Так кто же изобрёл велосипед: русский мужик, или немецкий барон?

05.08.2014
    Интересно, что по одной из версий,  первым изобретателем двухколёсного средства передвижения  - велосипеда,  является русский мужик  Артамонов Ефим Михеевич, который  был крепостным и жил в селе Верхотурье.
    Сторонники версии российского происхождения велосипеда  утверждают, что  именно он в 1801 году,  впервые совершил  путешествие на  двухколёсном  велосипеде из своего села в Петербург. Он якобы прибыл на коронацию Александра Первого. Царю  изобретение пришлось по душе  и он даровал крепостному мужику Артамонову и его семье свободу. Само же средство передвижения  впоследствии попало в Нижнетагильский музей, где и находится   по  сей день.
 
   Стоит сказать, что  ни одного упоминания об  изобретателе  в  документах  той  эпохи не найдено,  поэтому у историков и возникли обоснованные сомнения в достоверности этого изобретения русским мужиком. Также необходимо  отметить, что нет ни одного документа, который бы подтверждал  даже существование самого Артамонова, не говоря уже о велопробеге от Верхотурья  до Петербурга.
Чтобы опровергнуть, или подтвердить российскую версию изобретения велосипеда, в конце двадцатого века, учёные взяли на экспертизу образцы материалов , из которого был построен велосипед. Стало ясно, что велосипед был сделан из вида стали, который появился не раньше семидесятых годов девятнадцатого века. Учёные пришли к выводу, что главное доказательство, - сам  велосипед ,  оказалось ненастоящим. 
 
   Первое упоминание об Артамонове было  сделано в книге «Исторический очерк уральских горных заводов», которая вышла в 1896 году (ровно после ста лет от дня велопробега) из  под пера историка Белова. В этой книге, без указания  источников,  написано, что во время коронования Павла Первого , в 1801 году, Артамонов ездил на изобретённом  им  велосипеде, благодаря чему получил свободу от императора.
 
   Стоит напомнить, что Павел Первый был коронован в 1797 году, а не в 1801, как утверждал Белов. Эту неточность исправил Кривощеков И. Я. В своей книге «Словарь Верхотурского уезда», а также эти сведения подкрепил ссылкой на Белова.
 
   Далее эта легенда пошла  гулять по страницам энциклопедий и справочников.  В то время в России  проводилась политика  борьбы с низкопоклонством перед Западом и историки  пытались доказать российское происхождение множества изобретений.  Большинство фактов  подтверждалось соответствующими документами, чего к сожалению, нельзя сказать о первом российском велосипеде.  Таким образом, легенда  о первом велосипеде Артамонова  появилась весьма кстати  и в неё поверил народ.
 
   В конце концов,  эта история попала в Большую Советскую Энциклопедию, получив ссылку на книгу  «Русская техника», автором которой  является   В. В. Данилевский.   Эта  книга  была  издана в 1948 году и именно в ней впервые опубликовались имя и отчество изобретателя, а также года его жизни. Вполне возможно, что Артамонов действительно построил велосипед, однако, очевидно, что он сделал это позже барона  фон Дреза.

Жизнь и изобретения барона фон Дреза.  

барон фон Дрез - изобретатель велосипеда

   Кому только в истории велосипеда не приписывали его создание. Это был и легендарный Леонардо да Винчи, а также  его  талантливый ученик Джакомо Капротти и  даже русский мужик Ефим Артамонов. Самое интересное то, что ни в одном из этих вариантов историии изобретения,  его  не приписывали   настоящему создателю – барону Карлу фон Дрезу. 

 
    Этот изобретатель  служил лесником недалеко от города Карлсруэ. По долгу службы, он вынужден был преодолевать большие расстояния, а так  как барон  хорошо разбирался в математике и механике, то  решил сконструировать средство передвижения, которое было бы способно перемещаться на большие расстояния, а также не требовало  регулярного  ухода. В 1818 году, 17 февраля, он запатентовал своё изобретение. Это был самокат,  оборудованный  рулём и седлом. Сам изобретатель назвал его машиной для ходьбы.
 
   Согласно существующим документам, самокат был продемонстрирован жителям города ещё раньше, чем был получен патент. Газеты писали о том,  что уже в  1816 году,  весной, изобретатель промчался на своём изобретении около двадцати километров. Рама была сделана из дерева, да и велосипедом это назвать было сложно, так как  у него пока ещё не было педального привода и  ездить приходилось, отталкиваясь от земли ногами. Самокат имел сиденье и раму, выполненную из дерева.
 
   Интересен тот факт, что после  демонстрации новой техники, начальство лесного хозяйства  вызвало барона к себе «на ковёр», и угрожало ему увольнением,  а также  помещением в психиатрическую больницу, если он и дальше будет позорить своё ведомство. Барон согласился с требованиями руководства, так как его семья была  бедной  и потеря работы повлекла  бы за собой голодное будущее. Поэтому, если бы не случилась погодная аномалия в 1816 году, то о его изобретении, возможно, никто бы и не узнал.
 
   В тот год,  летом,  несколько раз выпадал снег  и  урожай был  испорчен. Так как корм для скота взять было неоткуда, крестьяне полностью вырезали его, -   даже лошадей.  Поэтому  ездить  стало  не на ком   и  народ обратил свой взор на изобретение фон Дреза.  Даже  самому баварскому кронпринцу это изобретение  пришлось, по душе  и он попросил короля наградить изобретателя, который жил в соседнем городке. Только благодаря этой помощи, фон Дрез  смог разрекламировать  своё изобретение и утереть нос чиновникам.
 
   Но чиновники  затаились и долгое время ожидали, когда смогут одержать реванш. Такая возможность им впоследствии  представилась.  Кстати, барон не ограничился изобретением велосипеда.  Кроме этого он был популярным писателем,  сконструировал современную  мясорубку , печатную машинку, а также тележку, которая передвигалась по рельсам  за счёт движений рычагов людьми, которые находились на ней. Эта тележка- то и  получила название в честь своего изобретателя – дрезина. 
 
   Изобретатель  поддержал   Германскую революцию 1849 года. После того, как её подавили, самого Дреза не тронули, но он лишился своих покровителей. Этим воспользовались его недоброжелатели, которые придерживались логики, что нормальные люди не могут изобретать, а изобретают только психически больные.
 
   После этих событий, изобретателя поместили под домашний арест. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения  фон Дреза  и вскоре после этого,  в 1850 году, изобретатель скончался. Человек, который подарил миру много изобретений, умирал в нищете. 
 
   Стоит отметить, что впервые педали к велосипеду приделал в 1840 году кузнец из Шотландии Киркпатрик Макмиллиан. Но его доработка не получила широкого распространения. Второй раз велосипед с педалями, установленными прямо на ступицу переднего колеса,  уже сконструировал француз Пьер Лалман. Кстати,  Ефим Артамонов, согласно легендам, сконструировал точно такой же велосипед.
 
    И хотя барону не везло  при жизни, память о нём, хоть и с некоторым запозданием  вошла в историю, увековечив этого талантливого  изобретателя велосипеда и других устройств. Впоследствии велосипед ждало много усовершенствований и изобретений, вплоть до создания современных электровелосипедов с мотор колесом, к которым относятся и модели ТМ «Volta bikes» 
 
   Велосипед  и сегодня является  одним из самых  популярных  и  распространённых   транспортных средств в мире . 
 
ТМ «Volta bikes»
 
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав.