Ракетные ранцы

29.07.2014
   Нужно отдать должное научной фантастике: ей принадлежит множество технических идей, нашедших свое реальное воплощение. Одной из таких идей является ракетный ранец. Со страниц популярных в 20-е годы прошлого столетия комиксов «Buck Rogers» он робко перекочевал в реальную жизнь. «Робко», потому что первые попытки создания реактивного ранца нельзя назвать успешными. Немецкая кинохроника 30-х годов запечатлела попытку одного изобретателя ускорить поездку на роликовых коньках с помощью реактивного ранца (заплечный пакет с пороховыми ракетами). Поездка была слишком короткая, а приземление слишком жесткое. Но, энтузиастов такой пример лишь воодушевил. Ракетный двигатель еще не раз пытались использовать для ускорения езды конькобежцев. Результат оставался прежним. В кинофильмах 40-х годов использование ракетных ранцев выглядело более успешно и убедительно.

   Ближе всех к реальному воплощению идеи ракетных ранцев подошли немецкие ракетные технологи во время Второй Мировой Войны. Они уже имели успешный опыт применения ракетных двигателей: Me-163, Фау-2. После войны немецкие инженеры продолжили свои разработки в США совместно с американскими специалистами. Томас Мур, инженер с американской стороны, создал проект «реактивного жилета». В 1952-м году был создан и испробован опытный образец. Пилот с реактивным жилетом на несколько секунд сумел приподняться над землей. Неэффективность и сложность управления «жилетом» послужили причиной прекращения финансирования проекта. 

   В это же время Венделл Генделл Мур (однофамилец) принялся за разработку SRLD (маленькое ракетное подъемное устройство). Первая собранная установка состояла из стальных трубок и работала на азоте. Сопла имели контрольные клапана и были направлены вниз. Задачей изобретателя было не только достижение максимальной эффективности и безопасности, но и обеспечение стабильности пилота. Уже в 1958-м году В. Мур лично испытывал первый SRLD. Результатами испытаний стали 20-ти секундный полет и подъем на 4,5 метра.

   Военные ведомства США проявило заинтересованность в изобретении и частично профинансировало проект. В результате доработок и усовершенствований SRLD получил 280-ти фунтовый ракетный двигатель, работающий на перекиси водорода. Вес ранца составлял 57 кг (с топливом). Первые экспериментальные полеты более походили на резкие прыжки и не обеспечивали стабильного положения пилота. Поэтому, они проходили в ангаре «на привязи». Первый свободный полет на SRLD был совершен Г. Грэмом 20-го апреля 1961-го года. Пилот поднялся на высоту 1,2 метра и пролетел около 35-ти метров со скоростью около 10 км/ч. Продолжительность полета составила 13 секунд. Последующие полеты помогли усовершенствовать технику управления и освоить приемы пилотирования. На публичной демонстрации на военной базе Fort Eustis в июне 1961-го года пилоту с реактивным ранцем удалось в течение 21-ой секунды пролететь 120 метров и подняться на 10 метров над землей.  

   В 1969-ом году за дальнейшее усовершенствование ранца взялась компания Williams International, получившая лицензию на производство и продажу Bell Jet Belt (так теперь назывался ракетный ранец). Основной целью компании было увеличение продолжительности полета. Самым публичным полетом Bell Jet Belt стало открытие Олимпийских игр 1984-го года. Этот полет смогли увидеть тысячи зрителей на стадионе и миллиарды телезрителей.  

   В очередной раз «вспомнили» о ракетных ранцах в 1995-м году. Инженеры из Техаса увеличили и усовершенствовали установку. Она получила название RB 2000 Rocket Belt. Теперь полет длился 30 секунд, а скорость возросла до 60-ти км/ч. В изготовлении ранца использовались композитные материалы и легкие сплавы. Топливо для ракет состояло из перекиси водорода, газообразного азота и нитрата серебра. Трагическая история стала причиной прекращения дальнейшей разработки этого проекта. 

   В настоящее время индустрия по производству ракетных ранцев не слишком масштабная и многочисленная. Собственно говоря, до недавнего времени таких изготовителей в мире было всего 3: JetPack International, TAM Rocketbelt и Thunderbolt Aerosystems. Они довольно мирно сосуществовали на мировом рынке. Их ранцы мало отличались конструкцией между собой и от тех, что производились в 60-х годах. Продолжительность и скорость полета по-прежнему оставляли желать лучшего, ограничивая сферу практического применения ракетных ранцев. Мексиканская компания TAM Rocketbelt, желая поощрить потенциальных покупателей, в комплекте с Rocket Belt (250,000$) предлагает  оборудование для   производства перекиси водорода, 10 уроков тренировочных полетов и круглосуточную поддержку.  

   Но, летом 2011-го года на рынке ракетных ранцев появился еще один игрок. Это новозеландская компания Martin Aircraft. На проходившем в штате Висконсин авиашоу AirVenture она продемонстрировала собственный вариант ракетного ранца. Разработка Гленна Мартина оснащена двухтактным четырехцилиндровым бензиновым двигателем и двумя мощными направленными пропеллерами. Объем бака составляет 19 литров. Этого объема топлива хватит для перелета по прямой на 50 км. Новую модель можно назвать «летающим мотоциклом», ведь Martin JetPack классифицируется как сверхлегкий летательный аппарат. И, хотя Martin JetPack не продемонстрировал на авиашоу впечатляющих результатов (пилот поднялся лишь на 1,8 метров над землей), появление новинки вызвало резкую реакцию со стороны конкурентов. Ранец назвали «Смертельно опасным», «не совсем ракетным и не совсем ранцем», «делателем вдов», «реактивным истребителем». 

   Что же вызвало такую волну критики? Скорее всего, амбициозные заявления Г. Мартина, что после некоторых доработок его устройство сможет подниматься на высоту 150 метров (рекордную для существующих ракетных ранцев) и развивать скорость до 100 км/ч. Продолжительность полета изобретатель обещает увеличить до 30-ти минут. Следует заметить, что самый продолжительный полет (19 минут) до сих пор принадлежал модели Т73 JetPack International. Что же касается обвинений в повышенной опасности использования Martin JetPack, учитывая высоту полета и бензиновый двигатель, то изобретатель-оптимист приводит свои доводы. Он настаивает, что его модель на порядок безопаснее всех ранее существовавших ранцев. Сзади пилот надежно защищен кожухами  пропеллеров;  ребрами жесткости с боков и внизу аппарата. Время покажет, так ли это.  

   Говоря о ракетных ранцах, следует упомянуть ряд других схожих проектов. Так, к примеру, специалисты NASA разработали пропеллерное индивидуальное средство для полетов Solo Trek. Аппарат продержался в полете целых  2 часа, но на значительную высоту ему подняться не удалось.

   Не стоит так же путать ракетные ранцы с MMU (индивидуальное средство передвижения в открытом космосе). Там задействованы иные технологии.  

   Еще одна новинка, позиционируемая как ракетный ранец, это – JetLev R200. Этот водный летающий ранец конструктора Р. Ли производит американская компания JetLev Technologies. Отличия этого аппарата заключается в том, что он не предназначен для свободного полета. Реактивную тягу в нем создают две мощные водяные струи. 10-тиметровый толстый шланг соединяет ранец с лодкой, в которой находятся топливный бак и насос. Поэтому, JetLev R200 можно рассматривать лишь как экстремальный аттракцион без полезного практического применения.

   В любом случае, новые виды топлива и современные технологии позволили ракетным ранцам перестать быть плодом воображения фантастов и стать реальностью.

                                                                                                                        С.Кравцов