Автомобили-амфибии
Наверное, в 19-м столетии еще не раз предпринимались попытки создать нечто подобное, но история об этом умалчивает. А вот с началом использования в транспортных средствах двигателей внутреннего сгорания ситуация кардинально изменилась. С началом 20-го столетия разработки автомобилей-амфибий оживились. В 1926-м году была представлена концептуальная модель амфибииPeugeot. К сожалению, технических характеристик этого концепт-кара не сохранилось. Но, на фото автомобиль выглядит достаточно привлекательно.
Германия в свою очередь предпринимала попытки создать собственный автомобиль-амфибию для моторизованных пехотных подразделений. Уже к середине 30-х годов компания Trippel выпускала ежегодно для немецкой армии 20 автомобилей-амфибий «Trippel SG».
Но, более известным автомобилем-амфибией того времени стал Volkswagen Type 166 Schwimmwagen». Над воплощением в жизнь этого проекта сотрудничали такие гиганты как Bugatti, Porsche и Volkswagen Beetle. Перед немецкими конструкторами Ф. Порше и Э. Комендом стояла задача создать машину, способную заменить в разведовательных и мотоциклетных батальонах мотоциклы с коляской. Проект первой амфибии получил название Type 128. Машина имела стальной обтекаемый несущий кузов с четырехцилиндровым двигателем в задней части. Система охлаждения имела сложные воздуховоды. Сзади на кузове амфибии с помощью шарнирного кронштейна крепился грибной винт. Испытания автомобиля проводились во всевозможных условиях: бездорожье, проселочные и горные дороги, шоссе, водоемы. Испытания дали вполне хорошие результаты. Проект был доработан и в результате Вермахт получил на вооружение 30 экземпляров KdF-128.
В феврале 1942-го года Франц Раймшписс разработал новый вариант амфибии, - четырехместный Porsche-166. Теперь машина имела укороченную колесную базу с узкой колеей и кузов с существенными изменениями. Type-166 оснащался четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения объёмом 1.1 литра и мощностью 25 л.с. Скорость машины на плаву достигала 10-ти км/ч, на суше – 80-ти км/ч. За 2 военных года, предшествовавших поражению, в Германии было произведено 14,283 штуки амфибии VW Typе-166.
В Советском Союзе также предпринимались попытки создания автомобиля- амфибии. В 1959-м году специалистами НАМИ был сконструирован НАМИ-049 «огонек». Машина имела стеклопластиковый кузов, постоянный полный привод и блокировку дифференциала заднего моста. Однако, при испытаниях машина хороших результатов не продемонстрировала и в серию не пошла.
В конце 70-х годов на Волжском автомобильном заводе на базе «Нивы» был разработан автомобиль-амфибия ВАЗ 2122 «Река». От базовой модели остались только колесная база и двигатель. Кузов приобрел «рациональные углы наклона», боковые панели кузова были усилены выштамповками. На воде ВАЗ 2122 достигал скорости 9 км/ч, а на суше – 115 км/ч. В принципе, это – компактный армейский джип-амфибия. Но, в серийное производство машина не была запущена. Возможно, из-за того, что у нее появился серьезный конкурент Ульяновского автомобильного завода.
УАЗ всегда специализировался на производстве автомобильной техники высокой проходимости. В конце 70-х годов завод получил заказ от военного ведомства разработать и создать автомобиль, способный преодолевать водные препятствия. В 1980-м году было подготовлено к испытаниям 2 автомобиля-амфибии УАЗ 3907 «Ягуар». Базовой моделью послужил УАЗ-469. В новой машине были применены оригинальные узлы и детали: водяной руль, лебедка с приводом от КПП, откачивающие насосы, ходовые винты имели коробку отбора мощности. Во время испытаний на реке Волге, - УАЗ 3907 «Ягуар» самостоятельно преодолел вплавь расстояние от Ульяновска до Астрахани, а потом обратно. Испытания на суше проходили на высокогорье Памира и в Астраханских степях. После доработок по итогам испытаний, было собрано еще 2 «Ягуара». Дополнительные испытания автомобиля на военных полигонах в 1982-м году показали превосходные результаты. Было принято решение начать подготовку к серийному производству УАЗ 3907 «Ягуар».
Скорость амфибии на воде достигала 9-ти км/ч, а на шоссе – 105 км/ч. На бездорожье «Ягуар» не уступал в скорости собратьям - внедорожникам. УАЗ 3907 был укомплектован 4-хступенчатой КПП и 2-хступенчатой дифференциальной раздаткой. На ней крепилась коробка отбора мощности. Аналогов этой амфибии в мире, - нет до сих пор. Но, из-за развала Союза и прекращения финансирования проект был закрыт. В период 1984 – 89 г. г. было построено 14 экземпляров УАЗ 3907 «Ягуар».
Первым и единственным гражданским автомобилем-амфибией серийного производства был и остается немецкий «Amphicar 770». Автомобиль создавался для США и выпускался с 1961-го по 1968-й год. Всего было построено и продано 4,000 экземпляров. Однако, особой популярности амфибия не завоевала. Одной из причин, - стала необходимость для использования автомобиля на воде иметь разрешение на управление яхтами. Кроме того, стоимость автомобиля по тем временам была высокой: 28-32 тысячи долларов, а за установку «судоходных» аксессуаров (весла, багор, якорь), - требовалась доплата. К тому же, амфибия не могла похвастаться хорошими мореходными качествами. После каждого заплыва в соленой воде автомобиль следовало промывать водой пресной и после сушки смазывать узлы ходовой части. На воде амфибия развивала скорость до 12-ти км/ч, а на суше – до 112-ти км/ч.
Хотя немецким инженером Гансом Триппелем после Amphicar 770, было сконструировано еще несколько автомобилей-амфибий («Sea Otter», «Aquaterra») в серийное производство эти машины не пошли.
В современном мире по-прежнему имеется необходимость в автомобилях-амфибиях. Они актуальны для людей, проживающих в прибрежных районах, геологов, спасателей…
Остается ждать новых интересных разработок. Ведь тема «амфибий» еще далеко не исчерпана.
С. Кравцов