Мотор колесо для электровелосипеда: где лучше установить спереди, или сзади?
16.04.2014
При переоборудовании велосипеда на электротягу возникает два основных вопроса:
1) какой мощности мотор колесо лучше использовать;
2) где его установить, - спереди или сзади.
Эти вопросы, связаны друг с другом, потому, что мощность мотор колеса может накладывать ограничения на выбор варианта установки.
Ограничение на возможности установки накладывает и конструкция рамы велосипеда: например, - никто из самодельщиков не удлиняет заднюю вилку для размещения между задним колесом и подседельной трубой бокса с аккумуляторами, а для рам с одной несущей трубой между передним и задним колесом, установка на неё аккумуляторов почти невозможна, особенно, если велосипед складной. Поэтому будем исходить из того, что переделки должны быть минимальными, - иначе нет смысла самостоятельно заниматься переоборудованием, так как готовых моделей электровелосипедов на рынке предостаточно.
Самый большой простор для творчества предоставляют редукторные мотор колёса мощностью 200-350 ватт и весом 2-2.5 кг., особенно, если они работают в паре с литиевыми аккумуляторами. Где бы Вы ни поставили такой комплект, в разных вариациях, всё равно, - развесовка по колёсам останется в пределах нормы. А вот, для мотор колёс мощностью от 500 ватт и более, а также для гелевых свинцово-кислотных аккумуляторов место установки нужно подбирать с особой тщательностью.
В случае установки тяжёлого мотор колеса и ещё более тяжелых свинцово-кислотных аккумуляторов сзади, возникает проблема перегруженности задней части велосипеда. Само-то заднее колесо дополнительный вес в 10- 15 кг (остальной вес распределяется на переднее колесо), - выдерживает нормально, а вот управляемость несколько ухудшается. Кроме того,- багажник уже нельзя использовать по прямому назначению. Но так как любое переоборудование – это всегда компромисс, то такая схема довольно распространена.
Для разгрузки заднего колеса можно рекомендовать размещение гелевых аккумуляторов внутри рамы, однако бокс для них в этом случае, скорее всего, придётся изготавливать самостоятельно, либо использовать специальную сумку, подвешиваемую внутри рамы. Но применение такой подвески ограничивает количество аккумуляторов и их габариты. Обычно внутри классической рамы помещается только 3 свинцово-кислотных аккумулятора ёмкостью 12 ампер часов, или 4 аккумулятора ёмкостью 7-9 ампер часов. Но аккумуляторы маленькой ёмкости не могут обеспечить желаемый пробег. К тому же ток, потребляемый мощным мотор колесом, будет для таких аккумуляторов чрезмерно большим и приведёт к быстрому выходу из строя батарей. Поэтому применять для уменьшения веса и габаритов, аккумуляторы меньшей ёмкости, чем рекомендовано для мотор колеса определённой мощности, - не советуем, так как это сильно отразится и на ресурсе аккумуляторов. Для рассмотрения такого варианта установки аккумуляторов, советуем вначале сделать промеры рамы и соотнести их с размерами аккумуляторов.
Схема с расположением мотор колеса мощностью от 500 ватт и выше, - спереди, а гелевых свинцово-кислотных аккумуляторов сзади, вроде - бы получше, - в плане развесовки, однако имеет один нюанс. Прежде чем её применить, внимательно обследуйте переднюю вилку, а по возможности проконсультируйтесь со специалистом – веломехаником. Дело в том, что при установке мотор колеса спереди меняется вектор силы, прилагаемой к вилке. Если до переоборудования, заднее колесо было ведущим и подталкивало переднее колесо, а вектор сил, передаваемых на переднюю вилку шел назад-вверх, то после установки мотор колеса он изменится.
Мотор колесо будет тянуть вилку вперёд и вектор сил будет изменяться от направления вперёд-вверх, до назад – вверх (при движении на педалях и накатом) Такие рывки будут расшатывать вилку и могут вызвать усталость металла и его деформацию, особенно в месте крепления втулки колеса. Поэтому, без нужды не стоит злоупотреблять мощностью мотор колеса и пытаться превратить велосипед в электромотоцикл. Вряд ли из этого получится продукт, удовлетворяющий Вас во всех отношениях. В этом случае можно рекомендовать установку на переднюю вилку универсального усилителя Volta bikes, который зафиксирует мотор колесо и укрепит вилку.
А вот установка спереди небольшого редукторного мотор колеса мощностью 250 - 350 ватт и трёх свинцово-кислотных аккумуляторов на заднем багажнике, даже визуально не очень утяжеляет велосипед, что хорошо видно на примере велосипеда Fuji (изображён на фото), - одного из многих, переоборудованных веломехаником Volta bikes по заявке клиента.
Кардинальный способ решить проблемы с развесовкой, управляемостью и механической прочностью рамы – это покупка лёгких аккумуляторов на основе лития и применение мотор колёс с минимально возможной мощностью, применительно к Вашим условиям эксплуатации. Если у Вас остались вопросы, - ответы на них в течение короткого времени, Вы можете получить в письменной форме, заполнив форму для вопросов в разделе «вопрос-ответ», или позвонив по телефону технической поддержки ТМ «Volta bikes»: 0682576356 (с 8 до 17 часов с понедельника по пятницу и с 9 до 14 часов в субботу)
ТМ «Volta bikes»