НА ЭПЕКТРОВЕЛОСИПЕДАХ ПО ОДЕССЕ

22.04.2014

ИЛИ ДВА УДОВОЛЬСТВИЯ В ОДНОМ

Когда человек придумал колесо, это было вторым величайшим изобретением после огня, а когда к велосипеду приделал электродвигатель- третьим!  
       Вообще-то я - матерый велосипедист, и на двух колесах проездил половину детства, всю юность и часть взрослой жизни - до момента покупки своей первой машины. Сначала была, купленная мамой, "Украина" которая, если кто помнит, стоила 56 рублей,производилась в Харькове и представляла из себя простейший дорожный велосипед без каких либо переключений скоростей и тормозом в ступице заднего колеса.

      На велосипедах этого типа, мы с друзьями детства, гоняли по окрестностям, прыгали с  бордюров как с трамплинов, ездили "без рук" и пытались -на одном заднем колесе. "Украина" выдержала почти все, только после одного из прыжков рама в передней части выгнулась горбом. А после того как мы с другом, нечаянно сцепившись велосипедами, упали, на заднем колесе появилась "восьмерка".  Ее мы "лечили" самостоятельно: сначала отпустив спицы, выровняли обод, а потом натягивая спицы, старались вернуть колесу первоначальную форму круга. 
     После "Украины" был "Старт-шоссе"- серьезная на то время спортивная модель, которая у меня получила отставку из-за дефицита и дороговизны "трубок" -бескамерных шин, на которых можно было проездить пару месяцев, а можно было порвать в первый же день, на наших неидеальных дорогах. 
   Последним из моих двухколесных друзей был "Турист"- дорожный велосипед со спортивным уклоном: облегченной рамой, колодочными тормозами и тремя скоростями.Не бог весть что,но он благополучно пережил мою службу в армии, женитьбу и даже удостоился чести подвозить старшего сына в детский сад.

  Сейчас мне слегка за сорок, живу в центральной части г. Одессы, а на велосипедах, как вы поняли, не ездил примерно с 1990 года. Между тем, с женой в выходной день,  любим гулять по историческому центру города или у моря: в Аркадии, на Ланжероне, 16 ст. Большого Фонтана. Пешком много не нагуляешь (если конечно не считать нагулянный аппетит). А хочется одновременно посмотреть, что новенького показывают "Маски-шоу", какие суда сегодня стоят у причальных стенок порта, проверить температуру воды в Отраде и лично убедиться, что фонтан в парке "Победа" уже включили! 

парк

парк - "Победа"

     Можно ли пешком за половину единственного полноценного выходного дня проделать такой променад? Конечно нет- разве что оббежав все, высунув язык или объехав на машине, которая за рабочую неделю надоедает так, что сидеть за баранкой еще и в воскресенье, нет ни малейшего желания. Поэтому несколько лет назад, прочитав статью об электровелосипедах, я прикинул, что этот транспорт  как нельзя лучше подходит для прогулок и стал следить за этой темой в прессе и интернете.

  Наконец долгожданная чудо - техника появилась на рынке Украины в частности в компании "Вольта". Как и  следовало ожидать, произведены электровелосипеды в нынешней мастерской мира - Китае, но сделаны  для Европы, о чем свидетельствует надпись на одном из электровелосипедов "Monty". (Это такая известная велосипедная фирма в Испании, имеющая филиалы во многих странах). К слову, цена качественного  электровелосипеда в Европе ( я проверял!) колеблется в районе 1-2 тысяч евро, а аналогичную модель  929 Z в начале 2009года я купил дома, в Одессе, за 732 доллара(по курсу) и модель 936 (для жены) всего за 650 долларов. Все равно, это дорого - скажете Вы и будете не правы. Обе эти модели комплектуются качественной техникой "Shimano", облегченной алюминиевой рамой и опять-таки легкими и  емкими литий-ионными аккумуляторами. Ведь сколько стоит литий-ионный аккумулятор емкостью 950  миллиампер/час для мобильного телефона даже на рынке  " 7 километр"? -Минимум 30 гривень.

