Велопоход по замкам Закарпатья. Часть 1.

21.09.2014

Замок Шенборн и замок-крепость Перени.

Не впервой мне ездить по Западной Украине, но вот еще никогда я не посещал Закарпатье. Там находится знаменитая долина нарциссов и руины старой крепости.  Я  созвонился с друзьями и  предложил составить мне компанию в велопоходе по маршруту Свалява – Чинадиево – Мукачево – Береговое – Новое Село.

В  итоге нас собралось 5 человек. Подготовили  снаряжение и погрузили на электровелосипеды, переоборудованные из обычных гибридов и МТВ с помощью мотор колёс Volta bikes.
    Часов 12 провели в дороге и в 4:30 прибыли на конечную станцию – в Ужгород.

Начало нашего маршрута начиналось в Сваляве. От Ужгорода город находится в 65 км и мы решили преодолеть этот путь на электричке «Ужгород – Львов». В 7:30 мы уже были в Сваляве.

Город, прежде всего, известен своими курортами с лечебной минеральной водой. Но есть в пригороде и старая Михайловская церковь, построенная без единого металлического гвоздя.

А найти ее оказалось не так-то уж и просто: ни в городе, ни на трассе нет никаких опознавательных знаков месторасположения церкви. Пришлось пообщаться с местными, которые и указали нам путь. По пути нам встретился и костел Св. Девы Марии, и православная церковь, и римо-католический храм.

Михайловская церковь построена в конце 16 века. Смотритель церкви разрешил нам войти внутрь и даже рассказал о ее истории. Оказалось, что эту церковь можно транспортировать с одного места на другое благодаря своей конструкции (так как она построена без гвоздей, то и разбирается – собирается как конструктор). Именно таким образом были перевезены на территорию ужгородского краеведческого музея многие церквушки и дома 19-20 веков постройки.

Смотритель, узнав наш маршрут, рассказал о  церквях, которые мы  встретим на своем пути. Поблагодарив его за все, выехали в сторону железнодорожной станции и направились в направлении Мукачево, в село Карпаты. Там находится замок Шенборн.
Ехали по трассе Т0726, вдоль железнодорожного полотна. Село находится всего в 10 км от Свалявы. И хотя замок находится в селе Карпаты, местные, всю эту местность включают в состав поселка Ченадиево. Центральный вход на территорию замка находится в  районе станции «Карпаты», справа.

Заплатив за вход  и поднявшись по каменной дороге вверх на 600 м, попадаешь в антураж романов А. Дюма. И такое сравнение не преувеличение… Графский дом, парк, ставок. И хотя там не цветут лилии, как в известной песне, ставок от этого не теряет свою привлекательность. Кстати, вода в ставке содержит глицерин, который  смягчает кожу.
Сам замок был перестроен из охотничьего домика епископа Шенборна и его архитектура связана с ключевыми параметрами современного календаря. Так здание имеет 4 башни, 12 входов, 52 комнаты и 365 окон.
К слову, именно Лотар Шенборн привез в эти края сакуру, которая неплохо прижилась. Ее много в парке, а также она растет  в Мукачево.
Сейчас в замке находится санаторий «Карпаты». На территории есть и охотничья изгородь, за которой можно увидеть зайцев, кур, лебедей, косулей.

Мы же двинулись далее, к поселку Чинадиево, чтобы увидеть очередной замок. Расстояние между поселками – 8 км.
Когда-то поселок имел название Сент-Миклош (Святой Николай), а переименовали в Чинадиево после Второй мировой войны. Там  находится замок-крепость Перени, он же Сент-Миклош. Стены толщиной в метр и очень много бойниц. Замок построен в 15 веке бароном Перени. От врагов крепость дополнительно была защищена обрывом и рекой. Оборонительное сооружение замка до наших дней не сохранилось.

В Чинадиево еще есть одна достопримечательность – сруб бука, в середине которого, со временем, образовался христианский крест. Эту святыню можно увидеть в местном костеле, в 40 м от замка.

Замок Перени с 2001 г. взят в аренду частным лицом – художником Иосифом Бартошем. К воротам замка мы подъехали в 20:00 и было понятно, что сегодня на его территорию мы уже не попадем. Решили искать место для стоянки. Но нас ждал сюрприз: на пороге замка стояла девушка, которая с интересом наблюдала за нами. Узнав, что мы велотуристы и путешествуем  по замкам Западной Украины, пригласила нас  в замок. Для нас она провела экскурсию, из которой мы узнали, что во времена Великой Отечественной войны, у немцев, здесь была тюрьма. Во времена же советской власти -  военные склады и сельсовет. В наши дни здесь проживает семья Бартошей и своими силами им удалось восстановить кровлю замка и отреставрировать первый этаж. Замок Перени – действующий музей. В экспозиции можно увидеть: две частично меблированные комнаты (гостиная и скандинавский зал) и зал с портретами бывших владельцев замка (автор -  сам Иосиф Бартош).

В помещении замка  проводятся художественные выставки, концерты, и другие культурные мероприятия. За счёт доходов от этой деятельности, хозяину удается реставрировать и поддерживать замок. Кстати, замок Перени является первым замком в Украине, взятым в аренду.

Прослушав интересную экскурсию, мы уже было собрались в дорогу. Но в это время начался дождь. Пора было подумать о ночлеге. И тут девушка предложила заночевать прямо в замке. Мы без раздумий дали добро.
   За день проехали всего 20 км, но зато сколько всего интересного увидели и услышали.

Продолжение, пожалуйста, читайте в следующей части.

С.Родионов, специально для ТМ «Volta bikes»

* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав