Три дня на электровелосипеде по Закарпатью. Часть 3

21.09.2014

  Продолжение, начало читайте в  и 2й части

  От водопада Воеводин к минеральным источникам.

   Снова мы проснулись в 8 утра. Сразу же пошли смотреть на водопад Воеводин. А он действительно заслуживает внимания. С высоты 15 м срывается вниз два  основных потока, которые падают в небольшое озерцо.  В нем множество поваленных деревьев. Всё это выглядит потрясающе. Две струи, которые ниспадают вниз, разделены каменным колоссом. Он стоит посреди бушующей воды, словно языческий идол.
 
   Мы решили искупаться в ваннах с «гидромассажем». Далее обсохли, собрали вещи, сели на наши электровелосипеды и отправились дальше. Перешли по мостику на левый берег и поехали по тропинке к реке Шипот. В месте слияния рек Воеводин и Шипот стоит арт – усадьба «Шипот».
 
   Мы же движемся дальше и после подъемов, вдоль реки Шипот, начинается грейдерная дорога. Мы  катимся к селу Турьян Поляна. Перед самым селом лес заканчивается. Справа от нас – заказник «Соколовы скели», решили туда не заезжать.
 
   В селе Турьян Поляна выезжаем на асфальтированную дорогу Т0712 и едем к Свалявке. Последним сложным объектом на нашем пути был Оленевский перевал. Он оказался не затяжным, поэтому его преодолели, даже не вставая с «седла». Сделали небольшую остановку на его вершине, а затем начался спуск вниз.
 
   Мы едем по территории Свалявского района, который известен своими минеральными водами. Так, в селе Плоская, есть две скважины с минеральной водой. На территории села действует завод минеральных вод. Мы набрали себе воды, чтобы выгодно продать дома (шутка) и поехали дальше по дороге.
 
   Проехали села: Павлово, Яковское, а возле Поляны (в этом селе изготовляется знаменитая «Поляна Квасова»), свернули на юг в сторону села Солочин.
 
   В селе Солочин остановились на обед. Село основано еще в 15 веке, а название произошло от слова «солоч». Солонцовыми почвами богата земля Солочина. В селе, как и во всем районе, много источников минеральных вод. А еще, через Солочин, проходит нефтепровод «Дружба».
 
   Следующая остановка была в селе Голубиное, которое также известно своими минеральными источниками и санаториями.
Последний пункт нашего маршрута – Свалява. В город заехали с севера, переехав мост через реку Латорица (эта река протекает и по территории Украины, и по территории Словакии). Каждую весну и осень Латорица выходит из  берегов, что приводит к наводнениям и затоплению низин в ближайших к реке поселках.  На реке много порогов и перекатов, что придает ей живописности.
 
   От Турьян Поляны до Свалявы преодолели расстояние в 30 км.
  Первое упоминание о Сваляве относиться к 12 веку, хотя люди селились здесь еще до нашей эры. Название города связано со словом соль, которую здесь добывали и продавали в соседние страны. В разные века Свалява переходила из рук венгерских королей к трансильванским князьям и польским магнатам.  В начале 20 века венгерские промышленники открыли в городе завод «Сольва» по переработке древесины. После окончания Второй мировой войны недалеко от Свалявы был советский концлагерь с немецкими и венгерскими военнопленными.
 
   Сейчас Свалява знаменита своими курортами и минеральными водами. Главная достопримечательность города  – Михайловская церковь 16 века. Это настоящий шедевр зодчества Закарпатья. Церковь построена без единого железного гвоздя.
В Михайловской церкви до сих пор хранятся регистрационные книги 19 века, где зафиксированы данные о рождении, крещении, венчания, бракосочетания и смерти жителей Свалявы.
 
   Стоит упомянуть и мемориальный комплекс на окраине города – военное кладбище времён Первой мировой войны.
В ночь на 15 марта 1915 г. здесь произошла трагедия на железной дороге. В ходе Первой мировой войны, австро-венгры   остановили  продвижение русских войск на берегу реки Латорица в районе Свалявы. Когда начался Брусиловский прорыв, все войска были брошены в сторону Галиции. В этом же направлении, в поездах, ехали и венгерские части со стороны Свалявы. Возле станции Заньки вагоны отсоединились и начали стремительно катиться вниз. Солдаты, которые находились в этих вагонах,  на ходу стали их покидать. Погибло около 100 человек. В середине 30-х гг. прошлого века, стараниями мецената - работника фабрики «Сольва» здесь появился памятный обелиск. 
 
   На железнодорожной станции погрузились в  поезд и двинулись домой. Мы покидаем Карпаты, чтобы  спустя какое-то время снова вернуться сюда. За три дня мы увидели красивейшие водопады Закарпатья и благодаря мотор колёсам Вольта без проблем преодолели расстояние в 111 км. 
 
С. Родионов, специально для ТМ «Volta bikes»
 
 
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав