Эконом-такси в юго-восточной Азии: с ветерком на мотоцикле
07.08.2014
↵
В наших краях трудно представить в качестве такси какое-либо транспортное средство кроме автомобиля. В старые времена, ещё до начала автомобильного периода новейшей истории, наёмные экипажи тоже чаще всего были четырёхколёсными, а в качестве тягловой силы в них использовались лошади.
В разное время, в разных странах, в качестве такси работало множество марок и моделей автомобилей. В СССР для этого использовались «Волги». Знаменитые Лондонское и Нью-Йоркское такси, вообще имеют специально разработанные модели машин и являются элементами культуры и истории этих городов. Не знаю, как сейчас, а раньше в Бельгии в качестве такси, часто использовали Mercedes-600. В Арабских Эмиратах, частные такси – это в первую очередь «Тоyota corolla», а в муниципальном используются седаны бизнес класса – от Renault laguna до Mercedes E- класса. Ещё несколько лет назад, в качестве такси, в Кишинёве можно было встретить множество Дэу Матиз, - правда сейчас, от маленьких машинок там отказались. В Китае, несмотря не небольшой средний рост местных жителей, по сравнению с европейцами, в качестве муниципального такси тоже используют вместительные машины, отдавая предпочтение Volkswagen Santana, Hyundai Sonata, Kia Optima и некоторым крупным моделям местных производителей.
Но в этой стране есть ещё несколько категорий «такси», которые мы бы отнесли к нетрадиционным. Здесь, наряду с конными повозками, а затем и автомобилями, всегда были альтернативные недорогие варианты местного такси, например - рикши. Другой вид альтернативного такси – мотоцикл.
нелегальные таксисты в ожидании пассажиров
Конец 20 века в Китае ознаменовался некоторой либерализацией внутренней политики и созданием свободных экономических зон в Шанхае, Шеньчжене, Шантоу и Чжухае, которые стали двигателем экономики этого социалистического государства. На дороги выехали миллионы скутеров и мотоциклов, значительную часть которых, предприимчивые китайцы, используют, как нелегальные такси. Возвращаясь к началу статьи, хочу спросить, можете ли Вы себе представить, чтобы в Киеве или в любом другом городе Украины мотоциклисты ездили по городу и предлагали вас подвезти? А в Китае – это распространённое явление и нелегальных таксистов-мотоциклистов, на мой взгляд, здесь не меньше чем официальных, на машинах. Возле каждой станции метро, торговых центров, вокзалов и просто в людных местах, десятки мотоциклистов стоят прямо на тротуарах и чуть ли не хватают тебя за руки, обещая отвезти на край света за пол-цены, или хотя бы сделать обзорную экскурсию по городу.
этот парень на скутере настойчиво приглашает меня подвезти
Выгоден ли такой бизнес? Разумеется, иначе им бы не занималось столько людей. Как-то я поинтересовался у таксиста в Шанхае, много ли он должен сдать выручки? Ответ был следующий: 5000 юаней в месяц (около 800 долларов) + оплатить все расходы по содержанию машины таксопарку. Остальное остаётся таксисту. Естественно, при такой системе таксисты заинтересованы работать как можно больше, чтобы больше зарабатывать. Нелегальные таксисты-мотоциклисты не платят ничего. Расходы на содержание 125-кубового байка минимальные, а деньги за проезд с Вас возьмут примерно те же, что и в муниципальном такси.
В чем тогда фишка, почему тогда все пассажиры не ездят на нормальном такси? Ответ простой: такси не всегда есть под рукой, - особенно во время «пик» и в дождь, а мотоциклисты есть – везде и всегда (примерно так же, одесситы, в качестве потенциального такси, останавливают все легковые машины подряд, а не ждут официалов). Кроме того, китайцы привыкли к такому сервису и охотно им пользуются, тем более, что для местных жителей цены, по сравнению с обычным такси всё-таки ниже, чем для иностранцев. Все иностранцы в Китае проходят под общим названием «лаовай» - то есть белый человек и обсчитать такого,- не считается зазорным.