    А для  электровелосипеда таких аккумуляторов нужно целых 100, чтобы получить достаточную мощность-  отсюда и цена одного только аккумулятора 200-300 долларов. А ведь еще есть двигатель и управляющая электроника. Кстати, есть техника и подешевле - от 235 долларов. Но там стальные рамы, свинцовые аккумуляторы, - что сразу утяжеляет "машину".  А я уже ленивый и тянуть на себе 40 кг. железа на 3-й этаж без лифта, каждый раз, когда вздумается  покататься, не очень интересно. Кстати это не единственная причина, почему купил облегченные модели с литий-ионными аккумуляторами. Ведь они к тому же долговечнее: номинальное количество циклов заряда-разряда у литий-ионных АКБ составляет 500 циклов, у литий-полимерных и того больше, а у свинцовых - только 300! На самом же деле, все АКБ прослужат дольше, просто со временем немного уменьшится емкость, что в большинстве случаев не принципиально, так как есть хороший запас по расстоянию пробега. Например, мы с женой, накатываем за одну прогулку 30-35 км, а модель 929Z может проехать расстояние почти вдвое больше, поэтому уверен, что беспокоиться о замене аккумулятора мне не придется вообще. Через пару лет обязательно куплю еще более мощные и легкие модели, а эти  отойдут родственникам. 

      Второй важный момент - качество сборки:  у дорогих моделей оно явно на высоте: это и аккуратные сварные швы, качественная покраска, отсутствие люфтов, четкость переключения скоростей, надежные дисковые тормоза, мягкие амортизаторы, комфортные покрышки на колесах. На сегодняшний день, отъездив на 2-х велосипедах больше года и преодолев в сумме расстояние около 4000 км., можно делать выводы о надежности и преимуществах этого вида транпорта. За все время на моем электровелосипеде было три поломки: в прошлом году в парке Шевченко напоролся на колючку акации и пробил заднее колесо. К счастью до дома доехал нормально, так как дырочка была очень маленькой и давление воздуха снижалось настолько постепенно, что обнаружился прокол только на следующий  день. Я загрузил электровелосипед к себе в машину и подъехал на мини рынок "Восход" на ул.И. Рабина, где продают всевозможную мото- вело технику и запчасти к ней. Решил купить новую камеру, которую здесь же за 20 гривень мне и поменяли. Сам я, честно говоря, не хотел первый раз лезть к заднему колесу  со встроенным мотором без опыта разборки мотор-колеса, но в следующий раз при проколе опять таки заднего колеса, я его разобрал сам и заклеил камеру с помощью вело-аптечки. Вся процедура заняла где-то полчаса. Ничего сложного для людей имеющих опыт эксплуатации велосипедов.

  Второй раз ЧП случилось тоже в прошлом году, осенью: через 200 метров после выезда из дома порвалась цепь. Поскольку включение  электродвигателя производится начальной прокруткой педалей, ехать без цепи к сожалению оказалось невозможно, и поэтому сразу пришлось вернуться домой.

  Снова поездка с эл.велосипедом на "Восход"  и замена цепи. Стандартная цепь не подошла, потому что у моего электровелосипеда база больше, чем у обычного велосипеда, из-за того, что АКБ расположен в контейнере между задним колесом и вертикальной  трубой рамы. Пришлось цепь наращивать из остатков другой цепи, которая нашлась у мастера. Заодно подтянули спицы на заднего мотор-колеса, так как из-за большого усилия, развиваемого  мотором, они быстрее расшатываются. Да и вес у меня около 100 кг., что не каждый велосипед нормально воспримет.

    У жены, в отличии от меня, в прошлом году все обошлось без жертв и разрушений, только самопроизвольно, на ходу, начала откручиваться левая педаль, но я ее зажал головкой на "15" и с тех пор забыл о ней. Сейчас в подшипнике переднего колеса электровелосипеда жены появился люфт, но на мой взгляд, этот сезон он еще послужит.

      В общем хлопот - не больше чем с обычным велосипедом. А удовольствия - на все деньги! Потому что, при езде на велосипеде усталость может превзойти положительные эмоции, получаемые от движения, а на электровелосипеде в этот неприятный момент Вы просто подключаете АКБ и наслаждаетесь бесшумным "полетом" вдоль берега моря(а также в лесу, на шоссе и джунглях больших городов).

   Кстати, насчет маршрута "полетов": Исходя из места проживания, наш маршрут начинается в районе улицы  Прохоровской- она почти ровная и здесь я проезжаю на педалях, а вот жена почти везде на моторе. Получается, что она ленивее меня, хотя в жизни все наоборот. Доехав до конца Прохоровской, мы переезжаем по Старопортофранковской (через сквер) на улицу Тираспольскую. Отличный асфальт и небольшой уклон в сторону Тираспольской площади, позволяет начать получать удовольствие от жизни вообще и от поездки в частности. Кстати, мы обычно выезжаем в сухую погоду, при температуре воздуха выше 10 градусов, хотя одевшись соответственно, можно ездить круглый год.

