Автомобили-амфибии

29.07.2014
Необходимость в транспортном средстве, передвигающемуся и по суше и по воде, возникла достаточно давно. Если рассматривать транспорт именно в этом аспекте, то первым автомобилем-амфибией можно считать изобретение Оливера Эванса в 1805-м году. По сути, это был экскаватор с паровым двигателем. Его построили специально для докерских работ по углублению дна реки Деловэр. 17-ти тонный Orukter Amphibolos должен был работать на воде, но до дока ему пришлось «добираться» своим ходом. Поэтому, машина была установлена на колеса. Хоть и с некоторой натяжкой, Orukter Amphibolos можно отнести к автомобилям-амфибиям.

   Наверное, в 19-м столетии еще не раз предпринимались попытки создать нечто подобное, но история об этом умалчивает. А вот с началом использования в транспортных средствах двигателей внутреннего сгорания ситуация кардинально изменилась. С началом 20-го столетия разработки автомобилей-амфибий оживились. В 1926-м году была представлена концептуальная модель амфибииPeugeot. К сожалению, технических характеристик этого концепт-кара не сохранилось. Но, на фото автомобиль выглядит достаточно привлекательно.  

 Конечно, самую большую заинтересованность в разработке и создании автомобилей-амфибий проявили военные. Во время военных действий очень важна быстрая переброска живой силы, техники, снарядов, эвакуация раненых, проведение разведки в труднопроходимых и пересеченных водными преградами районах. Поэтому, в начале 30-х годов 20-го столетия, в преддверии широкомасштабной войны, в армиях многих европейских государств велись разработки автомобилей-амфибий. Удачный проект получился у голландцев. В своей амфибии MC-139 они успешно использовали недавнее изобретение – шрусы. Автомобиль имел оригинальную конструкцию: абсолютно симметричный корпус с расположенным посредине двигателем. Примечательно, что все колеса машины поворачивались. По суше MC-139 передвигался со скоростью до 30-ти км/ч, а по воде – до 8-ми км/ч. Опытный образец был успешно тестирован, но, увы, серийное производство не состоялось. Из-за приближения гитлеровских войск опытный образец MC-139 решили  уничтожить. 

   Германия в свою очередь предпринимала попытки создать собственный автомобиль-амфибию для моторизованных пехотных подразделений. Уже к середине 30-х годов компания Trippel выпускала  ежегодно для немецкой армии 20 автомобилей-амфибий «Trippel SG».   

Но, более известным автомобилем-амфибией того времени стал Volkswagen Type 166 Schwimmwagen». Над воплощением в жизнь этого проекта сотрудничали такие гиганты как Bugatti, Porsche и Volkswagen Beetle. Перед немецкими конструкторами Ф. Порше и Э. Комендом стояла задача создать машину, способную заменить в разведовательных и мотоциклетных батальонах мотоциклы с коляской. Проект первой амфибии получил название Type 128. Машина имела стальной обтекаемый несущий кузов с четырехцилиндровым двигателем в задней части. Система охлаждения имела сложные воздуховоды. Сзади на кузове амфибии с помощью шарнирного кронштейна крепился грибной винт. Испытания автомобиля проводились во всевозможных условиях: бездорожье, проселочные и горные дороги, шоссе, водоемы. Испытания дали вполне хорошие результаты. Проект был доработан и в результате Вермахт получил на вооружение 30 экземпляров KdF-128.  
В феврале 1942-го года Франц Раймшписс  разработал новый вариант амфибии, - четырехместный Porsche-166. Теперь машина имела укороченную колесную базу с узкой колеей и кузов с  существенными изменениями. Type-166 оснащался четырехцилиндровым  двигателем воздушного охлаждения объёмом 1.1 литра и мощностью  25 л.с. Скорость машины на плаву достигала 10-ти км/ч, на суше –  80-ти км/ч. За 2 военных года, предшествовавших поражению,  в Германии было произведено 14,283 штуки  амфибии  VW Typе-166. 

