Как обманывают продавцы электроскутеров в Украине. Часть 5.
Продолжение. Первую часть статьи, пожалуйста, читайте здесь.
Чем выше конкуренция, тем больше ухищрений предпринимается продавцами для того чтобы продать товар. Рынок лёгкого электротранспорта – не исключение. Начнём с правильного выбора продавца.
В этом году, уже несколько клиентов пожаловались нам, что их обманули при покупке электроскутера или электровелосипеда в интернете. Во всех случаях это происходило при покупке с рук, по рекламе на сайтах бесплатных объявлений. Клиенты переводили на карточку аванс, кто - 500 грн., кто – 1000. После получения денег, «продавец» отключал телефон и исчезал. Имейте в виду, банковскую карту, можно оформить на какого-нибудь бомжа, за бутылку водки, и потом ищи-свищи.
Большинство интернет магазинов, в том числе и наш, берут аванс за товар, даже при отправке наложенным платежом. Обычно, аванс примерно равен 10% его цены, или стоимости доставки товара. Дело в том, что некоторые клиенты, если предоплата не внесена, не приходят в транспортную компанию за заказанным ими товаром. В этом случае, компания несёт убытки, оплачивая доставку товара и его возврат. Аферисты тоже вымогают деньги под предлогом авансирования доставки. И тут нужно быть внимательным и осторожным.
Вы ведь не станете давать на улице незнакомому человеку аванс, под его обещание продать вам недорого электроскутер. Почему же в интернете некоторые люди ведут себя, как дети? Человек на другом конце провода вызвал доверие? – Разумеется. Он и должен быть очень убедительным, иначе никого не обманет. В отличие от человека с улицы, телефонного мошенника клиенты даже не видели, а деньги послушно шлют! Кстати, подобные трюки с обманом по предоплате, проделывают и с жаждущими купить недорого автомобиль, мотивируя это тем, что машину нужно пригнать из-за границы, или растаможить; и с желающими трудоустроиться, или получить вид на жительство за границей.
Поэтому, при покупке с рук, и это касается не только электроскутеров, алгоритм действий очень прост: приезжаете сами, или поручаете сделать покупку своим родственникам или друзьям; проверяете товар, расплачиваетесь, забираете товар. Вам лень ехать в другой город, да и экономии тогда не получится? – Тогда ещё раз прочитайте текст выше.
Но это не единственный вариант обмана при покупке с рук. Скорее всего, в обмен на деньги, вам дадут товар. В конце концов, не все ведь в сети «кидают» самым наглым образом. Но вот, будут ли соответствовать технические характеристики заявленным, - большой вопрос. А о гарантии можно забыть сразу же. Предположим, частное лицо продаёт новый электроскутер. Естественный вопрос: почему оно это делает? Вариантов ответа может быть множество – от «срочного отъезда за границу», до «срочно нужны деньги на лечение». Якобы, поэтому и цена дешевле.
В этом случае должен возникнуть второй вопрос: где электроскутер был приобретён? Если в украинской фирме, - то это можно и нужно проверить. А если человек отвечает, что ему прислали скутер прямо из Китая, поэтому и цена дешевле, то возможно, это нелегальный бизнес. Чтобы не платить вообще никаких налогов и не нести гарантийных обязательств, выбрана форма торговли от частного лица. Если человек продаёт не один электроскутер, а несколько (можно посмотреть все объявления этого продавца), то это так и есть.
Чем вы рискуете, покупая товар без документов, подтверждающих покупку и без гарантии? – Качеством, соответствием технических характеристик и возможностью проведения гарантийного ремонта, в общем, - всем, за что по Закону о защите прав потребителей, должен отвечать продавец, зарегистрированный, как субъект предпринимательской деятельности и не обязано отвечать частное лицо.
Другое дело, если товар в интернете продаёт компания. В этом случае, уровень доверия к продавцу выше, но тоже с определёнными оговорками. Внимательно посмотрите сайт компании: есть ли у интернет магазина физический адрес, или указан только телефон, или ещё хуже – только форма для письменного общения.
Покупка в интернет магазине, не имеющем офиса, сопряжена почти с таким же риском, как у частного лица по телефону. Создать простенький сайт с помощью «конструктора», можно самостоятельно, почти бесплатно и анонимно. Небольшая сумма денег понадобится только на рекламу в интернете, а при работе с сайтами бесплатных объявлений, можно обойтись без финансовых вложений. При этом, вам могут рассказывать, что адреса нет, потому что фирма переезжает, или для оптимизации бизнеса, у них есть только склад, но туда они вас пригласить не могут, зато доставка товара у них бесплатная. Люди охотно клюют на бесплатный сыр в мышеловке. Собрав десяток – другой авансов за товар, телефон оператора отключается, а сайт исчезает. Далее, мошенник повторяет то же самое под другим доменом, с другим сайтом, другими номерами телефонов и, возможно, с другим товаром.
Поэтому, помимо адреса, компания должна иметь историю. Например, у «Вольта байкс», только статей о нашем участии в выставках и велопробегах в разные годы – несколько десятков, а общее количество статей на сайте – больше тысячи, плюс несколько сотен подробнейших описаний товара с фотографиями и видеороликами. Насколько большой объём работы, и какие огромные средства затрачены на создание и работу сайта, прекрасно понимают люди, связанные с IT отраслью.
Ещё одно свидетельство серьёзного подхода – это место сайта в поисковых системах. Набираете в Google «электроскутер», или «электроскутер купить» и смотрите, есть ли интересующий вас сайт хотя бы в первой двадцатке. Только не путайте выдачу поисковика с платной рекламой. В этом случае, любой сайт, которому неделя от роду, может быть на первом месте, но с обязательным примечанием, что это реклама.
