Как обманывают продавцы электроскутеров. Часть 6.

20.06.2017

Продолжение. Первую часть статьи, пожалуйста, читайте здесь.

Чтобы обнаружить недобросовестную рекламу в описании заинтересовавшего вас электроскутера, его не обязательно тестировать, - достаточно внимательно прочитать технические характеристики, а также описания аналогичного товара на других сайтах.

Пример: электроскутер, описание которого мы сейчас рассмотрим, – один из самых мощных (и дорогих) на рынке Украины. Заявленная мощность – 3 киловатта. Номинальное напряжение – 72 вольта, ёмкость свинцово-кислотной батареи – 20 Ah. По идее, мощность 3 киловатта должна оправдывать высокую цену изделия. Но заявленная мощность – явно завышена, потому что не стыкуется ни с максимальной скоростью, ни с ёмкостью аккумуляторной батареи.

Предлагаю вашему вниманию две картинки:

Описание электроскутера одной из украинских компаний

Описание этой же модели в каталоге производителя

Как говорится, найдите 5 отличий.

Продавцы, по сравнению с заводскими характеристиками указали более высокую максимальную скорость (55 км/час против 45 км/час в каталоге производителя) и большее расстояние пробега (60-80 км против 50-60 км у производителя). И если увеличение максимальной скорости теоретически можно объяснить другой модификацией мотор колеса, то с расстоянием пробега никаких чудес быть не может: та же батарея никак не может дать большее расстояние пробега. Налицо противоречие между заводскими характеристиками и описанием у продавца и по скорости и по расстоянию пробега.

Но это ещё не всё. Я уверен, что производитель, а за ним и продавец указали не номинальную мощность мотор колеса, как это принято в электротехнике, а максимальную, чтобы сделать скутер более привлекательным для потенциальных покупателей. Откуда такая уверенность? – Всё очень просто. Дело в том, что тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы, могут в постоянном режиме выдавать ток, не более чем в 2 раза превышающий свою ёмкость. То есть батарея 72v20Ah, выдаст максимальный постоянный ток 40 ампер, проработав при этом меньше, чем 20 минут, так как при токе 1С (ток равный ёмкости батареи, в нашем случае - 20 Ампер), свинцово-кислотная АКБ выдаёт только 60% ёмкости; при токе 0.5С (ток 10А и два часа работы), батарея выдаст 80% энергии. И только при токе 0.05С (1А и двадцать часов работы, батарея отдаст всю указанную на ней ёмкость, разрядившись при этом до 10.5v (полный разряд свинцово-кислотных аккумуляторов).

Итак, свинцово-кислотная аккумуляторная батарея AGM 72v20Ah, в постоянном режиме, может давать ток не более 2С. Это 40 ампер. Мотор колесо с номинальной мощностью 3000 ватт и напряжением 72 вольта, в номинальном режиме потребляет ток 41.67Ампер (3000 ватт делим на 72 вольта и получаем силу тока).Это уже немного превышает возможности батареи.

Зная, что тяговая свинцово-кислотная батарея, вырабатывая ток 1с (20 ампер), выдаёт всего 60% своей ёмкости (12 ампер) за 1 час, время работы такой батареи при токе 41.67А, составит примерно 17 с половиной минут. А в нашем случае ток в два раза больше – 2С и работая с такой нагрузкой, батарея отключится ещё раньше, минут через 13 - 15.

И это мы рассмотрели работу мотор колеса только в номинальном режиме. Зная, что максимальная мощность мотор колеса, может в два раза превышать её номинальную мощность, понятно, что свинцово-кислотная батарея 72v20Ah, ни коим образом не сможет обеспечивать током 3-х киловаттное мотор колесо, если оно на максимуме будет выдавать 6 киловатт.

Может ли производитель в здравом уме, комплектовать электроскутер такой батареей, не подходящей ни по току, ни по ёмкости? – Конечно же, нет. Обычно, производитель рассчитывает ёмкость батареи таким образом, чтобы она обеспечивала энергией электроскутер, или электровелосипед в течении примерно одного часа движения с крейсерской скоростью для этой модели.

Без сомнения, так сделано и в этом случае. И рассматриваемый электроскутер, оснащён вполне подходящей для него батареей. Просто в характеристиках указана не номинальная мощность мотор колеса, а максимальная. Его номинальная мощность, скорее всего, находится в диапазоне между 1 и 2 квт. То, что я прав, и номинальной мощности 3 киловатта в этом мотор колесе нет, подтверждает очень маленькая максимальная скорость рассматриваемого электроскутера: 45 км/час - по версии производителя (55 км/час – по версии продавца). Для сравнения: электромотоциклы Вольта байкс с мотор колёсами мощностью всего 2 киловатта, со свинцово-кислотными аккумуляторами, разгоняются примерно до 70 км/час. А 45 км/час у нас развивают электроскутеры с номинальной мощностью мотор колеса 800 ватт.

В подтверждение моих слов – третий скрин шот из каталога другого производителя, выпускающего аналогичную модель электроскутера. Здесь заявлена мощность мотор колеса 2 киловатта при 72 вольтах и та же батарея 72v20Ah. Максимальная скорость: 55-60 км/час; расстояние пробега – до 70 км. Такое сочетание характеристик – более правдивое.

