Как выбрать качественную литий ионную аккумуляторную батарею. Как обманывают продавцы литий ионных аккумуляторов. Часть 2
электровелосипед с мотор колесом и литий ионной АКБ Вольта байкс
Недобросовестная реклама многих литий железо-фосфатных аккумуляторов в Украине строится на характеристиках элементов известной компании «A123 Systems», основанной в США, но продаются потребителям аккумуляторы из элементов No name, которые далеки от рекламируемых характеристик.
К нам в мастерскую, для ремонта периодически поступают литий железо-фосфатные АКБ, проработавшие 4 – 6 лет и выработавшие свой ресурс, хотя продавцы обещали клиентам гораздо больший срок эксплуатации.
Предложение ко всем, кто столкнулся с этим: почему бы Вам не напомнить продавцам о заявленных сроках? Конечно, не все фирмы продолжают работать, но многие функционируют и теперь рекламируют уже не литий железо-фосфат, а другие типы аккумуляторов и непременно, с «самыми лучшими характеристиками»…
Лет 10 назад, качественные литий железо-фосфатные аккумуляторы, действительно имели преимущество по количеству циклов и работоспособности при отрицательных температурах, перед литий ионными аккумуляторами. С тех пор, технологии производства литий ионных аккумуляторов, шагнули далеко вперёд и они сравнялись по этим показателям с литий железо-фосфатными элементами. Подтверждением этого факта служит выбор литий ионных АКБ практически всеми крупными производителями электромобилей, электровелосипедов и другого лёгкого электротранспорта.
Из б/ушных элементов собирается значительная часть литий ионных АКБ в Украине и эта тенденция нарастает. В основном, этим занимаются самодельщики, а элементы берутся из бракованных батарей электромобилей. Остаточный ресурс элементов этих батарей, известен весьма приблизительно. Деньги в случае покупки, будут уплачены за батареи, которые работают в основном от года – до 3 - 4 лет.
Учитывая, что батареи из б/ушных элементов продают только немного дешевле (что естественно), по сравнению с батареями Вольта байкс из качественных новых элементов, - то покупатель, за бОльшие деньги, в лучшем случае, получает меньше вырабатываемой энергии за весь срок службы батареи, а в худшем – выход батареи из строя через короткий период и отсутствие гарантии. Поймите, покупка б/ушного авто из Европы с ДВС и покупка б/ушной батареи – это совсем разные вещи и во втором случае выгода - эфемерна.
В Китае есть огромный выбор б/ушных, поддельных и некондиционных литий ионных элементов. Например, «Boston swing» 3.7v5.3Ah, который производится в Китае для китайских же ноутбуков и торгового оборудования, за пол цены, с китайских разборок электроники, перепродаёт множество фирм на «Аli Baba», в чём можно убедиться, сравнив заводские отпускные цены с более низкими ценами у некоторых компаний, или пообщавшись с продавцами в Китае. Кстати говоря, ни один завод по производству электромобилей, электровелосипедов, электроскутеров, элементы Boston swing 3.7v5.3Ah - не использует.
Какое количество б/ушных, поддельных и некондиционных литий ионных элементов из Китая поступает в Украину, оценивать не берёмся, но судя по ценам на некоторые элементы и готовые батареи в интернете, они у нас на рынке точно присутствуют.
Покупка на Аli express литий ионного аккумулятора – это лотерея. По поводу низкого качества товаров, продаваемых через интернет, чуть ли не в половине случаев, было даже специальное заседание правительства Китая (!). Нереально низкие цены, в основном, дают китайские интернет магазины на поддельные или некондиционные аккумуляторы. Нет, они работают, но очень - очень мало. Иногда 300 циклов заряда – разряда, а иногда только 30! К нам такие аккумуляторы попадали в ремонт, также как и Power bank(и), у которых реальная ёмкость была в 10 раз меньше заявленной. Да только ремонтировать там нечего: нужно выбросить все старые элементы и поставить качественные, новые.
Сборка без холдеров, практикуемая самодельщиками и некоторыми компаниями (например, «Boston swing», из-за своей нестандартной формы, часто собираются без холдеров), делает батарею компактнее, легче и дешевле, но отсутствие промежутков между элементами, приводит к их перегреву при больших нагрузках и высокой температуре наружного воздуха. К тому же, перегрев в этом случае – неравномерный: внутри батареи – больше, чем у наружных элементов.