Большой опыт работы – косвенное свидетельство квалификации. Об уровне компетентности компании расскажут описания товара. Нужно всего лишь внимательно их прочитать. Вот, например, выдержка из технических характеристик электроскутера, на сайте одной крупной компании, а в скобках - наш комментарий.
Читаем:
…Элегантный и агрессивный ****(здесь и далее – скрыто название эл.скутера) – отличный образец модели кросс-кантри и похож на гостя из будущего. Необычный дизайн **** словно родился от слияния стилей спорткаров и летательных аппаратов NASA. (То, что вы прочитали выше, - не более чем набор взаимоисключающих терминов. Вдумайтесь в смысл: элегантный и агрессивный (?) образец модели (?) гость из будущего в стиле кросс-кантри (?), возникшем от слияния стилей спорткаров и летательных аппаратов NASA (?) Ха-ха-ха.)
…Динамический электромотор 1200W считается одним из самых мощных двигателей Т-типа. Мощности мотора хватает для разгона транспорта до 50 км/ч. (Терминов «динамический электромотор» и «двигатель Т-типа», в электротехнике не существует. Не верите, - погуглите. И судя по описанию, скутерных мотор колёс мощнее 1200 ватт не бывает? Ха-ха-ха. А на 2, 3, 8 киловатт – не хотите? Они есть в ассортименте Вольта байкс.)
…Расстояние, которое преодолевает транспорт, зависит от определенных факторов. В частности, рельефа местности или веса райдера, который не должен превышать 180 кг. (Это апофеоз описания. Так вы поняли, какое всё-таки расстояние можно проехать от одной зарядки? Мы – нет! Оно просто не указано! А двухсоткилограммовых водителей видели? Кстати, у скутера – не аккумулятор, а аккумуляторная батарея).
…Фары, которыми оснащен ****, отлично светят в темноте и разгоняют туман. (Для нас - новость, что фары способны именно разгонять туман, а не просто светить сквозь него. Путём подбора длины волны света (жёлтые противотуманные фары), можно увеличить проницаемость тумана, но не разогнать его).
…Наличие задних фонарей способствует лучшей видимости на дороге и большей безопасности водителя (на самом деле, без габаритных огней, стоп сигналов и указателей поворотов, электроскутер нельзя эксплуатировать на дорогах общего пользования).
…Электроскутер **** оснащен умной дистанционной противоугонной системой, сертифицированной ****.(очевидно, автор имел в виду, что сигнализация имеет пульт дистанционного управления, но не знает, как это сказать. Для нас - новость, что завод сам производит и сам же сертифицирует свои сигнализации).
Это были полные (!) технические характеристики электроскутера, в которых мы немного сократили рекламные тексты и оставили все цифры. Что реально мы узнали:
1. максимальную скорость
2. мощность батареи в ватт часах
3. мощность «динамического электромотора Т-типа»
4. максимальную грузоподъёмность
Всё остальное: размеры и вес электроскутера, номинальное напряжение электропривода, тип аккумуляторной батареи, расстояние пробега, тип тормозной системы, размеры покрышек и т.д. - всё покрыто туманом, который не способна разогнать даже сверхмощная фара. Что касается электропривода, то у этого электроскутера – не электродвигатель, а мотор колесо. Но это знаем мы и почему-то не знают продавцы этого товара.
Вы думаете, ответы на вопросы можно получить у консультантов в этой компании? Как бы не так! Они знают ещё меньше, чем написано в описании. Это проблема всех крупных интернет площадок и сетевых магазинов, продающих всё подряд: телефоны, ноутбуки, миксеры, трусы и, конечно же, хит сезона - гироборды. Некоторые «продвинутые» сетевики идут дальше и уже торгуют электроскутерами и электровелосипедами. Почему бы им не взяться заодно за пломбирование зубов, или удаление аппендицита? – Тоже выгодно!
Вам повезёт, если купленный в подобной многопрофильной торговой компании электроскутер, – не поломается. Если они не знают даже технических характеристик своего товара, можно представить, как обстоят дела с обслуживанием и ремонтом. В лучшем случае, он затянется на месяцы. В худшем, - вас отошьют под любым предлогом, например, - неправильной эксплуатации. А с крупной компанией судиться не так просто. Им дешевле держать в штате одного юриста, - вместо 5 ремонтников и склада запчастей.
Собственный сервис, - ещё один показатель уровня компании. Его нет, и не может быть у сетевиков, перепродающих электротранспорт нескольких поставщиков. В случае поломки товара, к этому поставщику вас и отправят. Поэтому, перед покупкой, резонно поинтересоваться, каким образом обеспечивается гарантия и её условиями.
Вывод: технически сложные товары лучше покупать в специализированных компаниях. Кондиционеры – у одной профильной компании, электроскутеры – у другой, смартфоны – у третьей. Всегда выбирайте профессионалов.
Кстати, в осмеянном мной «техническом описании» электроскутера, - всё честно с технической точки зрения, но просто потому, что ничего не сказано по существу. Помните, в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», кинорежиссёр Якин общается с Иваном Грозным: «Паки-паки, иже херувимы. Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, Вы меня не так поняли. – Да как же тебя понять, коль ты ничего не говоришь!»
В компаниях, специализирующихся на продаже электротранспорта, с техническими характеристиками встречается другая проблема: их могут приукрасить. Об этом мы поговорим в последней части статьи.
Allyur, ТМ Volta bikes
Фото автора.