Никола Тесла - гений электричества
05.08.2014
Продолжение цикла статей о великом изобретателе, заложившем основы современной электротехники, разработки которого позволили создать в том числе и мотор колёса для электровелосипедов и другого электротранспорта.
Сотрудничество с Эдиссоном.
В 1882 году Тесла поступил на службу в Континентальную компанию Эдиссона. Здесь он занимался своим любимым делом – усовершенствованием электрических машин. Напряженно работая, изобретатель решил множество поставленных задач и сделал несколько открытий, запатентованных компанией. Параллельно с работой в компании, Никола занимался собственными разработками. В 26 лет он придумал, как можно использовать вращающееся магнитное поле в электродвигателе. Почти одновременно с ним это явление открыл итальянский физик Г.Феррарис.
В 1883 году молодого изобретателя направили в Страсбург, где он следил за возведением электростанции. Устраняя ошибки, допущенные при строительстве, Тесла не забывал и о собственных исследованиях. Как раз в это время Тесла завершил разработку индукционного двигателя переменного тока. Устройство было продемонстрировано мэру городу Страсбурга – Баузену, но тот не смог найти спонсоров для дальнейших исследований и организации производства новых электродвигателей, созданных талантливым ученым, очевидно по той простой причине, что Тесла, как это часто бывает с гениями, настолько опередил своё время, что был не понят своими современниками.
Улучшение чужих электрических машин быстро надоело Николе. К тому же, компания так и не выплатила ему обещанную премию за постройку электростанции в размере 25 тысяч долларов. Как раз в это время технические журналы пестрили заголовками о достижениях выдающихся русских ученых в области электротехники, и Тесла собрался в Санкт-Петербург. Но в последний момент его отговорили и предложили работать на самого Эдиссона.
Талант молодого изобретателя заметил один из управляющих Континентальной компании – Чарльз Бечлор, занимающийся к тому же промышленным шпионажем в пользу правительства США. Являясь руководителем филиала компании Эдисона в Европе, кроме того, он был ассистентом и другом Томаса Эдиссона. Отговорив Теслу ехать в Петербург, он направил его в Нью-Йорк, снабдив рекомендательным письмом, в котором говорил Эдиссону о необходимости использования таланта Теслы.
Встреча с самим Т. Эдиссоном произвела на Теслу неизгладимое впечатление, а вот Эдисон, напротив, - был не очень доволен. Он сразу увидел в Николе опасного конкурента, и чем лучше Тесла справлялся со своей работой, тем в большую немилость у своего хозяина он впадал. Первой работой Николы был ремонт динамо-машин на первом пароходе с электрическим освещением (лайнер «Орегон») – она позволила добиться определённого уважения со стороны Эдисона, однако характер шефа был слишком сложен для сотрудничества.
Особенно раздражали американского «отца электричества» идеи Теслы о машинах, работающих от переменного тока. Составив себе на двигателях, работающих от постоянного тока, Эдисон даже слышать не хотел о машинах работающих от переменного тока. Хотя устройства Эдисона для постоянного тока были несовершенными и неэффективными, они приносили ему большой доход и с этой точки зрения вполне его устраивали.
Однажды Т.Эдиссон пообещал Н.Тесле премию в 50 тысяч долларов, если он усовершенствует конструкции существующих машин постоянного тока. После напряженной работы Теслой было предложено 24 усовершенствования для динамо-машин и других электрических устройств, которые сам Эдиссон уже не мог улучшить. Но на вопрос Теслы о гонораре ему ответили, что это была «всего лишь американская шутка». После такого обращения Николе ничего не оставалось, как хлопнуть дверью и уйти из компании.
Продолжение цикла статей о великом изобретателе, пожалуйста, читайте послезавтра.
ТМ «Volta bikes»
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав.