Как правильно выбрать электроскутер. Часть 4.

18.02.2020

Продолжение. Первую часть статьи, пожалуйста, читайте здесь.

Так как на вкус и цвет – товарища нет, советовать что-либо по выбору дизайна электроскутера, - не буду, хотя, безусловно, он должен нравиться своему владельцу. Мы сосредоточимся на технических характеристиках.

Основных критериев при выборе электроскутера, не считая дизайна, три:

- Пассажировместимость и грузоподъёмность;

- Максимальная скорость;

- Расстояние пробега на одной зарядке;

К этому короткому перечню, можно добавить ещё величину угла подъёма, преодолеваемого электроскутером, но обычно, здесь есть зависимость от максимальной скорости: выше скорость, - больше и максимальный угол подъёма.

При выборе электроскутера, вы должны для себя ответить на три вопроса: кого (или что) вы планируете перевозить; на какое расстояние и с какой скоростью.

 

Если электроскутер предназначен для девушки, или женщины (согласитесь, женский пол на электроскутере смотрится более естественно, чем на бензиновом), например, для поездок на работу и по другим потребностям, как в городе, так и в сельской местности, для этого лучше всего подойдут компактные электроскутеры «Вольта Виста», или переходная модель между электровелосипедом и электроскутером – «Вольта Киви», у которой есть целых 3 модификации – с разной ёмкостью аккумуляторов.

Это не значит, что указанные электроскутеры не подходят для мужчин, или другие модели не подходят для женщин, просто компактные скутеры меньше весят и с ними легче управляться.

«Виста» и «Киви» относительно лёгкие и недорогие. На них можно ездить вдвоем с ребёнком, - например, отвозить его в детский сад или школу, а также - со взрослым пассажиром средней комплекции. Указанные модели, имеют мотор колесо мощностью 350 ватт, развивающее максимальную скорость до 30 км/час. Предлагаемые модели электроскутеров комплектуются свинцово-кислотными аккумуляторами, обеспечивающими максимальное расстояние пробега в диапазоне от 25 км до 50 км, в зависимости от ёмкости батареи.

Так как мощность 350 ватт, маловата для преодоления крутых подъёмов, предлагаемые электроскутеры не подходят для эксплуатации в горной местности, а вот в равнинной, даже при наличии холмов и с подъёмами до 10%, их вполне достаточно. Кстати, у «Вольта Киви», есть педали и в случае чего, мотор колесу можно помочь. Вообще, это один из самых популярных электроскутеров в Китае, продающийся на протяжении последних нескольких лет, миллионными тиражами.

 

Если кто-то считает, что 350 ватт уж очень мало, могу сообщить, что известная компания «Bosсh», несколько лет назад организовавшая производство скутерных мотор колёс в Китае, первым делом выпустила две модели: на 350 ватт и на 600 ватт.

Для тех, кому 350 ватт, всё равно кажутся недостаточной мощностью для скутера, у нас есть недорогая модель «Вольта Фотон». Здесь номинальная мощность мотор колеса составляет 500 ватт. Дизайн – минималистичный. А вот скорость – уже выше и достигает 35 км/час. Такой электроскутер лучше подойдёт, если на дороге есть достаточно крутые подъёмы, часто приходится перевозить пассажира или грузы.

Кстати, обратите внимание, что в характеристиках электродвигателей принято указывать номинальную мощность, а у ДВС – максимальную. Максимальная мощность мотор колеса, зависит от его конструкции, силы тока, который может выдать контроллер, управляющий мотор колесом и способности аккумуляторной батареи эту силу тока обеспечить. Как правило, максимальная мощность мотор колёс, примерно в два раза превышает их номинальную мощность и связана прежде всего со временем работы мотор колеса с повышенной нагрузкой, по принципу: чем больше выдаваемая мотор колесом мощность, тем меньше времени оно может проработать без перегрева.

В тяжёлых случаях перегрева на обмотках мотор колеса плавится изоляция и они замыкают между собой. Ремонт с заменой обмоток, может обойтись более чем в половину стоимости нового мотор колеса.

Производители рассчитывают мощность контроллеров и аккумуляторных батарей таким образом, чтобы этого не произошло, но при продолжительной езде с большой нагрузкой в жаркую погоду, например, - затяжной подъём на гору, не будет лишним остановиться и проверить температуру корпуса мотор колеса. Оно может быть горячим, но рука должна выдерживать нагрев корпуса. Если руке слишком горячо, значит нагрузка на мотор колесо слишком высока и нужно подождать, пока оно остынет и только потом продолжить движение.

Следующий общепринятый номинал мощности скутерных мотор колёс – 800 ватт. Мотор колёсами мощностью 800 ватт, обычно заканчивается линейка массового производства электроскутеров в Китае для внутреннего рынка. Китайцы совершенно справедливо считают, что большая мощность для недорогого городского электроскутера – не нужна. 800 ватт достаточно для достижения максимальной скорости 40 – 50 км/час и заезда с полной нагрузкой на достаточно крутые подъёмы.

 

Мотор колёсами мощностью 800 ватт, у «Вольта байкс» оборудованы модели «Giorno», «Макси», «Контур» и другие. Это стильные и модные модели, с современным дизайном. Это уже не компакт-класс, а полноразмерные электроскутеры. Большие сиденья позволяют комфортно разместиться водителю и пассажиру. Максимальная скорость у этих моделей, находится в диапазоне 45-50 км/час.

Модели серии «Макси» стоят особняком. У них широкие колёса – «катки» и полное отсутствие защитного обвеса. Прототип этого электроскутера был разработан в Германии. Пожалуйста, читайте статью «Электросамокат Scroоser из Германии». Вольта «Макси» комплектуются литий ионной батареей 60v12Ah (720 ватт.час.), которая прячется в подставке для ног. Аккумуляторная батарея у остальных вышеперечисленных электроскутеров, с мотор колесом 800 ватт, - свинцово-кислотная, но по сравнению с «младшими моделями», - увеличенной ёмкости. Ёмкость батареи составляет 20Ah, при напряжении 60v.

