Список самых загрязнённых городов Украины

11.08.2014

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Украины постоянно проводятся в 53 городах, на 163 стационарных и двух передвижных постах государственной системы мониторинга гидрометеорологической службы нашей страны.
 

Оценка загрязнения атмосферного воздуха проводится по комплексному индексу загрязнения атмосферы (КИЗА) — это показатель, который учитывает индекс загрязнения воздуха отдельными примесями и включает данные по 31 вредному веществу. В зависимости от полученных цифр, выделяют четыре уровня загрязнения: безопасный — если значения КИЗА не превышают 5, повышенный – 5-7, высокий – 8-13 и очень высокий – 14 и выше.

По итогам исследований, проводимых Центральной геофизической обсерватории Украины в 2012 году, самые загрязнённые города Украины, – это:

1. Горловка
2. Одесса
3. Армянск
4. Славянск
5. Днепродзержинск

При этом, Одесса не просто единственный областной центр Украины с очень высокой степенью загрязнения атмосферы, - это как бы курортный город! Но если к смогу в атмосфере, - добавить канализационные стоки, вытекающие в море то из прохудившейся канализации, в районе Крыжановки, то сбрасываются в районе Аркадии (март 2013 года), а также другие несанкционированные сбросы сточных вод, то польза от морских купаний на городских пляжах Одессы, тем более выглядит сомнительной.

Надеюсь, что после недавнего визита в Одессу вице- премьер министра Арбузова, вопрос с ремонтом канализации сдвинется с мёртвой точки и море станет немного чище, но дело в том, что проблему загрязнения атмосферы в Одессе, - подобным методом не решить. В Горловке, Мариуполе, Армянске и других промышленных городах, основными загрязнителями выступают крупные промышленные предприятия. Одесса, - город с небольшим количеством вредных производств. Один из главных загрязнителей - нефтеперегонный завод, - не работает уже несколько лет. Остаётся два действующих завода – цементный и лакокрасочный. Но их «амбрэ» с лихвой перекрывает автотранспорт. В дни, когда нет ветра, над оживлёнными автострадами стоит смог, растекаясь по прилегающим улицам и накрывая весь город.

Достаточно днём выйти на улицы Балковскую, Большую Арнаутскую, или 1 станцию Черноморской дороги, чтобы без приборов ощутить то, о чём пишут специалисты Украинского научного центра экологии моря - Шинкевич Н.Г., (к. г. н.), и Цымбалюк Л.А.: «Выбросы вредных веществ (в Одессе – здесь и далее, в скобках, - прим. автора) осуществляют, прежде всего, автотранспорт и предприятия теплоэнергетики и промышленности». И уточнение: «Но наибольшие значения ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) этих веществ (загрязняющих) отмечены на тех постах, которые расположены вблизи транспортных магистралей. Это позволяет сделать вывод о том, что основными загрязнителем является автотранспорт». Как говорится, no comments…

Во второй части списка городов Украины, «с высоким уровнем загрязнения атмосферы», фигурируют: Киев, Красноперекопск, Мариуполь, Донецк, Кривой Рог, Макеевка, Ужгород, Ровно, Днепропетровск, Дзержинск, Рубежное, Енакиево, Лисичанск, Херсон, Северодонецк, Запорожье, Краматорск, Николаев и Луцк.

Исправить ухудшающуюся экологическую ситуацию, являющуюся одной из причин рака, лёгочных и других заболеваний, можно только планомерным переходом на экологически чистый транспорт, - личный, общественный и транспорт предприятий. Практически все внутригородские перевозки могут выполняться с помощью электротранспорта. Также необходимо ужесточение контроля за промышленными предприятиями в части выполнения экологического законодательства. На первом этапе, этого нужно добиваться хотя бы в курортных городах, а далее – везде.

ТМ «Вольта байкс», около 6 лет продающая лёгкий электротранспорт и оборудование для альтернативной энергетики; другие компании, работающие в этих отраслях, - не в состоянии изменить ситуацию, если на государственном уровне не будет принята программа поддержки и развития электротранспорта. Для этого нужно:

- Осознание проблемы со стороны людей, находящихся у власти
- Желание улучшить экологическую обстановку в стране
- Целенаправленные и согласованные действия всех государственных институтов в этой сфере

Но пока что мы видим, как в Одессе чадящие маршрутки замещают трамваи, по той простой причине, что транспортникам так выгоднее. Во многих городах Украины, ситуация примерно такая же.

Как экономическими методами стимулируют переход на электротранспорт в Европе, мы расскажем в одной из следующих статей.

Allyur, г. Одесса, специально для ТМ «Volta bikes»