Велопоход по Кавказу. Часть 1

21.09.2014

В августе 2012 года наша группа  отправилась в велопоход по Кавказу. Маршрут этого похода проходил через следующие населенные пункты: Кисловодск – Кичи-Балык – Карачаевск – Хасаут-Греческое – Кардоникская – Преградная – Псебай – Шедок – Губская – Хамкетинская – Севастопольская – Каменномостский – Мезмай – Гуамка – Апшеронск. Во время велопохода мы прошли через перевал Схауат, Долину Нарзанов, плато Бичесын, Царские ворота, озеро Кара-кель, Мухинский перевал, Государственный биосферный заповедник, плато Лаго-наки, Азишский перевал, Гуамское ущелье.

Велопоход по Кавказу. Стоянка за селом Кичи-Балык
Велопоход по Кавказу. Стоянка за селом Кичи-Балык

До отправной точки маршрута - Кисловодска мы добирались поездом. Высота города  над уровнем моря составляет 768 метров. Отсюда мы поднимались на горный перевал Схауат. Протяженность подъема вверх составляет примерно 13 километров по  асфальтированной дороге. Но сразу после прохождения перевала, асфальт, к сожалению, заканчивается и начинается дорога из щебня. Это уже территория Карачаево-Черкесской Республики, также входящей в состав Российской Федерации. По этой дороге мы спустились в село Кичи-Балык, которое находится в Малокарачаевском районе республики. Здесь есть магазин и можно пополнить запасы еды и предметов первой необходимости. Мы находились в пути большую часть дня.

Велопоход по Кавказу. Спуск в село Кичи-Балык
Велопоход по Кавказу. Спуск в село Кичи-Балык

В село, к месту ночевки мы добрались уже ближе к 8 часам вечера. Первую ночевку мы провели  за селом, палаточный лагерь разбили на первой же удобной поляне. Следующим утром, после недолгих сборов и завтрака мы снова сели на свои велосипеды и отправились дальше – в  Долину Нарзанов. Туда мы спускались по тропе, пролегающей между двух горных хребтов. Здесь дорога для велосипедов также была достаточно хорошая. Именно в этой долине находятся источники знаменитой минеральной воды. Ближе к вечеру  наша группа добралась до места второй ночевки. Ее мы провели на старой заброшенной туристической базе «Долина нарзанов». Высота над уровнем моря здесь составляет 1264 метра.

Велопоход по Кавказу. Ночевка на плато Бичесын
Велопоход по Кавказу. Ночевка на плато Бичесын
   На третий день мы стали подниматься на плато Бичесын, которое находится на высоте 2200 метров. Дорога туда, к счастью, асфальтированная, так что ехали мы достаточно быстро, хотя и попали под ливень с сильным ветром. После долгого подъема следует такой же продолжительный спуск, перед самым спуском есть развилка, на ней необходимо повернуть направо. Однако наша группа случайно пропустила этот поворот. Когда мы осознали это, нам пришлось долго возвращаться назад к развилке.

Велопоход по Кавказу. Спуск с плато Бичесын в направлении к Царским воротам
Велопоход по Кавказу. Спуск с плато Бичесын в направлении к Царским воротам

Сразу после спуска перед нами распростерлось плато Бичесын. Как только мы на него вышли, то сразу же разбили палаточный лагерь.  Было очень холодно. Мы сильно промокли, ливень добрался даже до вещей в рюкзаках. Поэтому после быстрого ужина мы сразу же укутались в теплые вещи и легли спать. На этом плато открывается замечательный вид на главную кавказскую вершину. Поэтому на следующий день завтракали мы уже с видом на Эльбрус.

Велопоход по Кавказу. Спуск в Долину Нарзанов
Велопоход по Кавказу. Царские ворота

После недолгих сборов мы отправились дальше по плато вдоль главного кавказского хребта. Здесь уже встречается много пастухов, так что без труда можно узнать дорогу. По пути мы наткнулись на завод по производству сыра. Это стало приятным сюрпризом, так как там мы смогли недорого купить хорошего сыра в дорогу, всего лишь 120 российских рублей за килограмм. Следующим пунктом на нашем маршруте стали Царские ворота. Это место находиться на высоте 1400 метров. Там мы устроили привал, пообедали и высушили промокшие вещи. Отсюда мы спустились вниз к шоссе, там уже по ровной дороге мы проехали около 40 километров до наступления вечера. Ночлег устроили недалеко от шоссе, чтобы не блуждать ночью.
Велопоход по Кавказу. Спуск в Долину Нарзанов

На следующее утро, перейдя через маленькую реку, мы направились в город Карачаевск, который является местным административным центром. Он находиться на высоте около 850 метров. (Самая высокая точка в центре города – 900 метров.) Здесь уже можно найти все радости цивилизации, а в магазинах -  все необходимое. Из Карачаевска мы направились по трассе между  селами в сторону реки Теберды (высота более 1200 метров).  Скалистые горные хребты надежно защищают ее от тумана и ветра, поэтому здесь всегда чистый горный воздух.
 Велопоход по Кавказу. На плато Бичесын
Велопоход по Кавказу. На плато Бичесын

Велопоход по Кавказу. Скалы близ плато Бичесын
   Достигнув реки, мы двигались дальше вдоль нее до озера Кара-кель. Здесь мы сделали большой привал и задержались на несколько часов. Озеро довольно обжитое, рядом имеются магазины, есть прокат катамаранов. Но, к сожалению, отдыхающие после себя мусор  убирают не всегда. Поэтому здесь довольно грязно.

После хорошего отдыха мы  снова отправились в дорогу. Проехав в обратном направлении около 2 километров до реки Мухи,  мы переправились по мосту. За мостом есть поворот с трассы влево. Оттуда  мы направились в сторону Мухинского перевала, высшая точка которого – 2749 метров.

Здесь находиться  Государственный биосферный заповедник. За его посещение нужно платить деньги. Но главный  вход остался далеко позади нас. Мы же беспрепятственно проехали в заповедник с другой стороны. Дальше дорога постоянно шла вверх. На этом участке мы преодолели расстояние примерно в 26 километров. Дорога для велосипедов здесь очень плохая, усыпанная большим битым камнем. Кроме того, подъём в гору довольно крутой.

Поэтому вести велосипеды тяжело и мы не успели подняться на перевал, - пришлось заночевать по пути.

Продолжение, пожалуйста, читайте в следующей части статьи.

М.Захарова, специально для ТМ Volta bikes

* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав