Эконом-такси в юго-восточной Азии: с ветерком на мотоцикле

07.08.2014

  

   В наших краях трудно представить в качестве такси какое-либо транспортное средство кроме автомобиля. В старые времена, ещё до начала автомобильного периода новейшей истории, наёмные экипажи  тоже чаще всего были четырёхколёсными,  а в качестве тягловой силы в них использовались лошади. 
    В разное время,  в  разных странах,  в качестве такси работало  множество марок и моделей автомобилей.  В СССР для этого использовались «Волги». Знаменитые Лондонское и Нью-Йоркское такси, вообще имеют специально разработанные модели машин и являются элементами культуры и истории этих городов. Не знаю, как сейчас, а раньше в Бельгии в качестве такси, часто использовали  Mercedes-600. В Арабских Эмиратах, частные такси – это в первую очередь «Тоyota corolla», а в муниципальном используются седаны бизнес класса – от Renault  laguna  до Mercedes E- класса. Ещё несколько  лет назад, в качестве такси, в Кишинёве  можно было встретить множество Дэу Матиз, - правда сейчас, от маленьких машинок  там отказались. В Китае, несмотря не небольшой средний рост местных жителей, по сравнению с европейцами, в качестве муниципального такси тоже используют вместительные машины, отдавая предпочтение Volkswagen Santana, Hyundai Sonata, Kia Optima и некоторым крупным моделям местных производителей.
 
   Но в этой стране есть ещё несколько категорий «такси», которые мы бы отнесли к нетрадиционным.  Здесь, наряду с конными повозками, а затем и автомобилями, всегда были альтернативные недорогие варианты  местного такси, например - рикши. Другой вид альтернативного такси  – мотоцикл.
 
нелегальные таксисты в ожидании пассажиров
нелегальные таксисты в ожидании пассажиров
 
   Конец 20 века в Китае ознаменовался  некоторой либерализацией внутренней политики и  созданием свободных экономических зон в Шанхае, Шеньчжене, Шантоу и Чжухае, которые стали двигателем экономики этого социалистического государства. На дороги  выехали миллионы скутеров и мотоциклов,  значительную часть  которых, предприимчивые китайцы, используют, как нелегальные такси. Возвращаясь к началу статьи, хочу спросить, можете ли Вы себе представить, чтобы в Киеве или в любом другом городе Украины мотоциклисты ездили по городу и предлагали вас подвезти?  А в Китае – это распространённое  явление и нелегальных таксистов-мотоциклистов, на мой взгляд, здесь не меньше чем официальных, на машинах.  Возле каждой станции метро, торговых центров, вокзалов  и просто в людных местах, десятки мотоциклистов стоят прямо на тротуарах  и чуть ли не хватают тебя за руки, обещая  отвезти на край света за пол-цены,  или хотя бы  сделать обзорную экскурсию по городу. 
 
этот парень на скутере настойчиво приглашает меня подвезти
этот парень на скутере настойчиво приглашает меня подвезти
 
    Выгоден ли такой бизнес? Разумеется, иначе им бы не занималось столько людей. Как-то я поинтересовался  у  таксиста в Шанхае, много ли он должен сдать выручки? Ответ был следующий: 5000 юаней в месяц (около 800 долларов) + оплатить все расходы по содержанию машины таксопарку. Остальное остаётся таксисту. Естественно, при такой системе таксисты заинтересованы работать как можно больше, чтобы больше зарабатывать. Нелегальные таксисты-мотоциклисты не платят ничего. Расходы на содержание 125-кубового байка минимальные, а деньги за проезд с Вас возьмут примерно те же, что и в муниципальном такси.
 
   В чем тогда фишка, почему тогда все пассажиры не ездят на нормальном такси? Ответ простой: такси не всегда есть под рукой, - особенно во время «пик» и в дождь, а мотоциклисты есть – везде и всегда  (примерно так же,  одесситы, в качестве потенциального такси, останавливают  все легковые машины подряд, а не ждут официалов). Кроме того, китайцы привыкли к такому сервису и охотно им пользуются, тем более, что для местных жителей цены, по сравнению с обычным такси всё-таки ниже, чем для иностранцев.  Все иностранцы в Китае проходят под общим названием «лаовай» - то есть белый человек и обсчитать такого,- не считается зазорным. 
 
   Впрочем, с официальными такси-автомобилями у иностранцев тоже частенько возникают проблемы. В местах, где спрос на такси высок, водители могут пытаться называть «свою» цену, не включая при этом счётчик. Один раз в Ухани, я сел в такси, в котором счётчик, явно крутился быстрее, чем должен. Когда «натикало» 15 долларов, а поездке ещё не было видно конца, я просто поменял машину. Другой раз, в Сяомене, на юге Китая, ночью, таксист подвозя нас от аэропорта в гостиницу, сделал пару кругов по центру города, находящемуся на острове и подработал таким образом несколько долларов. Когда утром мы обнаружили, что ездили по эстакаде над морем вокруг острова, то долго смеялись.
 
мототакси. Час пик
мототакси. Час пик.
 
   На обычный  мотоцикл-такси  при необходимости загружается до 4 человек (вместе с водителем), а средняя скорость движения двухколёсного транспорта в условиях города всегда выше, чем у машины. Останавливать такое такси даже не надо: свободный мотоциклист, выполнивший поездку и возвращающийся на место своей постоянной  стоянки, например, возле станции метро, обычно медленно едет вдоль тротуара и сам предлагает свои услуги всем, кто по его мнению, в них может нуждаться.
 
на автомобиле-такси  со скоростью пешехода
на автомобиле-такси  со скоростью пешехода
 
мототакси охотятся за  клиентами
мототакси охотятся за  клиентами
 
 
   Опасны ли такие поездки? Ещё как! Сам-то мотоциклист всегда в шлеме, имеет огромный опыт вождения, и в большинстве случаев видит момент ДТП и значит, - может успеть сгруппироваться, а пассажиры должны полагаться только на его мастерство, ведь даже шлема им никто не предлагает.  При этом движение  транспорта  в китайских городах, в корне отличается от того, к чему мы привыкли дома: электровелосипеды, скутера, мотоциклы, велорикши, - в общем весь мелкий транспорт,  в  жилых кварталах проезжает везде, где только образовалась  свободная щель, пересекая улицы и тротуары самым причудливым образом.
 
езда втроём на мотоцикле здесь обычное явление
езда втроём на мотоцикле здесь обычное явление
 
нелегальные таксисты в ожидании пассажиров
 
   Еще недавно в Китае, как говорил один из моих знакомых – пожилой китаец Гоша,  любящий выражаться  афоризмами, было так: «есть полицейский, - есть светофор. Нет полицейского, - нет светофора»: другими словами, китайцы соблюдали правила движения только в присутствии полиции. Сейчас на светофорах все останавливаются уже  и без блюстителей порядка, но не потому что стали добросовестно выполнять ПДД, - просто в стране установлены  сотни тысяч (а может и миллионы) видеокамер.  При этом все участники дорожного движения рискованно маневрируют,  отчаянно и почти безостановочно сигналят, но самое интересное, при этом все уступают друг другу дорогу. Конфликтов на тему типа «ты козёл, меня подрезал», здесь не бывает, - менталитет не тот и всем нужно ехать,  поэтому при всей своей хаотичности и непредсказуемости,  дорожное движение в миллионных китайских городах, в плане нервных нагрузок  спокойнее, чем в Украине. 
 
   На юге Китая большинство  мотоциклистов ездят со специальным зонтом, закрывающем не только водителя, но и пассажиров. Учитывая, что с апреля по июнь - здесь сезон дождей, потом, -  до августа стоит тропическая жара, а осенью бывают  ураганы, зонты используются почти постоянно.
 
под крылом самолёта...
под крылом самолёта...
 
   Такой мотоцикл с закреплённым на нём зонтом, лично мне напоминает  лодку под парусом.  Когда вновь и вновь встречаешь снующие во всех направлениях  мотоциклы под зонтами, невольно возникает вопрос: а если хорошенько разогнаться, можно на нём взлететь, или нет? Смех-смехом, но практичность и здравый смысл китайцев во многих вопросах, в том числе и транспортном, даст 100 очков вперёд жителям других стран.
 
электромотоциклы скоро сменят бензиновые модели
электромотоциклы скоро сменят бензиновые модели
 
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Пекин – Шанхай – Гуанжоу, 2012 г.
Фото автора.