Как неисправное зарядное устройство может вывести из строя аккумуляторы.

12.05.2014

Недавно  мне позвонил  один  владелец  электровелосипеда и сказал, что ему попались бракованные свинцово-кислотные аккумуляторы. Он поставил их на зарядку, а они  вздулись, - все четыре штуки. Это уточнение количества, сразу внесло ясность: причина выхода  аккумуляторов из строя – неисправность   зарядного устройства.

Наводящие вопросы и дальнейший разговор подтвердили  мою догадку: аккумуляторы простояли на зарядке больше суток. Зарядное устройство при этом не отключилось. Хозяин аккумуляторов забеспокоился только тогда, когда корпуса аккумуляторов уже начали плавиться.  Является ли этот случай выхода из строя аккумуляторов, -  гарантийным? Нет, не является, - потому  что   выход из строя сразу четырёх аккумуляторов  - следствие поломки зарядного устройства, а вздулись аккумуляторы – от перезаряда.  Вот  поломка зарядного устройства,   - действительно является гарантийным случаем, если срок действия гарантии на него, конечно, не истёк.

Алгоритм работы автоматических зарядных устройств  для  свинцово-кислотных аккумуляторов, очень прост: они выдают заданное напряжение и одну и ту же силу тока заряжающимся батареям  до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумуляторов не сравняется с напряжением на разъёме зарядного устройства. После этого,  зарядное устройство автоматически переходит в режим со слабым током, - на уровне примерно 50 mA. Аккумуляторы при таком токе дальше уже не заряжаются  и зарядное устройство может оставаться  подключенным  к аккумуляторам, как угодно долго, хотя, в целях безопасности, его лучше отключить от сети и аккумуляторов. 

Напряжение на выходе зарядного устройства, предназначенного для аккумуляторной батареи с номиналом 48 вольт, обычно составляет 56.4 вольта. Для аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 36 вольт, напряжение зарядки должно быть 42 вольта. Для аккумуляторной батареи на 24 вольта, зарядка должна выдавать 28 вольт. Напряжение на выходе зарядных устройств для свинцово-кислотных аккумуляторов, имеет небольшие допуски, - то есть, может отклоняться в пределах примерно  1-2%.  Свинцово-кислотные аккумуляторы, - относятся к нетребовательным потребителям электроэнергии  и  в общем-то,  без  последствий,  могут заряжаться  и при гораздо более высоком напряжении,  главное -  чтобы сила тока при этом не была чрезмерной.

Например, один из способов частичного восстановления ёмкости свинцово-кислотных  аккумуляторов, как раз и заключается в их зарядке,  при напряжении в 2-4 раза выше, чем полагается. Мы испытывали и это способ,  и устройство для восстановления аккумуляторов, которое работает по этому принципу, - эффект действительно есть. Правда, рекомендовать к широкому применению, этот способ я не могу, так как для этого нужны полномасштабные испытания, - как изменится ресурс аккумуляторов в результате постоянной зарядки повышенным напряжением? 

А упомянул его я для того, чтобы проиллюстрировать, что зарядка свинцово-кислотных аккумуляторов  напряжением,  немного превышающим рекомендованное,  для батарей – абсолютно безопасна, если, конечно,  сила тока не выходит за пределы рекомендованных значений: не более 20% от номинальной ёмкости аккумулятора.

Но, если зарядное устройство станет выдавать на выходе напряжение выше, чем нужно, то напряжение на клеммах, даже под завязку заряженного  аккумулятора,  не сможет «догнать» напряжение на разъёме зарядного устройства. Теоретически тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы могут заряжаться до 14.5 вольт. На, практике, напряжение на клеммах полностью заряженного аккумулятора, обычно  не превышает 14 вольт. Для батареи из 4 аккумуляторов, оно суммируется и составит, максимум, -  56 вольт. 

И если напряжение на разъёме зарядного устройства составляет не 56 – 58 вольт, а больше, то зарядное устройство, пытаясь повысить напряжение аккумулятора до своего собственного уровня, не отключится, - вернее, не перейдёт в дежурный режим с малым током, а продолжит выдавать стандартный ток, на который оно рассчитано, например: 1.8 Ампера. Если аккумуляторы постоят подключенными к такому зарядному устройству сутки, то действительно, выйдут из строя от перезаряда.

Что делать, чтобы этого не произошло? Всё очень просто и вы это слышали не раз: никогда не оставляйте включенные электрические приборы без присмотра. Если Вы поставили аккумулятор заряжаться на ночь, а утром зарядное устройство ещё не отключилось, это повод – замерить вольтметром напряжение на разъёме  зарядного устройства, а также на клеммах аккумуляторной батареи в целом и каждого аккумулятора по отдельности.  Если напряжение на разъёме включенного зарядного устройства, соответствует указанным выше рекомендованным значениям, - нужно проверить каждый аккумулятор. Предположим, один аккумулятор показывает 13.2v, второй:  13.4v; третий: 13.1 v, а четвёртый: 11v. Последний аккумулятор снижает общее напряжение аккумуляторной батареи до 50.7v и зарядное устройство, по этой причине,  может не отключиться, хотя все аккумуляторы уже заряжены,  насколько это возможно. В этом случае, нужно заменить неисправный  аккумулятор, -  на новый,-  обязательно, такого же типа.

Если же напряжение на выходе с зарядного устройства гораздо выше нормы, - то оно неисправно и заряжать аккумуляторы будет, а вот отключаться, - нет. В этом случае, -  нужно отремонтировать, или заменить зарядное устройство. Пользоваться им для зарядки,  в принципе, можно, - замеряя напряжение на клеммах аккумуляторной батареи вольтметром  и отключая зарядное устройство  от сети, когда напряжение на заряжаемых аккумуляторах  достигло нормы.  

Для аккумуляторов  вреден как перезаряд, так и недозаряд. Если регулярно недозаряжать аккумуляторы, то их ёмкость уменьшится, так как возникнет эффект памяти. Для того, чтобы этого не происходило, периодически, раз в два-три месяца, аккумуляторы нужно полностью разряжать, но не опуская напряжение ниже 10.5 вольт в пересчете на каждый аккумулятор,  а потом полностью заряжать . А вот если заряжать аккумуляторы чрезмерно большим  током, или неисправным зарядным устройством, с высоким напряжением, которое из-за этого не отключается автоматически,  то их можно легко вывести из строя за сутки, или даже за меньшее время -  в зависимости от мощности зарядного устройства и степени заряженности аккумуляторов.

Поэтому, будьте внимательны. Если зарядное устройство не отключается через обычный промежуток времени, - это сигнал для проверки и его, и аккумуляторов.

                                                                                                     Allyur.

                                                                         Фото автора. Фото электромобиля – с сайта electricmobile.ru

* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав

Облако тегов:  аккумуляторы Сумы, литий ионный аккумулятор Сумы, тяговые аккумуляторы Сумы, литиевые аккумуляторы купить Сумы, аккумуляторы для электромобилей Сумы