Сверхкомпактный и легкий электродвигатель типа мид-драйв Bionicon.
Существует два типа электродвигателей, которые используются на электровелосипедах – мотор колеса и подвесные электродвигатели с цепной передачей крутящего момента на заднее колесо, или как их еще называют – мид-драйв. Мотор колеса – самый популярный вариант электропривода, так как его довольно легко установить на велосипед. Кроме того, его простое устройство, теоретически, должно быть надежнее, нежели более сложная конструкция подвесного электродвигателя.
Да и цена мотор колёс гораздо ниже, чем у других конструкций электроприводов. Это определяет доминирующее положение мотор колёс на рынке. Но все же, некоторые компании, выпускают и электромоторы для электровелосипедов, устанавливаемые на каретку. Кому же они интересны? Главным образом, тем, кто собирается использовать их на спортивных велосипедах с передней и задней подвеской.
Утяжелять одно из колес электровелосипеда, на котором собираешься нестись по склону, то и дело прыгая через канавы и прочие препятствия – неразумно. Другими словами, подвесные электродвигатели применяются там, где нужна минимальная неподрессоренная масса. Другой очень важный момент – вес такого мотора. Ведь если электрооборудование слишком утяжеляет байк, то его возможности на пересечённой местности ухудшаются.
Основываясь на таких соображениях и на желании создать простой и универсальный комплект оборудования для перевода любого двухподвеса на электротягу, германская компания Bionicon создала мид-драйв моторчик e-ram (англ. «электронный баран»). «Баранчик» предназначен для установки на педальный узел, надеваясь на каретку, под шатун. Номинальная мощность электродвигателя - 250 Вт, номинальное напряжение 48 В, максимальный крутящий момент 60 Нм. Сообщается, что при массе 1450 грамм, это самый легкий электродвигатель подобного типа из всех представленных на рынке.
Кроме того, его можно установить практически на любой горный велосипед, если каретка и шатуны подходят по размерам. В комплекте к мотору идет и литиевая аккумуляторная батарея емкостью 5.8 Ач, собранная из популярных среди профессионалов аккумуляторов формата 18650 от Samsung (из таких же элементов, в основном собирает аккумуляторные батареи и Volta bikes).
Так как набор для переоборудования горного велосипеда на электротягу от Bionicon задумывался как максимально универсальный, никакого крепления литиевой аккумуляторной батареи на электровелосипед не предусмотрено. Вместо этого, магнитный разъем от силового кабеля электродвигателя выводится на верхнюю трубу рамы и закрепляется, а саму аккумуляторную батарею предлагается везти в рюкзаке. При весе аккумулятора 2.4 кг, это не создаст неудобств райдеру, если только это единственное, что он собирается класть в рюкзак (пожалуй, нужно и нам взять на заметку этот вариант размещения АКБ).
На аккумуляторной батарее есть дополнительный разъем для зарядки мобильных устройств, а приложение для смартфона поможет всегда быть в курсе состояния и режима работы компонентов. Само собой, моторчик работает только в режиме ассистирования педалированию, а в случае ненадобности может быть просто отключен, или вовсе снят с велосипеда – по словам разработчиков, это довольно простая процедура.
Кроме своего набора для переоборудования велосипеда на электротягу, компания Bionicon также предлагает уже оборудованный набором двухподвесный электровелосипед Edison EVO весом 14 кг (без учета электродвигателя), оборудованный качественными компонентами от SRAM и Magura. Узнав стоимость товаров, невольно присвистнешь – 1910 долларов за набор e-ram (у нас АКБ с точно такими же элементами и такой же ёмкостью, будет стоить примерно 185 долларов. Тогда мотор и контроллер - стоят 1725 долларов!) А стоимость электровелосипеда Edison EVO – 5350 долларов. Недёшево даже для немцев.