Велопоход по Кавказу. Часть 2

21.09.2014

Продолжение, начало читайте в 1й части

Велопоход по Кавказу. Вид с вершины горы Муха

Утром следующего дня мы продолжили наш путь вверх. На этом участке можно встретить стада пасущихся овец и лошадей. И всю дорогу нас сопровождали очень красивые пейзажи. Когда мы, наконец, выбрались на перевал, сделали небольшой привал, чтобы пообедать и сделать фотографии. На этом перевале по традиции, каждая тургруппа оставляет лист со списком участников  и указанием страны и города. Мы также оставили свой список. После привала мы стали спускаться вниз с другой стороны перевала. Здесь дорога нас также не порадовала, ехать было практически невозможно. Тропа вниз достаточно крутая, так что нужно следить, чтобы велосипед не становился на дыбы. В итоге мы спустились к реке.
Велопоход по Кавказу. Спуск с Мухинского перевала

Велопоход по Кавказу. Спуск с Мухинского перевала

Дальше с нашей стороны реки шла сплошная стена скал, поэтому мы переправились на другой берег. Река неглубокая, но очень бурная и несет под водой камни. Поэтому в ней не так уж много мест, чтобы легко перейти. Переправляться нужно обязательно в обуви, чтобы не поранить ноги. Мы разделились по парам и помогали друг другу переправлять наши велосипеды через реку. Далее мы направились вниз вдоль реки. Мы не успели одолеть всю дорогу до полудня. В это время тут частенько идёт ливень. Так случилось и с нашей группой, так что к вечеру палатки мы расставляли уже под проливным дождем.

Утром  погода наладилась и  мы отправились в направлении села Хасаут-Греческое, которое  находится в Зеленчукском  районе Карачаево-Черкесии. Поначалу хорошая тропа постепенно превратилась в усыпанную каменными глыбами тропку и проехать стало  невозможно. Нам пришлось переносить наши велосипеды над головой. Далее мы попали в малинник, что стало для нас приятным сюрпризом. Подкрепились ягодами и поехали дальше.

По пути нам встретилось заброшенное старое село. Там в деревянной беседке мы сделали привал на обед. После этого еще несколько часов езды на велосипедах – и мы  в селе Хасаут-Греческое. Здесь уже после закупки продовольствия мы остановились на ночлег, палаточный лагерь, естественно, разбили за селом. После этого населенного пункта  маленькие села пошли чаще, так что в дальнейшем мы могли без труда найти продуктовый магазин. Также тут начинается асфальтированная дорога, и по ней молжно нормально ехать. Однако здесь надо внимательно следить, чтобы не попасть под машину.
Велопоход по Кавказу. Вид сверху на Долину Нарзанов

Велопоход по Кавказу. Вид сверху на Долину Нарзанов

На следующий день взяли направление на Краснодарский край,  по автотрассе. По пути мы проезжали станицы Кардоникская и Преградная, также в Зеленчукском районе. Здесь уже кончается холмистая местность, и начинается ровная дорога между полей и лугов. Тут мы в полной мере смогли насладиться велосипедной ездой. В Краснодарском крае мы проехали через  населенные пункты:  Псебай, Шедок и дальше, в Мостовском районе, - станица Губская. После нее асфальтированная дорога кончилась и снова началась щебёнка.

Место стоянки первобытных людей
   После Хамкетинской станицы мы заехали в  лес, здесь нам пришлось ехать через густые заросли папоротника. Дальше мы проехали станицу Севастопольскую и выехали к городу Каменномостский. Здесь мы запаслись едой. Недалеко от этого города в результате археологических раскопок была открыта  стоянка первобытных людей. Мы посмотрели на неё и подумали, что ничего в  мире не меняется: вот так же, как мы, 100 или 200 тысяч лет какая-та группа первобытных «туристов» тоже путешествовала в этих местах, только без велосипедов. Имеется и соответствующий памятник. Но, к сожалению, посмотреть на эту достопримечательность можно только платно. Чтобы не нарушать традицию первобытных путешественников, на ночлег мы расположились тоже недалеко от этого места, возле реки.

На следующий день мы направились на плато Лаго-наки. Проехали до развилки и по указателю свернули налево. Нас ждал подъем длиною в 30 километров, пролегающий через Азишский перевал. Его высота  составляет 1745 метров. В разговоре с местными жителями мы выяснили, что здесь каждый день, как по расписанию, в полдень идет дождь, в чём мы потом сами убедились. На плато Лаго-наки имеются ледники, также здесь находится заповедная зона. Это плато не может похвастаться велосипедной тропой, здесь легче идти пешком. В дождь земля под ногами становится скользкой. После прогулки по плато мы спустились обратно вниз. По дороге есть указатель на родник, рядом с которым можно организовать стоянку. Также недалеко есть живописные водопады. Самый популярный из них – Студенческий, высотой 40 метров. Также здесь иногда можно встретить медведей. Тут мы и устроили следующую ночевку.
 Велопоход по Кавказу. Выезд из поселка Мезмай в направлении к Гуамскому ущелью
Велопоход по Кавказу. Выезд из поселка Мезмай в направлении к Гуамскому ущелью

Следующий день начался со щебневой дороги на поселок Мезмай, который находиться в Апшеронском районе Краснодарского края. Здесь мы сделали привал, чтобы пообедать и погулять по городу. Мезмай также славится своим «серебряным» родником, в воде которого содержится большое количество серебра. Отсюда мы направились в Гуамское ущелье. Чтобы не сбиваться с дороги, здесь лучше ехать прямо вдоль железной дороги. По хорошей дороге можно подъехать с главного входа в ущелье, который находиться с противоположной стороны, где располагается поселок Гуамка. Однако нам пришлось заезжать в него со стороны Мезмая, а там нас встретила очень плохая для велосипедов тропа. Ущелье очень живописное и красивое, здесь хочется запечатлеть на фотоаппарат буквально каждый камень. Мы проехали через все ущелье и выехали со стороны одноименного поселка. Далее от него по трассе мы двинулись в сторону поселка Красный Дагестан. Здесь за поселком есть хорошие стоянки, родник, поэтому мы смогли удачно разбить палаточный лагерь для ночевки.
 Велопоход по Кавказу. Гуамское ущелье
Велопоход по Кавказу. Гуамское ущелье

На следующий день мы уже вышли на финишный этап нашего велопохода. Нам осталось только добраться по шоссе до Апшеронска. Там мы уже погрузились в автобус и доехали до города Белореченский. Здесь уже нас ждал поезд. Добраться в Украину отсюда не так уж и просто. На прямой поезд до Луганска очень сложно достать билеты. Поэтому мы взяли билеты до Ростова. Там уже можно уехать либо поездом, либо автобусом.
 М.Захарова, специально для ТМ Volta bikes

* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав