Электромобили в Украине освобождают от налогов.
Верховна Рада Украины, 21 мая этого года приняла в первом чтении проекты законов №1674 и №1912. Законопроекты освобождают импортные электромобили не только от ввозной пошлины, но и от НДС, а также акцизного сбора. Отмену двух последних налогов предлагается ввести временно, - до 2020 года.
Авторы законопроекта, в обосновании, отмечают, что такие меры призваны уменьшить зависимость нашей страны от нефтепродуктов, большая часть из которых – импортные: "На сегодняшний день, Украина находится в состоянии зависимости от иностранных поставщиков энергоресурсов, в частности нефтепродуктов и газа. Такая ситуация при наличии внешней агрессии и посягательства на целостность страны, является критической не только с экономической точки зрения, а и ставит под угрозу вопрос национальной безопасности. В таких условиях чрезвычайно актуальным является вопрос развития энергосберегающих, экологически безопасных видов транспорта и его инфраструктуры".
Безусловно, это очень полезный закон, который нужно было принять ещё 10-15 лет назад, когда на рынках зарубежных стран уже появились и электромобили, и всевозможные преференции для их владельцев. Во многих странах Европы, электромобили - не только освобождены от всех налогов, оплаты парковок и платы за въезд в центры городов, - там, где практикуются такие сборы, но государство ещё и предоставляет дотацию покупателям электромобилей. Например, во Франции, при покупке электромобиля, государство и муниципалитеты оплачивают часть его стоимости в сумме - до 10000 евро!
А в Украине развитием и пропагандой электротранспорта, по сей день, занимаются инновационные компании, кстати, - первой из которых в сфере лёгкого электротранспорта, в 2007 году, была основана ТМ «Volta bikes». Сейчас к первопроходцам подключились и общественные организации. Мы пропагандируем новые виды экономичного и экологически чистого транспорта в Украине. А государство, до недавнего времени, - можно сказать, препятствовало распространению лёгкого электротранспорта. Очевидно, топливному лобби, этот транспорт крайне невыгоден, потому что уменьшает их баснословные доходы от продажи нефтепродуктов и газа.
Посудите сами: вскоре после того, как на дорогах Украины появились первые электровелосипеды и электроскутеры, уже осенью 2011 года, Кабинет Министров Украины внёс изменения в Правила дорожного движения (ПДД Украины, глава 1), согласно которым, механическим транспортным средством является: «транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт».
А «двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт», с осени 2011 года, согласно дополнений в ПДД, внесённых Кабмином, – относится к мопедам, с их соответствующей регистрацией и необходимостью получения прав.
И в США, и в Европе, в которую мы стремимся интегрироваться, действует прямо противоположная практика: электровелосипеды с мощностью электродвигателя до 250-500 ватт и максимальной скоростью до 25 – 32 км/час (в разных странах – по разному), относятся к велосипедам, и не нуждаются в какой-либо регистрации, или получении прав. Более того, - небольшими двухместными электромобильчиками, с максимальной скоростью до 45 км/час, в Европе можно управлять без прав и регистрации уже с 16 лет (!)
А в Украине, на сегодняшний день действуют следующие сборы и налоги в отношении электромобилей:
- Ввозная пошлина: 10%
- преференциальная пошлина 8%
- НДС 20%
- Акцизный сбор: 109 евро
- Регистрационный сбор – около 6%.
При этом, разумеется, все электромобили (и даже электровелосипеды) в Украине, независимо от мощности электродвигателя и максимальной скорости, нужно регистрировать и получать права на управление. При отмене большей части налогов и сборов, согласно законопроектам 1674 и 1912, по крайней мере, продажная цена электромобилей может уменьшиться до 30%!
Интересно, что введение акцизного сбора на электромобили в Украине, было принято всего лишь пол года назад (!), всё тем же составом Верховной Рады. Ещё тогда я возмущался этим фактом: 2/3 от общего объёма углеводородного топлива - мы импортируем. Именно из-за этого, получаем отрицательный внешнеторговый баланс. Как следствие – имеем рост курса доллара, за год с небольшим: в 2.5 раза, и последовавшее за этим обнищание населения.
Возникает вопрос: по какому же принципу работает наш главный законодательный орган: это что - толпа, которая сначала «побежала» в одну сторону, а потом, получив другую команду – в противоположную? Повторюсь, - очень хорошо, что наконец приняты законопроекты об отмене налогов и сборов с электромобилей. Избиратели и всё население Украины рассчитывает на вдумчивую работу народных депутатов, на благо Украины. Для эффективной работы главного законодательного органа страны по внедрению экономичного и экологически чистого электротранспорта, нужно приглашать в профильные комитеты Рады, экспертов по электротранспорту, готовить с их помощью, а затем принимать законопроекты, последовательно стимулирующие развитие всех видов электротранспорта, начиная с электровелосипедов.
Если нет пророков в своём отечестве, давайте послушаем умных людей, идущих в ногу со временем и зарабатывающих на инновационных технологиях. Известный бизнесмен, миллиардер Ричард Бренсон, во время своего выступления на ForumOne, который прошёл в Киеве 30 апреля этого года, обратил внимание, что одна из крупнейших возможностей в Украине – это энергосбережение. И добавил: «зачем нужны автомобили, если существуют электровелосипеды».
Эти слова, наше правительство, должно взять в рамочку, разместить на видном месте в своих кабинетах, и начать, наконец, заниматься тем, чем занимаются чиновники по всей Европе: развивать электротранспорт.
Электромобиль, - если брать только цену энергии, - в 25-30 раз экономичнее – в финансовом отношении, по сравнению с автомобилями, оснащёнными двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, - и это очень важно для Украины, мы уходим от зависимости к импортным нефтепродуктам. Укрепляется национальная валюта. Я уж не говорю о том, что электротранспорт – более чистый в экологическом отношении. А при использовании для зарядки аккумуляторов электротранспорта электроэнергии, получаемой от возобновляемых источников энергии, мы получаем почти полную экологическую чистоту транспорта.
Ю. Алексенко, президент Всеукраинской ассоциации
развития электротранспорта и альтернативной энергетики «Энергия»