   В Советском Союзе также предпринимались попытки создания автомобиля- амфибии.  В 1959-м году специалистами НАМИ был сконструирован НАМИ-049 «огонек». Машина имела стеклопластиковый кузов, постоянный полный привод и блокировку дифференциала заднего моста. Однако, при испытаниях машина хороших результатов не продемонстрировала и в серию не пошла.

   В конце 70-х годов на Волжском автомобильном заводе  на базе «Нивы» был разработан  автомобиль-амфибия ВАЗ 2122 «Река». От базовой модели остались только колесная база и двигатель. Кузов приобрел «рациональные углы наклона», боковые панели кузова были усилены выштамповками. На воде ВАЗ 2122 достигал скорости 9 км/ч, а на суше – 115 км/ч. В принципе, это – компактный армейский джип-амфибия. Но, в серийное производство машина не была запущена. Возможно, из-за того, что у нее появился серьезный конкурент Ульяновского автомобильного завода.

   УАЗ всегда специализировался на производстве автомобильной техники высокой проходимости. В конце 70-х годов завод получил заказ от военного ведомства разработать и создать автомобиль, способный  преодолевать водные препятствия. В 1980-м году было подготовлено к испытаниям 2 автомобиля-амфибии УАЗ 3907 «Ягуар». Базовой моделью послужил УАЗ-469. В новой машине были применены оригинальные узлы и детали: водяной руль, лебедка с приводом от КПП, откачивающие насосы, ходовые винты имели коробку отбора мощности. Во время испытаний на реке Волге, -  УАЗ 3907 «Ягуар» самостоятельно преодолел вплавь расстояние от Ульяновска до Астрахани, а потом обратно. Испытания на суше проходили на высокогорье Памира и в Астраханских степях. После доработок по итогам испытаний,  было собрано еще 2 «Ягуара». Дополнительные испытания автомобиля на военных полигонах в 1982-м году показали превосходные результаты. Было принято решение начать подготовку к серийному производству УАЗ 3907 «Ягуар».

   Скорость амфибии на воде достигала 9-ти км/ч, а на шоссе – 105 км/ч. На бездорожье «Ягуар» не уступал в скорости  собратьям - внедорожникам. УАЗ 3907 был укомплектован 4-хступенчатой КПП и 2-хступенчатой дифференциальной раздаткой.  На ней крепилась коробка отбора мощности. Аналогов этой амфибии в мире, - нет до сих пор. Но, из-за развала Союза и прекращения финансирования проект был закрыт. В период 1984 – 89 г. г. было построено 14 экземпляров УАЗ 3907 «Ягуар».

   Первым и единственным гражданским автомобилем-амфибией серийного производства был и остается немецкий «Amphicar 770». Автомобиль создавался для США и выпускался с 1961-го по 1968-й год. Всего было построено  и продано 4,000 экземпляров. Однако, особой популярности амфибия не завоевала. Одной из причин, - стала  необходимость для использования автомобиля на воде иметь разрешение на управление яхтами. Кроме того, стоимость автомобиля по тем временам была высокой: 28-32 тысячи долларов, а за установку «судоходных» аксессуаров (весла, багор, якорь), -  требовалась доплата. К тому же, амфибия не могла похвастаться хорошими  мореходными  качествами. После каждого заплыва в соленой воде автомобиль следовало промывать водой пресной и после сушки смазывать узлы ходовой части. На воде амфибия развивала скорость до 12-ти км/ч, а на суше – до 112-ти км/ч.

   Хотя немецким инженером Гансом Триппелем после Amphicar 770, было сконструировано еще несколько автомобилей-амфибий («Sea Otter», «Aquaterra») в серийное производство эти машины не пошли.

   В современном мире  по-прежнему  имеется необходимость в автомобилях-амфибиях. Они актуальны для людей,  проживающих  в прибрежных районах, геологов, спасателей…

     Остается ждать новых интересных разработок. Ведь тема «амфибий» еще далеко не исчерпана.

                                                                                                              С. Кравцов