 

Почему я говорю батарея, а не аккумулятор? – Всё очень просто: свинцово-кислотный аккумулятор имеет напряжение 12 вольт и если в электроскутере установлено несколько аккумуляторов, то это - аккумуляторная батарея. То же самое и с литий ионными батареями: они состоят из множества аккумуляторов, каждый из которых имеет номинальное напряжение 3.7v

Как сравнить расстояние пробега у разных моделей электроскутеров?

При движении с одной и той нагрузкой и одинаковой скоростью, электроскутеры с одинаковой массой, оборудованные мотор колёсами мощностью 800 ватт – 2 квт, потребляют примерно одно и то же количество энергии. Это – самый важный момент, который нужно запомнить. Расход энергии растёт только при увеличении нагрузки и скорости! А минимальным, расход энергии будет при движении с небольшой скоростью: 20 – 30 км/час.

Продавцы электроскутеров в основном заманивают клиентов нереально большими расстояниями пробега, завышенной мощностью мотор колеса и завышенной максимальной скоростью. Поэтому, не советую сравнивать расстояние пробега и скорость по цифрам, указанным в описаниях, правильнее сравнивать потенциальное расстояние пробега по запасу энергии.

Для того, чтобы правильно оценивать мощность любой батареи, нужно её номинальное напряжение перемножить на ёмкость. В нашем случае, 60 (вольт) умножаем на 20 (ампер часов) и получаем 1200 ватт часов, в которых измеряется мощность батареи. Если же ёмкость батареи, в описании указана без напряжения, то понять, сколько в ней запасено энергии – невозможно. Например: батареи 24v12Ah и 36v8Ah имеют одинаковый запас энергии. В этом можно убедиться, перемножив напряжение каждой батареи на её ёмкость. Но кому-то может показаться, что батарея 24v12Ah – мощнее.

Подобной дремучестью части населения, пользуются некоторые продавцы электротранспорта. Но и сами они недалеко ушли от двоечников по физике, которых «разводят». Почему я так говорю? - Потому что в большинстве описаний с завышенными характеристиками «торчат уши» горе продавцов, которые способны обмануть только ещё больших дилетантов в сфере электротранспорта, чем они сами. Подробнее об этом, мы поговорим в последней части статьи.

Итак, китайцы – самые большие почитатели и самые массовые пользователи электроскутеров в мире, делают ставку на электроскутеры с мощностью мотор колёс 350, 500 и 800 ватт. У нас же, «Вольта байкс», линейка мотор колёс для переоборудования бензиновых скутеров на электротягу, только начинается с 800 ватт… В этом отношении мы идём на поводу у рынка, который хочет, чтобы электроскутеры ездили, как мотоциклы, а электромотоциклы, чтоб летали, как самолёты.

 

Поэтому, для тех, кому 45 км в час недостаточно, у нас есть в продаже модели с мощностью мотор колёс 1200 ватт («Вольта Неро») и 1500 ватт («Титан 1500»). Они стоят дороже, едут – веселее, но и тянут энергии из аккумуляторов, на высоких скоростях , намного больше. Значит, расстояние пробега уменьшается. Вот это и есть основной причиной самоограничения китайского рынка моделями мощностью 800 ватт. Нет, не то, чтобы здесь не было более мощных электроскутеров, но на местном рынке они расходятся очень вяло, а вот на экспорт из Китая улетают, как горячие пирожки.

 

Помимо традиционных электроскутеров в линейке «Вольта байкс», нельзя не упомянуть о «неубиваемых» грузо-пассажирских моделях «Вольта Титан» в разных модификациях. Здесь есть и одноместный грузовой «Вольта Титан Карго» – с большой грузовой площадкой вместо багажника и грузопассажирские «Вольта Титан» и «Вольта Атлас». Помимо большой грузоподъёмности, их отличительная черта – полностью металлические корпуса, без пластикового обвеса. Это гарантирует минимум повреждений электроскутера, если он упадёт, например, с подножки, при порыве ветра. Насколько это важно, хорошо знают владельцы обычных скутеров, чей агрегат хотя бы раз падал. Замена дорогого пластикового обвеса, который к тому же, не всегда удаётся найти, в случае падения электроскутера с металлическим корпусом, ограничивается подкрашиванием царапины на металле, в худшем случае с предварительной рихтовкой.

 

Именно поэтому, электроскутеры типа «Вольта Титан» составляют основу лёгкого электротранспорта для малого бизнеса в современном Китае и массово используются для подвоза небольших партий чего угодно, а также местными курьерскими службами.

Подводя итоги, можно дать следующие простые советы по подбору электроскутера:

- чем больше нагрузка и круче подъёмы, тем более мощную технику нужно выбирать;

- чем больше диаметр колёс, тем лучше и мягче они преодолевают неровности. Обычно электроскутеры комплектуются колёсами диаметром от 10 до 16 дюймов. Самые распространённые - 10-и дюймовые колёса. Для них и «резину» купить проще всего;

- металлические корпуса – более практичны по сравнению с пластиковыми, хотя и не так красивы;

При выборе электроскутера, если есть такая возможность, обязательно посидите на нём и затем сделайте тест драйв. Оцените эргономику, управляемость, ускорение и торможение. Заедьте хотя бы на небольшой подъём. Тест драйв электроскутеров Вольта байкс, возможен в наших магазинах в Киеве, Харькове, Одессе.

А на что обратить внимание в описаниях, чтобы вас не обманули, мы расскажем в следующей статье.

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото автора