Автомобили-самолеты: прошлое, настоящее, будущее

29.07.2014
аверное, каждому водителю, безнадежно застрявшему в дорожной пробке, хотелось бы чтобы у его автомобиля были крылья. Тем более, что фантасты уже давно подогревают и подпитывают мечту о летающем автомобиле.

   Старшее поколение хорошо помнит Citroen DC из кинофильма «Фантомас», который взлетел, благодаря выдвижным крыльям. Более молодое поколение наблюдало летающий De Lorean  DMC-12 из фантастической трилогии «Назад в будущее». Полетать в фильмах удалось и маленькому Ford Anglia («Гарри Поттер») и Волге Газ 21 («Черная Молния»). Однако, это все – фантазии,  далекие от реальности. Но,-  это для людей не посвященных.

      На самом деле, попытки вознести автомобили в небо стали предприниматься около ста лет назад. В 1917-м году состоялся первый демонстрационный полет Curtiss Autoplane. Создал этот первый летающий автомобиль Глен Кертис. Сейчас, трудно сказать, как эта машина вела себя в роли автомобиля. Каким образом демонтировались ее 12-ти метровые крылья и хвост? Сколько подобный демонтаж-монтаж занимал времени и сил? Скорее всего, Autoplane более самолет, нежели автомобиль. Но, попытка была удачной. Именно эта модель считается первым летающим автомобилем.

   Двадцать лет спустя, в 1937-м году была предпринята вторая попытка отправить автомобиль в небо. Arrowbile, созданный Вальдо Ватерманом, представлял собой симбиоз Studebaker и самолета. Оснащена машина была двигателем, мощностью в 100 л.с. Приборную панель дополнили индикатор летной скорости, компас и высотомер. Недостатком конструкции по-прежнему оставалась сложность и трудоемкость монтажа-демонтажа крыльев и хвоста. В качестве самолета машину можно было использовать лишь изредка. А для хранения летных аксессуаров  нужна была дополнительная площадь. Прекращение финансирования стало причиной закрытия проекта.

 
   Еще одна попытка покорить автомобилем небо, - состоялась в 1947-м году.   Седан ConvAirCar, компании Convier дополнялся съёмной самолётной частью. Следует отметить, что при полете на расстояние в 72 км ConvAirCar израсходовал всего лишь 5 литров топлива. Согласитесь, не плохой результат. К сожалению, третий испытательный полет этого автомобиля-самолета закончился аварией. На этом история ConvAirCar закончилась.


   В это же время Роберт Фултон создает Airphibian. Это был летающий автомобиль, оснащенный 16-ти цилиндровым двигателем, мощностью 150 л.с. Скорость полета машины составляла 190 км/ч, скорость езды, - 80 км/ч. По прежнему оставалась проблема монтажа-демонтажа крыльев и хвоста. Это приходилось проделывать  вручную.

    В 1956-м году появился еще один вариант летающего автомобиля. Aerocar был создан Молтом Тэйлором. На этот раз самолетные детали машины загружались и транспортировались в прицепе к  автомобилю.

    Говоря о настоящем времени, следует отметить разработки американской компании Terrafugia. Работа над проектом летающего автомобиля началась в 2006-м году. Уже спустя 3 года первый Transition совершил демонстрационный полет. Основным отличием от предшественников, - стали складывающиеся вдоль бортов машины крылья и хвост. Данная операция производится путем нажатия водителем специального тумблера. Для этого не нужно  даже выходить из машины. Несмотря на высокую  заявленную  стоимость: 200-250 тысяч долларов, - после демонстрации,  нашлось несколько десятков  потенциальных покупателей.  желающих приобрести диковинный летающий автомобиль.

   Компания Terrafugia на этом свои разработки не прекратила и в 2010-м году на шоу AirVentur представила следующее поколение летающих автомобилей – Proof of Concept. Новая машина имеет более плавные линии и трансформируется в самолет за 30 секунд. Скорость полета -  до 185 км/ч. Дальность – 787 км. На трассе машина способна развивать скорость до 150-ти км/ч.

   Но  и на этом компания не собирается останавливаться. В настоящее время Terrafugia ведет разработки, ну просто фантастического  автомобиля-самолета с гибридным двигателем. Гибридная силовая установка даст возможность подзаряжать батареи от бытовой электросети. TF-X (рабочее название) будет оснащен системой вертикального взлета-посадки. Наконец-то разрешится проблема дорожных пробок и заторов: в любой момент препятствие на дороге можно будет перелететь. Общая мощность двигателей TF-X составит 500 л.с. Скорость полета – 322 км/ч. Заряда батарей будет хватать на 800 км. Осталось добавить, что по заявлению создателей летающего автомобиля на обучение управлением TF-X будет достаточно 5-ти часов практических занятий.

   Говорить о преимуществах летающих автомобилей в сравнении с традиционными транспортными средствами излишне. Летающие автомобили более маневренны и универсальны. Их отличает более высокая скорость, они с легкостью доберутся в труднодоступные места. Кроме того, воздушное пространство велико, а движение летающих автомобилей децентрализовано. Это практически исключает столкновение машин, оснащенных бортовым программным обеспечением и искусственным интеллектом.

   Разработки новых автомобилей-самолетов ведутся постоянно. Время от времени концептуальные модели демонстрируются публике. Но, до серийного производства дело не доходит. Идеи остаются идеями. Сдерживающим фактом в производстве летающих автомобилей являются законодательные ограничения многих стран, диктующие для автомобилей нормы расхода  топлива, выбросов вредных веществ и, разумеется, правила сертификации и регистрации транспортных средств. Частично, выход найден. Восемь лет назад, чтобы стимулировать разработки машин этого типа, американское Федеральное Авиационное Агенство создало для летательных аппаратов «Легкую спортивную категорию». Если автомобили-самолеты отнести к этой категории, то это дает возможность новых разработок небольших и несложных в эксплуатации машин. 


  

Также перспективным представляется использование для летающих автомобилей антигравитационных двигателей. Попытки  разработки  этих двигателей  предпринимаются ещё со времён  третьего рейха, но, как и всё, относящееся к военным технологиям, покрыто завесой секретности по сей день. Если к этому добавить достижение мировых ученых в области суперпроводимости, искусственного интеллекта, систем предупреждения столкновений и т.д, то в ближайшее 15-20 лет,  мы вполне можем наблюдать передвигающиеся по и над  городом автомобили-самолеты.


 

                                                                                                                              Р. Илларионов