Мотор колесо или электродвигатель: что лучше использовать для самодельного электромобиля
Для постройки электромобиля есть два основных варианта привода: электродвигатель, передающий крутящий момент на колёса через трансмиссию и мотор колеса, непосредственно встроенные в ступицы колёс.
Традиционная схема конструкций серийных электромобилей, предусматривает установку электродвигателя. В этом случае, электродвигатель подсоединяется к одно или двух ступенчатому редуктору, который передаёт крутящий момент на полуоси.
В самодельных электромобилях часто используется замена бензинового мотора на электродвигатель без изменения конструкции трансмиссии. Электродвигатель в этом случае подключается к кпп через переходную плиту, или специально изготовленные шпильки со втулками.
Основное преимущество такого способа компоновки – возможность использования менее мощных электродвигателей. При трогании с места на электромобиле, даже с маломощным электродвигателем, подсоединённым к КПП (коробке перемены передач), динамика разгона при переключении передач, незначительно уступает штатному бензиновому двигателю. Правда, для достижения высокой скорости, - мощности слабого электродвигателя, обычно оказывается недостаточно, но для городских условий, под которые проектируются самодельные электромобили, этого и не требуется.
Для подключения электродвигателя через одноступенчатый редуктор, требуется агрегат с большей мощностью, - ведь возможности изменять передаточные числа в КПП, в этом случае не будет, а следовательно и возможность маневрирования соотношением мощности и скорости – отсутствует. В этом случае (без КПП) требуются ещё и достаточно высокие максимальные обороты используемого электродвигателя, - чтобы не получилось так, что привод «упрётся» в потолок своих оборотов на скорости, скажем, 60 км час, в то время, когда мощность позволяет достичь большей скорости.
Преимущества электродвигателей в качестве привода для самодельных электромобилей заключаются в том, что не требуется вносить изменения в трансмиссию (если используется КПП) и в ходовую часть. Используя электродвигатель, мы меняем только тип привода, но не конструкцию автомобиля.
Недостаток: общий кпд системы снижается, так как довольно значительная часть уходит на преодоление трения в узлах трансмиссии. Потери в этом случае могут достигать 20% общей мощности привода.
Тем не менее, компоновка самодельных электромобилей с использованием штатной трансмиссии и КПП – общепринята, отработана десятилетиями и хорошо подходит при использовании маломощных электродвигателей – для гибкого управления крутящим моментом и скоростью.
Упростить трансмиссию, снизить её вес и повысить общий КПД привода, можно с помощью мотор колёс, встраиваемых в ступицы обычных колёс. К преимуществам мотор колёс , также относятся высвобождение дополнительного объёма под капотом – за счёт отсутствия в нём двигателя и лучшие возможности обеспечения идеальной развесовки самодельного электромобиля.
Пока такая конструкция не получила широкого распространения, хотя известна более 100 лет. Ещё в самом начале начале прошлого века, Фердинандом Порше был создан электромобиль в котором в качестве привода использовались мотор колёса.
Кстати, на Парижском автосалоне 1900 года, электромобиль Lohner-Porsche, был признан лучшим автомобилем года.
Но в дальнейшем, от применения мотор колёс в массовых электромобилях отказались (собственно говоря, и от самих электромобилей отказались, - примерно лет на 70). Причина этого: большой вес мощных мотор колёс и как следствие - увеличение неподрессоренных масс, что ухудшает управляемость электромобиля. А основной причиной временного сворачивания производства электромобилей, стало использование более энергоёмкого топлива – бензина и дизеля.
Сейчас, когда появились мощные неодимовые магниты, конструирование мотор колёс вышло на принципиально новый уровень, - уже есть экспериментальные и даже серийные модели, которые могут изменить концепцию привода электромобиля. Зная, что прогресс развивается по спирали, можно предположить, что «второе пришествие» мотор колёс в ближайшее время, ещё скажет своё веское слово в электромобилестроении.
Самыми известными современными мотор колёсами для легковых электромобилей, пожалуй, являются мотор колёса одного из крупнейших мировых производителей шин – французской компании Michelen. Созданные достаточно давно и имеющие хорошие технические характеристики: мощность 15 квт, встроенную подвеску; небольшой вес, они почему-то пока не появились на серийных электромобилях, хотя попытки разработать мотор колёса предпринимают и многие другие компании.
В прошлом году, на автомобильной выставке в Шанхае, я видел Mercedes Е- класса, который китайские разработчики поставили на 4 мотор колеса. Кроме этого на выставке присутствовали и другой электротранспорт с мотор колёсами. Однако цены представленных образцов назывались заоблачные (как и у любого концепта), а планы по серийному производству – пока не озвучивались.
Какие же проблемы применительно к самодельному электромобилю могут создать мотор колёса?
Одна из проблем, но это решаемо, - необходимость использования более мощных мотор колёс, по сравнению с электродвигателями, подключенными к кпп, - ведь без неё не будет возможности изменять соотношение скорости и крутящего момента.
Вторая проблема: гораздо более высокий вес колеса, по сравнению со штатной ступицей. Как уже говорилось, от этого несколько ухудшится управляемость, но в городских условиях, на небольших скоростях с этим тоже можно смириться.
И третья проблема – это необходимость внесения изменения, как минимум, в тормозную систему переоборудываемого автомобиля. А вот это уже требует отдельных согласований с организациями, выдающими заключение на возможность переоборудования.
Демонстрацию уникальной маневренности мотор колёс, пожалуйста, посмотрите на видео:
Электромобили на мотор колёсах - пока большая редкость. Однако, один из украинских энтузиастов движения на электротяге, построил небольшой 2-х местный электромобиль, приводимый в движение двумя мотор колёсами, мощностью по 3 квт. каждое. Компания Volta bikes, длительное время, с интересом наблюдает за воплощением в жизнь этого проекта.
В разделе товара «электромобиль своими руками», мы предлагаем мотор различной мощности - от 3 до 10 киловатт, для создания электромобилей. Мотор колёса можно и нужно применять для создания электромобилей своими руками, однако учитывая при этом вышеперечисленные особенности.
Завтра мы расскажем об опытном электромобиле с мотор колёсами, созданным конструктором из Киева.
Allyur, ТМ Volta bikes
Видео автора. Фото – автора и из интернета
Теги: электроавтомобили Донецк, электромобиль своими руками Донецк, электроавтомобили Волынь электромобиль своими руками Волынь