   Я видел и специальные меховые рукавицы соединенные с рулем, и плащ-накидки, закрывающие от дождя не только седока но и большую часть велосипеда,и массу других нужных и ненужных прибамбасов. Этой зимой, когда из-за снежных заносов, транспорт в городе встал, я лично наблюдал одного камикадзе на велосипеде, который пытался куда-то ехать, когда все вокруг просто стояли или шли пешком. Но это случай конечно не типичный,  для снега лучше лыжи, хотя есть вариант замены переднего колеса в электровелосипеде на лыжу, а заднего-на гусеницу. Но это уже для экстремалов.

  Продолжая путь по ул.Тираспольской, мы поворачиваем на Нежинскую, где в диссонанс с разбитой булыжной мостовой вступает новенькое эффектное здание в классическом стиле еврейского культурного центра "Бейт Гранд", где мы недавно с удовольствием смотрели музыкальный спектакль из одесской жизни "Бычки в томате". Далее скатившись один квартал вниз по Спиридоновской, поворачиваем налево и выезжаем на Соборную площадь - одно из красивейших мест города. Отключив аккумуляторы, на первой скорости, очень не спеша, проезжаем выставку-продажу картин у фонтана, открытие которого (кто не знает) было приурочено еще к запуску водопровода в Одессе, по дороге рассматривая шедевры местных "Рубенсов" и "Айвазовских". Далее, спугнув голубей, пересекаем Соборную площадь и выезжаем на уютную улицу, которую таки не зря назвали Садовой.

Соборная площадь

Соборная площадь

    Ручки газа до упора, подхват двигателем и после пересечения с Дворянской, почти незаметный подъем, переходит в  такой же плавный спуск и отключив аккумулятор, практически не вращая педали, отсюда можно докатиться аж до Художественного музея. Слева проплывает монументальное здание Почтамта, затем мы упираемся в старинные корпуса Нового рынка, поворачиваем направо, на Торговую затем налево на Пастера. Все это время электровелосипед катится накатом и я слышал, уже есть модели, подзаряжающиеся при торможении,-а это еще увеличит пробег на 10-15%! На Пастера проезжаем нарядное здание Украинского театра. Изучив афишу, сходимся во мнении, что "Гамлет" на украинском, должно быть, звучит очень оригинально, затем следуем мимо классического здания библиотеки им.Горького и сворачиваем на Ольгиевскую, где целый квартал застроен зданиями медицинского университета. Это на мой взгляд один из красивейших архитектурных ансамблей города, и я не понимаю, почему он до сих пор не восстановлен и не сверкает бриллиантом в короне Южной Пальмиры.
 

художественный музей

  Въезжаем под арку возле Художественного музея- здесь крутой подъем и нужно переключиться на пониженную  передачу и подработать двигателем. Из под арки открывается вид на море, а подъехав ближе к парапету, взгляд охватывает Одесский залив. Нет, определенно, наш город у моря это что-то особенного!
              Бывший бульвар Исскуств, а ныне им. М. М. Жванецкого, встречает нас взводом младенцев, - тоже на экологически чистом транспорте (в колясках), группами тинейджеров, украдкой нарушающих закон о не распитии в общественных местах и прогуливающимися седовласыми джентльменами. Здесь в отличии от Приморского, приезжих мало,-все свои и два электровелосипеда провожают мимолетным взглядом. На датчике уровня зарядки АКБ начал подмаргивать первый светодиод, но до полной разрядки еще далеко- километров 45-50! Тем более, что лично я с помощью двигателя в основном заезжал на горки, ну и если уже устал, а так - больше на педалях.

Приморский бульвар

 пер. Воронцовский - Плоский дом 

    Мост им. Жанны Лябурб, более известный в народе, под именем Тещиного моста, затем Воронцовский переулок, Екатерининская площадь, Военный спуск и наконец территория Морского вокзала. Здесь можно полюбоваться белоснежными яхтами и посмотреть на слаженную работу порта.

Мост им. Жанны Лябурб более известный как  Тещин мост

 Вид с колонады на Одесский морской торговый порт 

   Внимательный молодой человек подходит к нам и осведомившись о типе транспортного средства,начинает с интересом выпытывать технические подробности. Но жене этот разговор неинтересен и она потихоньку трогается в сторону выезда из  Морвокзала к Военному спуску.

 

Морвокзал

   Кстати люди у нас наблюдательные! Помню, как на Прохоровской, таксист, некоторое время ехал за мной, а потом поравнявшись, открыл окно и пожелал немедленно, прямо на ходу, получить полную консультацию по электровелосипедам: что, как и почем. Мне, поделиться о том что знаю, никогда не было в тягость, были бы свободные уши, наглядный пример - эти заметки.