Впрочем, с официальными такси-автомобилями у иностранцев тоже частенько возникают проблемы. В местах, где спрос на такси высок, водители могут пытаться называть «свою» цену, не включая при этом счётчик. Один раз в Ухани, я сел в такси, в котором счётчик, явно крутился быстрее, чем должен. Когда «натикало» 15 долларов, а поездке ещё не было видно конца, я просто поменял машину. Другой раз, в Сяомене, на юге Китая, ночью, таксист подвозя нас от аэропорта в гостиницу, сделал пару кругов по центру города, находящемуся на острове и подработал таким образом несколько долларов. Когда утром мы обнаружили, что ездили по эстакаде над морем вокруг острова, то долго смеялись.
мототакси. Час пик.
На обычный мотоцикл-такси при необходимости загружается до 4 человек (вместе с водителем), а средняя скорость движения двухколёсного транспорта в условиях города всегда выше, чем у машины. Останавливать такое такси даже не надо: свободный мотоциклист, выполнивший поездку и возвращающийся на место своей постоянной стоянки, например, возле станции метро, обычно медленно едет вдоль тротуара и сам предлагает свои услуги всем, кто по его мнению, в них может нуждаться.
на автомобиле-такси со скоростью пешехода
мототакси охотятся за клиентами
Опасны ли такие поездки? Ещё как! Сам-то мотоциклист всегда в шлеме, имеет огромный опыт вождения, и в большинстве случаев видит момент ДТП и значит, - может успеть сгруппироваться, а пассажиры должны полагаться только на его мастерство, ведь даже шлема им никто не предлагает. При этом движение транспорта в китайских городах, в корне отличается от того, к чему мы привыкли дома: электровелосипеды, скутера, мотоциклы, велорикши, - в общем весь мелкий транспорт, в жилых кварталах проезжает везде, где только образовалась свободная щель, пересекая улицы и тротуары самым причудливым образом.
езда втроём на мотоцикле здесь обычное явление
Еще недавно в Китае, как говорил один из моих знакомых – пожилой китаец Гоша, любящий выражаться афоризмами, было так: «есть полицейский, - есть светофор. Нет полицейского, - нет светофора»: другими словами, китайцы соблюдали правила движения только в присутствии полиции. Сейчас на светофорах все останавливаются уже и без блюстителей порядка, но не потому что стали добросовестно выполнять ПДД, - просто в стране установлены сотни тысяч (а может и миллионы) видеокамер. При этом все участники дорожного движения рискованно маневрируют, отчаянно и почти безостановочно сигналят, но самое интересное, при этом все уступают друг другу дорогу. Конфликтов на тему типа «ты козёл, меня подрезал», здесь не бывает, - менталитет не тот и всем нужно ехать, поэтому при всей своей хаотичности и непредсказуемости, дорожное движение в миллионных китайских городах, в плане нервных нагрузок спокойнее, чем в Украине.
На юге Китая большинство мотоциклистов ездят со специальным зонтом, закрывающем не только водителя, но и пассажиров. Учитывая, что с апреля по июнь - здесь сезон дождей, потом, - до августа стоит тропическая жара, а осенью бывают ураганы, зонты используются почти постоянно.
под крылом самолёта...
Такой мотоцикл с закреплённым на нём зонтом, лично мне напоминает лодку под парусом. Когда вновь и вновь встречаешь снующие во всех направлениях мотоциклы под зонтами, невольно возникает вопрос: а если хорошенько разогнаться, можно на нём взлететь, или нет? Смех-смехом, но практичность и здравый смысл китайцев во многих вопросах, в том числе и транспортном, даст 100 очков вперёд жителям других стран.
электромотоциклы скоро сменят бензиновые модели
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Пекин – Шанхай – Гуанжоу, 2012 г.
Фото автора.