Газотурбинные автомобили

29.07.2014
   Около полувека назад автомобилестроителей охватила навязчивая идея использования газотурбинного двигателя. Ведущие производители автомобилей начали экспериментировать с газовой турбиной. Это продолжалось до начала 80-х годов. Дальше эта тема затихла, появились новые идеи  гибридных силовых установок и топливных элементов на водороде.

 
    Rover и Chrysler в конце 50-х годов начали наиболее активно использовать газовые турбины на обычных легковых автомашинах. Исследования в этой сфере начались в 1954 году. Однако финансовая мощь американской компании дала возможность обогнать англичан и решить много технических вопросов. Первые эксперименты показали, что температура выхлопа  газовой  турбины, -  около 800 градусов по Цельсию. Возникла проблема, - ведь такой температуры  было достаточно, чтобы зажечь  деревянную ограду на расстоянии шести метров от автомобиля. 

Достоинства и недостатки газовой турбины.

    Так что же хорошего в газовой турбине? 
- В ней на двести трущихся деталей меньше чем в ДВС, потому в целом у турбины меньший износ. Но, высокая температура в двигателе, требует применения специальных сортов стали  хорошего качества. А для уменьшения температуры, -  необходима система регенерации, которая увеличивает массу силового агрегата.

 
   Кроме того, газы, которые проходят через выхлопные отверстия, издают специфический самолётный «свист», что не всем нравится. Однако основным минусом газовой турбины является её медленная «раскрутка». Мотор запускается на пятнадцати тысячах оборотов, а движение начинается на 23-25 тысячах. Нормальная тяга  появляется только на  40 тысячах оборотов.

 
   Чтобы набрать каждые десять тысяч оборотов требуется не меньше полторы секунды. Все эти секунды накапливаются, и в час пик газотурбинные автомашины на загруженых транспортом улицах, вместо того, чтобы резко ускоряться, -  мешают движению. Неповоротливый, огромный, пышущий жаром «турбовоз», конечно же не мог прижится на городских улицах. 

Самые известные модели газотурбинных автомобилей.


 
Chrysler Turboflite.

 
   Но в компании Chrysler Corporation верили в успех проекта и к 1962 году в США было создано четыре модели  газотурбинных автомобилей. Наверное, одним из самых экстравагантных был Chrysler Turboflite 1961 года. Это двухдверная автомашина, у которой при открытии дверей поднимается крыша. Задний спойлер при торможении разворачивался на 90 градусов и выполнял роль «аэродинамического тормоза». Эта модель служила для экспериментов с газотурбинными двигателями 3-й версии.
Chrysler Turboflite 1961

 
Chrysler Turboflite 1961 года выпуска.

 
Dodge Turbo Dart 

 
   Двигатели, которые обозначались как CR2A, были оснащены регенераторами. Они подогревали воздух, который был необходим для создания горючей смеси, сгорающей  в рабочей камере. В итоге удалось добиться того, что температура выхлопа не поднималась выше 210 градусов. Руководство Chrysler Corporation решило, что успешный эксперимент следует продемонстрировать и в 1962 году был организован пробег для журналистов автомобильных изданий от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Серийные автомашины Dodge Polara, которые были оборудованные газовыми турбинами, переименовали в Dodge Turbo Dart. 

 
Слева Dodge Turbo Dart, справа Plymouth Turbo-Fury 1962 года выпуска.

 
Plymouth Turbo-Fury

 
Plymouth Turbo-Fury 1962 года выпуска
   Экспериментировала компания Chrysler и с автомобилями своей дочерней марки Plymouth. Четырехдверному седану 1956 модельного года, который был оснащен газовой турбиной, удалось пересечь континент. Автомобиль проехал за четыре дня свыше трех тысяч миль от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Расход топлива при этом составил 18-19 литров на сто километров. С 1960 до 1962 года компания Chrysler продолжала заниматься модификацией модельного ряда Plymouth, оснащая их разными газотурбинными двигателями. В сравнении с моделью 1954 года, новые двигатели стали компактнее и более  мощными. Ярким представителем этого периода стала модель Plymouth Turbo-Fury.

 

 

 
Chrysler Corporation Turbine Cars

 
   Стильный легковой автомобиль Chrysler Turbine задумывался не просто как проект  для рекламы марки. Главной идеей компании была замена «устаревшего» ДВС на прогрессивную турбину. Под капотом автомобиля находился газотурбинный двигатель четвертого поколения с регенераторами тепла отработанных газов. На выхлопе температуру удалось снизить до 2450 C, а значит, избыточную тепловую энергию смогли  нейтрализовать.

 
   Видимо компания Chrysler, всерьёз рассчитывала начать серийное производство газотурбинных автомобилей, потому, что  в 1963 году состоялся ещё один масштабный эксперимент:  было построено 55 газотурбинных автомашин Chrysler Corporation Turbine Cars. Из них 45 экземпляров бесплатно предоставили  среднестатистическим американцам для тестирования на три месяца. Перед счастливыми обладателями новой модели было поставлено единственное условие, - информирование испытательного центра Chrysler о результатах продолжительного тест-драйва.
 Chrysler Corporation Turbine Cars 1963г.
Chrysler Corporation Turbine Cars образца 1963 года.

 
   На предложение Chrysler откликнулось более двухсот семей. За два года действия программы, на уникальных "реактивных" автомобилях было преодолено свыше миллиона километров. Водители сходили с ума от космического облика автомашины, а также от легкого и ровного управления. Ведь в отличие от ДВС, турбодвигателю не нужен прогрев, вибрации были низкими, а вот расход горючего был приличным, но не самым большим по меркам тех времен, - около 24 л/100 км. 

 
   Одним из самых главных плюсов турбодвигателя была универсальность топлива. В бак можно было заливать практически любое горючее: керосин, спирт, солярку, духи, алкоголь, и даже растительное масло, - всё это автомашина могла переваривать! Однако цена на бензин тогда была около 30 центов за галлон (4.55 литра), а идея внедрять альтернативные виды топлива воспринималась как шутка.

 
   Несмотря на интересные и яркие отчеты о машине, ей не суждено было попасть в серийное производство. Последнее, седьмое поколение газотурбинных моторов установили на автомобиль Dodge Aspen, но возникший дефицит топлива и ужесточенные нормы по выбросам вредных веществ, стали препятствием для существования таких автомашин в США.

 
  Затем у компании начались экономические трудности. Руководство Chrysler было вынуждено обратится к властям за финансовой помощью. Программу газотурбинных двигателей окончательно закрыли, а 46 автомашин из партии 1963 года сдали в утиль, чтобы не платить ввозную пошлину за кузова из Италии. Лишь несколько машин остались "в живых". Их сразу же разобрали по частным коллекциям и музеям, а мечты о полетах по земле остались мечтами...

 
ТМ «Volta bikes»

 
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав