Опасность перезаряда самодельных литиевых аккумуляторов

21.04.2014

При использовании литиевых аккумуляторов (литий-полимерные (Li-poly или LiPo) и литий-ионные (Li-ion)  следует учитывать многие моменты, но превыше всего, конечно же, безопасность. Со всеми аккумуляторами, а также их элементами нужно обращаться осторожно по причине большой плотности  энергии, которая в них содержится при полном заряде. 

 
Литий является самым легким металлом в мире (плотность составляет 0,543 г/см3).

 
   Уникальные свойства, которые присущи именно литий-полимерным аккумуляторам,  требуют аккуратного обращения. Перед обсуждением свойств литиевых элементов, для начала очень важно понять специальные требования касательно безопасности. Потому проведем эксперимент по оценке опасности ЛиПо батарей. Первым этапом нашего опыта было воздействие на одну ячейку разобранного АКБ, напряжения в 5В. Ничего не произошло даже через 15 минут. А вот когда к аккумуляторной батарее подключили 8 В, - банка быстро увеличилась в размерах, а затем взорвалась с лёгким хлопком  и загорелась. Становится понятным, что перезаряд  ЛиПо батарей – это самый опасный из режимов. 5В для взрыва еще мало, но 8 В, в пересчёте на одну ячейку, вполне хватает. Конечно, со штатными з/у и АКБ такой фокус даже повторить, не разбирая их, - не удастся, но мы ведь испытываем  экстремальные режимы.
 
Вспучившаяся  литий-полимерная аккумуляторная батарея.
 
Следующим этапом эксперимента было замыкание контактов аккумуляторной батареи. В результате появилось много дыма, но без огня. После прокола  ячейки отвёрткой, дыма стало еще больше. 
 

Дым из поврежденного элемента АКБ.

 
По результатам эксперимента делаем следующие выводы:
 
1) Самая большая опасность кроется в перезаряде батареи. От 5В возможно сразу не рванет, однако гарантированный взрыв можно получить при воздействии 8 В и более,  на один элемент.
 
2) Короткое замыкание в аккумуляторной ячейке по прошествию нескольких секунд порождает вздутие, после чего идет дым. Опасность взрыва также вероятна.
 
3 )Вследствие разгерметизации ячейки выходит дым.
 
4) Горение ЛиПо батарей открытым пламенем не опасно. Яркий огонь сжигает все, потому это может быть хорошим способом утилизации.
 
5) Разряженные аккумуляторные батареи наиболее безопасны. Потому их лучше хранить в разряженном до 50% состоянии. Так они не только более безопасны, но и лучше всего сохраняются.
 

Зарядка самодельных ЛиПО аккумуляторов и меры безопасности.

   Учитывая кардинальные отличия литиевых элементов от аккумуляторов на основе NiMH или NiCd, их следует заряжать совершенно иным образом. Для заряда ЛиПО аккумуляторов следует использовать специальные зарядные устройства, которые разработаны именно под них. Любые из зарядных устройств, которые способны заряжать Li-ion ячейки (при наличии соответствующего количества элементов), можно использовать и для зарядки Li-Po элементов. Заряжать литиевые элементы при помощи зарядного устройства для NiMH или NiCd элементов НЕЛЬЗЯ. При зарядке самодельных  ЛиПО аккумуляторов нужно действовать ПРЕДЕЛЬНО осторожно. Ради этого, зарядное устройство важно настроить на правильное число элементов и необходимое напряжение. Ошибка, допущенная при настройке, способна повлечь за собой интенсивное возгорание АКБ. 

 

Обязательные правила заряда и эксплуатации самодельной ЛиПО АКБ:

 
1. Используйте зарядное устройство, предназначенное только для литиевых батарей. Оно может быть двух типов, для зарядки Li-Po или Li-Ion батарей. Оба типа АКБ заряжаются одинаково. 
 
2. Проверьте, чтобы в зарядном устройстве было установлено верное количество элементов (ячеек). Если с этим возникла проблема, то примените зарядное устройство, которое проверено на опыте, или же вовсе не заряжайте батарею.
 
3. Перед зарядкой новой литиевой батареи, проверяйте напряжение в каждом её элементе. Это следует делать каждый десятый цикл. Такая проверка крайне необходима потому, что несбалансированную батарею может ожидать взрыв при заряде, если даже было установлено правильное количество ячеек (элементов). Если же элементы разняться друг от друга больше, чем на 0,1В, то заряжайте каждую ячейку до 4,2 В, для их выравнивания. Возможно, после каждого разряда АКБ будет несбалансированной. Это указывает на неисправный элемент, который нужно заменить. 
 
4. Процесс заряда не оставляйте НИКОГДА без присмотра. Это главная причина, по которой сгорели некоторые самодельные электромобили.
 
5. Для заряда батарей используйте безопасное в пожарном отношении помещение.  Если вдруг батареи воспламенятся, то они не тронут всё остальное. Хорошим выбором для этого может быть диск из пирекса, несгораемый вентилируемый шкаф,  поверхность плиты или камин.
 
6. БАТЕРЕИ НЕЛЬЗЯ ЗАРЯЖАТЬ ТОКОМ БОЛЬШЕ ДОПУСТИМОГО В 1C (C является емкостью батареи в Ач). По причине нарушения этого правила также возникали пожары. 
 
7. Если при заряде ячейка вздувается, то никогда НЕ ПРОКАЛЫВАЙТЕ элемент, а особенно когда он еще горячий. Его следует поместить в соленую воду и подождать пока он остынет. После остывания внешнюю оболочку можно осторожно проткнуть, а затем снова поместить ячейку в соленую воду. Спустя время, элемент можно без опасений выбросить в мусор.
 
8. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПУНКТ. При возникновении аварии, литиевые ячейки могут повредиться, получив короткое замыкание внутри. В то же час, сам элемент на вид может казаться нетронутым. В любом случае АКБ лучше снять и внимательно за ней понаблюдать на протяжении 20 минут. Пожары также возникали по причине того, что поврежденные элементы не сняли, и они загорелись позже.
 
9. Проводите зарядку батарей в открытом помещении с вентиляцией, потому, что если оболочка батареи взрывается, из неё выходят опасные газы, испарения. 
 
10. Поблизости от места зарядки АКБ, храните песок. Это хороший способ тушения огня, а, кроме того, недорого и необходимо для повышения пожарной безопасности.
 
11. Поймите и осознайте, что самодельные литий-полимерные аккумуляторные батареи, - это 
потенциальная опасность. Думать в ключе: "со мной этого не случиться", не является выходом из положения, ведь опасность лучше предупредить, чем навлечь.
 
Резюмируя, еще раз подчеркнем, что серьезное отношение к эксплуатации АКБ очень важно. Помните об этой статье, ведь когда человек предупрежден, – тогда он вооружен необходимыми знаниями для предотвращения опасных ситуаций.

 
С. Ставицкий

 
От ТМ «Volta bikes»: всё что написано выше об опасности перезаряда, или повреждения литий полимерных аккумуляторов, в такой же мере относится и к  литий железофосфатным аккумуляторам. Причём, если плоские элементы только вздуваются, то цилиндрические – могут взорваться, если неисправен клапан избыточного давления.
 
 Облако тегов: литиевые аккумуляторы Волынь, литий ионный аккумулятор Волынь, тяговые аккумуляторы Волынь, литиевые аккумуляторы купить Волынь, аккумуляторы для электромобилей Волынь