 Но вернемся к Военному спуску. Это самый крутой подьём нашего электровелопробега и здесь в полной мере проявляются преимущества технического прогресса! Переключая рычажок на руле на 3 скорость, подрабатывая педалями, я почти легко проезжаю под Сабанеевым мостом и поднявшись до Гаванной, отключаю аккумулятор в начале улицы Гоголя. Вообще это делать не обязательно но дальше дорога пойдет вниз, поэтому сэкономим немного электричества для экономики Украины. Второй раз проезжаем по Тещиному мосту, но на этот раз едем прямо по Приморскому, мимо Дюка, к Оперному театру.

Оперный театр

Электровелосипед катится легко и почти бесшумно, только при включении эл.двигателя он немного гудит под нагрузкой на манер троллейбуса. Круг почета возле лучшего в мире театра (то что Венский - №1, а Одесский - №2, я не согласен категорически) и далее путь лежит по Пушкинской-Греческой- Канатной.- далее -по переулку Нахимова на Суворовскую аллею парка Шевченко.

Я специально описываю маршрут подробно,так как считаю его удачным: он проходит по зеленым, видовым улицам Одессы, мимо архитектурных достопримечательностей и по берегу моря, на котором "белеет парус одинокий…" Пользуйтесь господа!

  Кстати, в нескольких европейских городах-Мадриде, Лиссабоне и еще в некоторых, катаются электрические двухместные машинки под названием "GO-CAR". Они оборудованы GPS навигацией и при подъезде к достопримечательностям рассказывают о них туристам с помощью встроенного МР-3 плеера. У нас эта затея к сожалению пока трудновыполнима- в городе, а впрочем и в стране, нет оборудованных дорог для велосипедов, кроме одной  "трассы здоровья", которая проходит вдоль берега моря от  Ланжерона до Аркадии.

Трасса здоровья - проходит вдоль берега моря Ланжерона до Аркадии  

 

Вело - «Спецотряд центр» помогает правоохранительным органам патрулировать Трассу здоровья.

   Там кстати, регулярно ездит электрический гольф-кар, но это уже совсем другой транспорт. Также на Ланжероне есть оборудованный бетонный съезд прямо на пляж в районе бухты, где находится детский Яхтклуб. Там, на электровелосипеде можно подъехать к самой воде и выкупаться, не боясь за сохранность своего железного друга. А тем, кто боится, советую купить тросовый замок со встроенной сигнализацией- стоит к нему только прикоснуться, он начинает орать не хуже автомобильной сирены. После купания на Ланжероне можно выехать прямо на " трассу здоровья", но нам интереснее ехать вдоль самого берега моря, вдоль пляжей и кафешек - до станции канатной дороги "Отрада". Там хочешь-не хочешь, подымаешься на забитую скейтами, роликами и велосипедами аллею и дальше - " королями паркета" "летим" в Аркадию, подрабатывая на подъемах двигателем и притормаживая на спусках.

 

Пляж Аркадия

Вот и самый  знаменитый Одесский пляж, а счетчик энергии показывает ,что АКБ еще полон на 3/4.  Хороший результат для китайского "чуда техники", в котором кавычки уже пожалуй можно опустить. Для интересующихся окончанием маршрута, скажу что он логично продолжается по улице Генуэзской, через парк Победы, далее по ул. Говорова, парк Космонавтов (возле телецентра), а там до центра - рукой подать!  
 

    Попробуйте и я гарантирую, что Вам не только понравится, но почти уверен, что купив электровелосипед Вы больше не захотите никакого другого транспорта для прогулок! И эта зависимость самая хорошая и полезная.  
 

С.Ветров.
 

P.S. Сейчас я присмотрел в "Вольте" для себя новую модель 2210, выполненную в форме чоппера. 

 Прикольная вещица. Думаю теперь свой электровелик модели 929Z подарить тестю, а он живет  в районе 411 Батареи и добирается на работу на пр. Шевченко на машине около часа. Мы на карте "Яндекс" в интернете просчитали ему маршрут по берегу моря до работы длиной где-то 13 км. Тесть теперь тоже загорелся идеей ездить без пробок, шума и пыли, и похоже что быстрее чем на машине.  А я готовлюсь рассекать по выходным на электрочоппере. Он хоть и тяжелый, но стильный и мощный.

Отчеты о новой технике и новом маршруте напишу, как только наберусь новых впечатлений!.

От компании "Вольта": Конечно, гулять по Одессе одно удовольствие; кататься на электровелосипеде другое. Покупая электровелосипед Volta, Вы имеете два удовольствия в одном!

Если вам есть что сказать по теме, пишите, будем рады!