Как видим, есть обоснованные сомнения в правильности характеристик рассматриваемого электроскутера. То же самое можно наблюдать во многих других случаях. Хорошо, если продавец демонстрирует видеоролик с тестами своего транспорта хотя бы по максимальной скорости. Если этого нет, проверить фактическую максимальную скорость и расстояние пробега можно самостоятельно, любым GPS навигатором. Одну из программ навигации (например, Navitel), можно установить на большинство смартфонов.

Любой GPS навигатор, в том числе, в смартфоне, даёт наиболее точные показания среди всех доступных приборов бытового уровня, так как результаты скорости и расстояния пробега, у него вычисляются по навигационным спутникам на земной орбите. Погрешность в этом случае составляет тысячные доли процента.

А с расстоянием пробега – ещё проще. Ни один электроскутер, двигаясь при помощи только электропривода, на самой минимальной скорости, не способен потреблять менее 15 ватт часов на каждый километр пути (разве что скатываясь с горы). Вот и считаем: в батарее 72v20Ah – 1440 ватт часов. При движении с небольшой скоростью, потребление тока принимаем условно, для расчётов, за 0.5с (10 ампер). В этом случае, при работе на протяжении 2 часов, батарея выдаст 80% своей ёмкости, или 1152 ватт часа. 1152 делим на 15 и получаем 76.8 км. Это расстояние, при идеальных условиях, можно проехать на электроскутере с новой качественной батареей 72v20Ah. Реальное расстояние пробега при указанных параметрах батареи, как правило, будет меньше. Насколько, - зависит от многих факторов: нагрузки, давления в шинах, скорости, рельефа местности, температуры воздуха, манеры езды, направления и силы ветра.

Проще всего и правильнее, сравнивать не расстояние пробега, записанное в технических характеристиках, а энерговооружённость, помня, что батареи одинаковой ёмкости, дают примерно одинаковое расстояние пробега.

Ещё один важный момент: свежесть аккумуляторных батарей. Любой аккумулятор: и свинцово-кислотный, и литий ионный, теряют свою ёмкость и ресурс, с самого момента изготовления. За год хранения, аккумуляторная батарея может потерять до 10% своей ёмкости, особенно, если хранение происходит при высоких температурах и аккумуляторы не подзаряжаются в процессе хранения.

Понимая важность свежести аккумуляторов и проблемы, сопряжённые с реализацией старых батарей, производители во многих случаях, вообще не указывают дату изготовления батареи. А если она указана, то кто мешает указать более позднюю дату, - особенно, если она напечатана на этикетке, которую можно обновить и переклеить.

Между тем, часть закупленной партии электроскутеров, электровелосипедов и другого электротранспорта, не продаётся в год их изготовления, а остаётся на складах и в магазинах в ожидании следующего сезона по одной простой причине: большинство продавцов (и мы тоже) считают, что пусть лучше товар останется, чем его не хватит. В некоторых случаях, если с модельным рядом не угадали, продажи могут растягиваться на 2 года и даже больше.

По аналогии, посмотрите на автомобили, дату изготовления которых изменить невозможно. Поэтому, в начале каждого года, машины, выпущенные в прошлом году, продаются со скидками. Но с электротранспортом такого никто не делает, хотя свежесть аккумуляторов здесь имеет гораздо большее значение, чем дата изготовления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Обеспечить свежесть аккумуляторов, в этом случае можно только одним способом: закупать электроскутеры вообще без аккумуляторов. Именно так делаем мы, в «Вольта байкс». При продаже электроскутера Вольта байкс, на него всегда устанавливаются свежие аккумуляторы. Как они могут быть всегда свежие? – Очень просто: помимо электроскутеров и электровелосипедов, мы продаём аккумуляторы Volta bikes и их оборот: закупка – продажа – закупка, происходит с регулярностью в несколько месяцев. Только таким способом можно обеспечить гарантированную свежесть аккумуляторных батарей.

Компании, которые не продают аккумуляторов, соответственно, не могут воспользоваться этим простым и действенным способом поддержания свежести аккумуляторов и какая-то часть электроскутеров у них неизбежно продаётся с прошлогодними, или позапрошлогодними аккумуляторами.

Обобщаем написанное:

5 правил выбора электроскутера от компании Вольта байкс:

1. Внимательно прочитайте характеристики электроскутера и сравните их с характеристиками аналогичных моделей в других компаниях, обратив внимание на соответствие заявленной мощности мотор колеса, - ёмкости аккумуляторной батареи.

2. Постарайтесь выяснить реальную максимальную скорость.

3. Сравнивайте не расстояние пробега, а мощность аккумуляторных батарей.

4. Свежесть аккумуляторных батарей, гарантированно могут обеспечить только компании, продающие не только электроскутеры, но и аккумуляторные батареи для них.

5. Выясните, способна ли компания обеспечить гарантийный и послегарантийный ремонт; где, в какие сроки и на каких условиях это происходит.

Рекомендации просты и уже неоднократно повторялись мной: покупайте из первых рук, у профессионалов, по адекватной цене, с гарантией! Главное в искусстве покупок: критически оценивайте полученную информацию, не принимайте всё на веру, что бы вы не покупали – электроскутер, электросамокат или загородный дом!

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото автора и из интернета