Никола Тесла - гений электричества

05.08.2014
 Продолжение цикла статей о великом изобретателе, заложившем основы современной электротехники, разработки которого  позволили создать в том числе и мотор колёса для электровелосипедов и другого электротранспорта.

 Сотрудничество с Эдиссоном.

    В  1882 году Тесла поступил на службу в Континентальную компанию Эдиссона. Здесь он занимался своим любимым делом – усовершенствованием электрических машин. Напряженно работая, изобретатель решил множество поставленных задач и сделал несколько открытий, запатентованных компанией. Параллельно с работой в компании, Никола занимался собственными разработками. В 26 лет он придумал, как можно использовать вращающееся магнитное поле в электродвигателе. Почти одновременно с ним это явление открыл итальянский физик Г.Феррарис. 

 
   В 1883 году молодого изобретателя направили в Страсбург, где он следил за возведением электростанции. Устраняя ошибки, допущенные при строительстве, Тесла не забывал и о собственных исследованиях. Как раз в это время Тесла  завершил разработку индукционного двигателя переменного тока. Устройство было продемонстрировано мэру городу Страсбурга – Баузену, но тот не смог найти спонсоров для дальнейших исследований и организации производства новых электродвигателей,  созданных талантливым  ученым, очевидно по той простой причине, что Тесла, как это часто бывает с гениями,  настолько опередил своё время, что был не понят своими современниками.

 
 Лаборатория Теслы
   Улучшение чужих электрических машин быстро надоело Николе. К тому же, компания так и не выплатила ему обещанную премию за постройку электростанции в размере 25 тысяч долларов. Как раз в это время технические журналы пестрили заголовками о достижениях выдающихся русских ученых в области электротехники, и Тесла собрался в Санкт-Петербург. Но в последний момент его отговорили и предложили работать на самого Эдиссона. 

 
   Талант молодого изобретателя заметил один из управляющих Континентальной компании – Чарльз Бечлор, занимающийся к тому же  промышленным шпионажем в пользу правительства США. Являясь руководителем филиала компании Эдисона в Европе, кроме того, он был ассистентом и другом Томаса Эдиссона. Отговорив Теслу ехать в Петербург, он направил его в Нью-Йорк, снабдив рекомендательным письмом, в котором говорил Эдиссону о необходимости использования таланта Теслы. 

 
Лайнер «Орегон»   Встреча с самим  Т. Эдиссоном произвела на Теслу неизгладимое впечатление, а вот  Эдисон, напротив, -  был не очень доволен. Он сразу увидел в Николе опасного конкурента, и чем лучше Тесла справлялся со своей работой, тем в большую немилость у своего хозяина он впадал. Первой работой Николы был ремонт динамо-машин на первом пароходе с электрическим освещением (лайнер «Орегон») – она позволила добиться определённого уважения со стороны Эдисона, однако  характер шефа был слишком сложен для сотрудничества. 

 
   Особенно раздражали американского «отца электричества» идеи Теслы о машинах, работающих от переменного тока. Составив себе  на двигателях, работающих от постоянного тока, Эдисон даже слышать не хотел о машинах работающих от переменного тока. Хотя  устройства Эдисона для постоянного тока были  несовершенными и  неэффективными, они приносили ему большой доход и с этой точки зрения вполне его устраивали. 

 
   Однажды  Т.Эдиссон пообещал Н.Тесле премию в 50 тысяч долларов, если он усовершенствует конструкции существующих машин постоянного тока. После напряженной работы  Теслой было предложено  24 усовершенствования  для динамо-машин и  других электрических устройств, которые сам Эдиссон  уже не мог улучшить. Но на вопрос Теслы о гонораре ему ответили, что это была «всего лишь американская шутка». После такого обращения Николе ничего не оставалось, как хлопнуть дверью и уйти из компании.

 
   Продолжение цикла статей о великом изобретателе, пожалуйста, читайте послезавтра.

 
ТМ «Volta bikes»

 
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав.