Первым советским электромобилем была украинская Таврия!

01.09.2014

Исследования и разработки по созданию экологического транспорта украинские ученые начали проводить более 40 лет назад. При Киевском институте электродинамики НАН Украины была создана научная группа. Руководство проектом возглавил академик А.К.Шидловский и доктор технических наук В.Б.Павлов. Перед  учеными стояла задача по созданию отечественного электромобиля. 

    Первый опытный образец электромобиля с импульсным полупроводниковым преобразователем был создан на базе ЗАЗ 968 в Запорожском машиностроительном институте еще в 1973 году. Уже через год, эта модель получает бронзовую медаль на Выставке достижений народного хозяйства  СССР. Управляющая электроника электромобиля была удостоена серебряной медали. Машина была оснащена уникальными по тем временам новинками: импульсным полупроводниковым преобразователем  и оригинальным  тяговым оборудованием. Этот факт дает право утверждать, что первым электромобилем Советского Союза был результат совместных разработок украинских ученых и машиностроителей. 
 
   Но дальнейшие разработки в этом направлении были переданы «АвтоВазу».  С 1980 по 1987 год, «АвтоВаз» выпустил в общей сложности около 300 экспериментальных электромобилей разных модификаций.  После  этого проект был вообще приостановлен. Основной причиной тому послужило несовершенство никель-цинкового аккумулятора. Дело в том, что его ресурс был рассчитан всего  на 100 рабочих циклов. Для электромобиля  этого, конечно, недостаточно. Развал Союза привел к окончательному закрытию проекта. 
 
   Но оригинальные наработки ученых Киевского института электродинамики остались. Некоторые конструкторские и схемотехнические решения украинских ученых до сих пор не имеют аналогов в мире. Разработка электромобиля на базе серийной Таврии продолжалась  ими до 1994 года. Государственный номерной знак был вручен первому электромобилю ЗАЗ 1109 уже в 1995 году. То есть, в это время, 17 лет назад,  ЗАЗ был готов к серийному производству электромобилей.  Завод  даже  получил заказы на экспорт корпусов Таврии-Электро в Западную Европу.  Специалистами завода велась интенсивная доработка электрооборудования машины. Но экономическая разруха, грянувшая после развала Союза, стала причиной прекращения инвестиций в перспективные технологии. 
 
   Свидетельством  утраченных возможностей являются 5 электромобилей «Таврия-Электро» разработки украинских ученых, которые до сих пор успешно курсируют по киевским дорогам. Структура привода этих машин отвечает европейским нормам скорости, дальности пробега и безопасности. Они оснащены свинцово-кислотным аккумулятором, рассчитанным на 400 зарядных циклов. Это обеспечивает пробег электромобилям 40,000 километров без замены аккумуляторов. Подзарядка батарей производится от бытовой электросети в течение 8 часов. Запас пробега на  полностью заряженном аккумуляторе в  городском цикле  со средней скоростью 40 км/час составляет 100 километров, что вполне достаточно для большинства перемещений по городу. При средней  скорости 60 км/ч в загородном цикле, пробег составляет – 140 километров. Свинцово-кислотный аккумулятор имеет мощность 13,5 кВт/час и емкость 160 А/ч  при 5-ти часовом режиме разряда (это взаимодополняющие характеристики. Обычно приводится одна из них).  При этом, к несомненным достоинствам Таврии-Электро, оснащенной свинцово-кислотным аккумулятором, нужно отнести ее невысокую стоимость. Расчётная цена электромобиля не превышает  $8,000 ( при стоимости самих батарей порядка $2,000). Стоит упомянуть, что стоимость электромобилей, как правило, вдвое дороже  стоимости  их бензиновых версий. 

Таврия-Гибрид.

   Необходимо отдать должное украинским ученым. Отсутствие достаточного финансирования прогрессивных технологий не положило конец сотрудничеству ЗАЗа  с учеными Института электродинамики. В результате совместных разработок,  в 2005 году, была представлена Таврия-Гибрид ЗАЗ 110206 с системой комбинированного питания и усовершенствованная версия электрооборудования для ЗАЗ 11091. Обе машины успешно прошли дорожные испытания. Они являются украинскими электромобилями в двух  модификациях. Машины предназначены для мелкогрузовых и пассажирских городских перевозок. 
 
   Очень жаль, что имея научные разработки, производственные мощности, потребительский спрос (учитывая стоимость Таврии-Электро) речи о серийном производстве этих электромобилей пока не идет, вернее,  уже не идёт, - потому что морально устарела  сама базовая версия Таврии. 
 
   Сюда же можно отнести пассажирские, грузовые и грузопассажирские электромобили, созданные  специалистами  Института электродинамики и  оснащенные оборудованием собственной разработки. Ими же, в сотрудничестве с Киевским мотоциклетным заводом,  на базе МТ-300 был создан электромотоцикл. Он оснащен никель-кадмиевой батареей  украинского производства  и развивает скорость до 60 км/ч. Специалистами института электродинамики разработаны  электросамокаты,  электровелосипеды,  электромобили для аттракционов, карты, багги и, даже, электромобиль, способный заменить инвалидную коляску. 
 
   Будет очень обидно, если все эти наработки постигнет та же участь, что и Таврию-Электро. Ведь серийный выпуск экологического, доступного транспорта,  Украина могла начать гораздо раньше  Nissan, Mitsubishi,  Shevrolet,  Ford и  Renault, - еще 20 лет назад! 
 
ТМ «Volta bikes»
 
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав
 
Теги: аккумуляторы для электромобилей Днепропетровск, аккумуляторы для электротранспорта Днепропетровск, аккумулятор для детских электромобилей Днепропетровск