В итоге, ресурс батареи уменьшается. Особенно сильно это проявляется у батарей, которые работают с большой нагрузкой. Нам известны случаи, когда в таких конструкциях, при сильном перегреве, даже плавилась изоляция элементов и происходило короткое замыкание. Но чаще всего, деградация элементов от перегрева, проявляется с годами эксплуатации и уменьшается общая продолжительность их работы, что для многих людей - незаметно, особенно, если нет возможности сравнения с ресурсом такой же батареи, собранной в холдерах.
самодельная АКБ, присланная в «Вольта байкс» для ремонта
Пайка элементов, а не точечная сварка, также может вызвать их ускоренную деградацию от перегрева. Такая технология сборки, тоже противопоказана для литий ионных батарей, но почти всегда применяется самодельщиками, не имеющими оборудования для точечной сварки.
Большие заявленные сроки эксплуатации некоторых экзотических видов аккумуляторов, - чаще всего расчётные или вообще, фейковые и не подтверждены в реальной эксплуатации. Либо элементы хороши по отдельным показателям, но невыгодны по совокупности параметров: стоимость вырабатываемой энергии за весь период работы элемента; удельная плотность энергии на единицу веса и объёма; безопасность использования и др..
Nissan Leaf
В выборе типа аккумулятора, следует ориентироваться на производителей электромобилей Tesla, Nissan, Renault, Kia, Hyundai, Volkswagen и других. Практически все они используют в своих батареях литий ионные аккумуляторы, а не какие-либо другие типы! То же самое делают производители серийных электровелосипедов и электроскутеров.
Раскрученность бренда в Украине, часто не имеет прямой связи с мировым рейтингом продаж элементов определённых марок. В первую очередь, это результат активной рекламы продавцов тех или иных элементов. Например, лет 10 - 12 назад, очень многие хвалили элементы «A123 systems» и гонялись за ними (не зная, какое количество подделок этих элементов производится и продаётся в Китае по сей день). Затем стали рекламировать «Headway». Потом ажиотаж перекинулся на литий – титанатные элементы…
На самом деле, все наиболее качественные элементы, тщательно исследовали и выбирали по совокупности характеристик, как уже было сказано, ведущие производители электромобилей. Именно на них нужно ориентироваться в выборе элементов, и уж никак не на мелкие украинские торговые компании, продвигающие у нас марки аккумуляторов, не пользующихся спросом на мировом рынке, по одной простой причине: в этой нише - нет конкуренции, и наплёв небылиц о чудесных свойствах своих элементов, можно собирать неплохие деньги с доверчивых буратин.
Что касается объёмов производства литий ионных элементов для электромобилей, то в последние годы, на первом месте находится Panasonic (Япония), на втором – CATL (КНР), третье – пятое места делят между собой LG chem (Корея), Samsung SDI (Корея), BYD (КНР). При этом, примерно ¾ всех литий ионных аккумуляторов в мире, выпускают в Китае.
Если к качеству батареи предъявляются повышенные требования, то советуем выбирать батареи из элементов ведущих мировых компаний: Panasonic, LG, Sony, Sanyo, Samsung. Наряду с качественными китайскими элементами Hi Power, Вольта байкс использует новые элементы 18650 LG. Эксплуатационные характеристики у батареи из элементов LG, будут немного лучше, но и стоимость такой батареи будет выше. Почему именно LG? Давайте посмотрим, кто их использует на мировом рынке:
Porsche Taycan
Литий ионные батареи LG устанавливаются на корейские электромобили Kia и Hyundai, высокое качество которых ни у кого не вызывает сомнений, электромобили крупнейшей американской корпорации General Motors. Гранд мирового автомобилестроения Porsсhe - тоже выбрал именно LG для своего новейшего электромобиля Тайкан. Более того, литий ионные батареи LG, а не Panasonic, как раньше, устанавливаются на электромобили Tesla, на новом заводе Тesla в Шанхае, запущенном в 2020 году. Как видите, мы выбрали для Вас бренд, признанный ведущими автомобильными корпорациями мира! И, кстати говоря, сделали это раньше немцев и американцев.
Срок службы литий ионной батареи во многом зависит от её правильной эксплуатации. Мы точно знаем, как наилучшим образом заряжать, использовать и хранить изготавливаемые нами АКБ и даём соответствующие рекомендации. А вот знают ли это другие продавцы о своих АКБ?
Подводя итоги, можно выделить несколько самых важных правил выбора литий ионной АКБ: батарея должна быть свежей, с реальной гарантией, её ёмкость и количество циклов должны соответствовать заявленным. Все эти параметры обеспечивают производители, которые работают официально, дорожат своей репутацией и продают свою продукцию без посредников. Безусловно, к ним относится Вольта байкс!
Allyur, ТМ Вольта байкс
Фото автора и из интернета