Как самому построить гибрид с двигателем внутреннего сгорания и мотор колёсами
Уж не помню, самому мне пришла в голову мысль создать гибрид, добавив к переднеприводному автомобилю на заднюю ось два мотор колеса и аккумуляторы, или первым этот вариант предложил кто-то из наших клиентов.
С того времени, наши клиенты неоднократно высказывали подобную идею - собрать электромобиль своими руками. Мысль интересная и в принципе, реализуемая на практике. Для поддержания равномерного движения на небольших скоростях (до 70-80 км/час), не требуется значительной мощности. Два мотор колеса по 3-4 квт каждое, способны поддерживать равномерное движение по ровной дороге автомобиля массой до 1.5 тонны, и даже больше.
Об этом свидетельствуют графики использования мощности транспортными средствами. Для указанных выше условий движения, требуется примерно 5 квт подводимой мощности. Если мы обеспечим 6 или 8 квт, то этого хватит с головой. Используя мотор колёса и контроллеры с рекуперацией, для их питания достаточно установить аккумуляторы небольшой ёмкости, так как
во-первых: они будут подзаряжаться от каждого торможения
во-вторых: не будут обеспечивать трогание с места, на которое уходит основной объём энергии.
Но задача не так проста, как может показаться на первый взгляд. Установить два мотор колеса на заднюю ось и закинуть в багажник небольшую аккумуляторную батарею – действительно несложно. А вот как всем этим хозяйством управлять? Основная проблема – это сопряжение в гибридном автомобиле двух разных приводов: ДВС (двигателя внутреннего сгорания) и мотор колёс в один силовой агрегат, управляемый автоматически и в зависимости от многих параметров: скорости, текущей потребляемой мощности, уровня заряда аккумуляторной батареи, подключающий либо один из приводов, либо оба одновременно.
Если все манипуляции с органами управления двух приводов производить вручную, то существенной экономии топлива, очевидно, не получится, а вот безопасность движения – точно пострадает. Представьте: заводим ДВС, разгоняемся до 60 км/час. Глушим двигатель, подаём питание на мотор колёса. Едем не электротяге. Следим за уровнем напряжения в аккумуляторной батарее. Нужно тормозить, но вакуума в тормозном усилителе хватит на одно-два торможение, - так как ДВС мы заглушили. То же самое – с усилителем руля: у кого он гидравлический, - работать перестанет сразу же после выключения двигателя.
Значит, и усилитель тормозов, и усилитель руля, нужно заменить на электрические. Они есть, выпускаются промышленностью, и электроприводы вакуумного усилителя тормозов мы предлагаем заказать в нашем интернет магазине. Можем поставить и электроусилитель руля, причём даже дешевле, чем, например – жигулёвский, на «Калину». Однако есть один нюанс: внесение изменений в тормозную систему и рулевое управление – не разрешается правилами дорожного движения, без специального согласования с уполномоченными органами.
Едем на гибриде дальше. Остановились на светофоре. Нужно завести ДВС, чтобы тронуться с места. Если в начале движения не отключить мотор колёса, то вместо экономии, может пойти перерасход топлива, если они начнут работать в режиме рекуперации.
Как видите, для управления гибридом, без думающей электроники, нужен как минимум человек-оркестр. Но даже при развитых способностях - делать несколько дел одновременно, такое поведение за рулём будет неизбежно ухудшать безопасность движения и поэтому неприемлемо, - как с точки зрения правил дорожного движения, так и исходя из здравого смысла.
Можно поступать по другому: заводить ДВС и включать питание мотор колёс одновременно, и уже ничего не отключать до конца поездки. Где-нибудь, в зоне досягаемости одной из рук – например под рулём, установить джойстик управления для мотор колёс – с круиз контролем. Задействовать мотор колёса тогда, когда возможно движение в электрическом режиме.
Отключаться мотор колёса - будут при лёгком нажатии на штатную педаль тормоза. Для этого к концевику, идущему от педали тормоза к стоп-сигналам, нужно подключить датчики тормозов от контроллера мотор колёс. Если не нажимать после этого на тормоз сильнее, - включится рекуперация мотор колёс и они слегка будут притормаживать гибрид, одновременно запасая электроэнергию в аккумуляторы. Если нажать на тормоз до конца, то машина остановится, как обычно. При такой системе все вспомогательные механизмы – и усилитель тормозов и усилитель руля будут работать в штатном режиме, но большой экономии топлива, вряд-ли удастся достичь.
Очевидно, что для создания гибрида, по описанному принципу, лучше всего подошли бы автомобили с микрогибридной установкой, - как минимум, имеющие систему старт-стоп.
Ведь помимо согласования работы двух приводов, требуется и согласование работы тормозов: притормаживание должно выполняться с использованием рекуперации, а торможение – со штатной системой тормозов. После остановки гибрида мотор колёса должны обязательно отключаться – иначе перегреются и сгорят.
Пока что в вопросе гибридизации своими руками, я вижу больше вопросов, чем ответов на них, но правильная постановка вопроса – это уже половина решения задачи. Разработать и изготовить контроллер для мотор колёс со всеми необходимыми сервисными функциями мы можем самостоятельно, а вот связать ДВС, мотор колёса, тормоза и аккумуляторную батарею в одну полноценную систему управления – не можем.
Задача очень интересная и поиск её решения я предлагаю совместный – для всех заинтересованных специалистов по системам управления. Если появятся партнёры, желающие заняться этим проектом, то мы готовы поучаствовать.
Allyur, ТМ Volta bikes
Все фото автора. Последнее фото - из интернета