Видео: на чём ездят в китайских городах

08.08.2014

Многие наши сограждане не воспринимают электровелосипеды и электроскутеры, как полноценный транспорт, а рассматривают его, как развлечение, - ну вроде, роликовых коньков, скейтов, или джамперов. Причин этого – две:

- Нет традиции использования таких видов транспорта

- Полное отсутствие велосипедных дорожек.

Китай - страна велосипедная, вернее, уже - электровелосипедная, так как 70-80 % двухколёсного транспорта на сегодняшний день, здесь передвигается на электротяге. Для него выделены отдельные полосы движения, чаще всего отгороженные от потока машин забором или высокими бордюрами и газонами.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть… Итак, провинция Цзянгсу, районный город Чангчжоу, с населением несколько миллионов человек. Специально обращаю внимание на величину города (больше Киева) для понимания того, какие расстояния преодолевают многие жители на электротранспорте в своих ежедневных поездках.

Все видео сняты на одной улице, недалеко от центра, в послеобеденное время. Интенсивность движения транспорта – и электроскутеров, и автомобилей, в это время - средняя. В час пик – утром и после окончания работы, - увеличивается в 2-3 раза. Итак, первое видео.

Обратите внимание на то:

- как выглядит и какого качества типичная велосипедная дорожка;
- на чём по ней едут ( примерно 70% электроскутеров, 20% электровелосипедов и 10% велосипедов);
- на среднюю скорость движения, которая даже под уклон не превышает 30 км/час.

Теперь второе видео: на перекрёстке.

Обратите внимание на то, что:

- практически ни у кого из скутеристов нет гос.номера регистрации, хотя по закону он должен быть, но это совершенно не беспокоит полицейских, регулирующих движение;
- движение на первый взгляд хаотичное, но без столкновений и грубых нарушений правил;
- скорость движения не превышает 25 км/час.

Бензиновых скутеров и мотоциклов практически нет, - не более 2-3 единиц на сотню двухколёсных транспортных средств. В июньском номере журнала «За рулём» я даже прочёл, что в Китае бензиновые скутеры якобы запрещены, но это совершенно не соответствует действительности. Это не правительство КНР их запретило, а люди сами, без всяких запретов, сделали свой выбор в пользу электротранспорта, как более экономичного, экологически чистого и во многих случаях, - в условиях города, более скоростного, чем автомобили. Не знаю, обратили вы внимание, или нет, на первом видео, как перед перекрёстком собирается пробка из машин, в то время как скутеры проезжают его почти без задержек. Такое происходит на многих участках движения.

Теперь вспомните центр Киева, Харькова или Одессы в часы пик, где автомобили движутся в лучшем случае со скоростью пешехода. В других городах Украины, я думаю, дела обстоят не лучше. А когда владелец машины добирается до места назначения, то если оно находится в оживлённом квартале, может возникнуть серьёзная проблема с парковкой (или с оплатой за неё по баснословным тарифам). В итоге он оставит машину в нескольких сотнях метров от нужного ему здания и дальше пойдёт пешком. Далеко не у всех автовладельцев есть собственный гараж, или стоянка по соседству. В этом случае утром и вечером тоже приходится курсировать от квартиры к машине и обратно.

В Китае всё это давно просчитали и сделали правильные выводы – пересели на электротранспорт там, где это целесообразно. Третье видео, снятое на прямом участке всё той же улицы, подтверждает два первых сюжета: скутеристов и велосипедистов, - больше, чем автомобилей. Вы можете легко их сосчитать. За одну минуту и десять секунд, которые длится этот ролик, навстречу мне проехало 49 велосипедистов и только 10 машин.

Если думаете, что такая интенсивность движения двухколёсного электротранспорта, - от бедности, тогда посмотрите четвёртое видео: на обочине, по обе стороны дороги, припаркованы машины обычных китайцев: инженеров, врачей, квалифицированных рабочих, мелких бизнесменов, чиновников, которые ждут своих детей из школы, расположенной в этом квартале, чтобы отвезти их домой. На всякий случай, уточню, что все машины – Lexus, BMW, Mercedes, Audi и другие, здесь покупаются в автосалонах, - импорт б/ушных машин из других стран, да ещё по схемам с минимизацией растаможки, - отсутствует как явление. Поэтому говорить, что электротранспорт в Китае – от бедности, могут только неинформированные люди. Просто китайцы более рациональны в выборе транспорта, хотя зажиточные граждане этой страны тоже склонны пускать пыль глаза наличием Ferrari, Lamborghini или Rolls-Royce. Но при этом почти все они имеют и велосипед.

Даже самый низкоквалифицированный китайский рабочий с зарплатой примерно 3 тыс. грн. в месяц, может купить новую машину местного производства, на свою годовую зарплату, при желании, - в кредит. Но не все спешат это делать, потому что в городе, во многих случаях удобнее и гораздо дешевле ездить на электроскутере, или общественном транспорте. Между городами китайцы предпочитают перемещаться на скоростных поездах: так быстрее, комфортнее и дешевле, - ведь все основные магистрали в стране – платные и только за право прокатиться по китайским хайвэям на машине, нужно заплатить примерно столько денег, сколько обойдётся билет на поезд. А для машины ведь ещё нужно покупать бензин!

Я не призываю украинцев выкинуть на свалки свои автомобили (хотя некоторые, стоило бы), а хочу обратить внимание, что во многих случаях, поездки на электровелосипедах - дешевле, быстрее и здоровее, чем на другом транспорте. Это давно поняли не только в Китае, но и в европейских странах, которые уж точно нельзя заподозрить в недостатке средств. Голландия, Германия, Франция и другие страны массово пересаживаются на двухколёсный транспорт. А что мы? Мы тоже пересаживаемся, с помощью ТМ «Volta bikes», но дуже-дуже повiльно.

Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Видео автора.