качестве замены графита кварцевый песок, который показал неплохие результаты, однако исследователи остановились на идее создания анода на основе биологического возобновляемого сырья, дешевого в производстве. Обработанный особым образом шелк был использован в качестве основы для создания нанопластин из углерода. Эти пластины были применены для создания прототипа аккумуляторной батареи и суперконденсаторов.
Полученные батареи имеют емкость 1865 мАч/г, что в пять раз больше теоретической емкости графита (372 мАч/г) при плотности тока 0.1 А/г. Также, новый аккумулятор показал высокую стабильность сохранения емкости – 92% после 10000 циклов заряда/разряда.
Литиевые аккумуляторные батареи нового типа, основанные на таком материале, могут полностью заменить аккумуляторы, основанные на графите, ведь фиброин дешев и прост в получении. Также, новый материал может быть применен в производстве натрий ионных аккумуляторов, а также для хранения водорода.
Это хорошая новость для всех любителей легкого электротранспорта, ведь львиную долю стоимости электровелосипедов, электроскутеров, электросамокатов составляет цена аккумуляторной батареи. Количество циклов заряда/разряда современных литиевых аккумуляторов – составляет примерно от 800 до 3000 циклов и в основном их характеристики делают конкурентноспособным лёгкий электротранспорт, литиевые аккумуляторы пока ещё недостаточно хороши для массового внедрения электромобилей.
Когда именно и какая именно технология сделает прорыв в изготовлении литиевых аккумуляторов, - покажет ближайшее будущее.