Сегвей: история создания, возможности, перспективы

29.07.2014
    Каких только транспортных средств не придумало человечество со времен изобретения колеса. Казалось бы, такое разнообразие средств передвижения охватывает все сферы и аспекты деятельности человека. Но – нет.

   Американский изобретатель Дин Кейман решил, что для перемещений пешеходов на небольшие расстояния, возможностей  существующих транспортных средств недостаточно. 3 декабря 2001 года на канале АВС, изобретатель презентовал свой  первый одноосный скутер. 

    Разработанный Д. Кейманом электрический двухколесный самобалансирующийся электросамокат, или электроскутер,  можно смело назвать мечтой лентяя. Однако, название электросамоката, позаимствованное у компании производителя «Segway»  (следуй за), как нельзя лучше отображает предназначение транспортного устройства. Благодаря ему пешеход, оставаясь в прежнем статусе, становится более быстрым, мобильным и «продвинутым».

    Что же представляет собой «Segway» Human Transporter? Под внешней простотой конструкции скрывается сложное инновационное  устройство, на разработку которого у Д. Кеймана ушло около 10-ти лет. Основой работы Segway является двухмерное инерционно-навигационное устройство. Данный механизм дает возможность пользователю удерживать баланс на двух колесах даже в неподвижном состоянии Сегвея. Управление устройством осуществляет встроенный процессор. Система жидкостных гироскопов мгновенно (более ста раз в секунду) реагирует на малейшие изменения  центра тяжести. Микропроцессор корректирует траекторию движения и задает необходимую скорость скутера. В отличие от обычного скутера, колеса Segway расположены на одной оси по обе стороны ездока. Каждое из них оснащено своим электродвигателем. Он реагирует на изменение равновесия и приводит колесо в движение. В первой модели Segway руление происходило при помощи поворотной рукоятки. Руление во всех последующих модификациях производится с помощью отклонения рулевой  колонки влево или вправо.

   Необычная конструкция и хорошие технические характеристики этого транспортного средства сразу же заинтересовали потребителей. Сегвей можно использовать в самых различных областях деятельности человека: как средство ускорения передвижения, а также для  развлечения. Достоинством гироциклов, как и любого другого электротранспорта,  является экологическая чистота и бесшумность. Это позволяет с успехом использовать сегвей не только на открытом пространстве, но и в помещениях. Поэтому, новинка была по достоинству оценена и быстро нашла применение в аэропортах, на выставках, территориях предприятий,  на складах, - то есть везде, где сотрудникам приходится быстро перемещаться на значительные расстояния. Всё чаще  сегвей с успехом используют для проведения туристических экскурсий и просто для развлечения.

   Основными достоинствами сегвея являются компактность, маленькие габариты и высокая маневренность. Это выгодно отличает его от всех прочих транспортных средств. Управление сегвей не требует физических усилий, а  специальные  навыки приобретаются достаточно быстро.

   Первые гироциклы приобретали  компании и организации для корпоративного пользования (по 9,000$ за штуку). Первопроходцами корпоративного пользования гироциклами сегвей стали сотрудники почтовой компании Concord (США). Первым частным владельцем Segway стал Вэйн Кинси. Это произошло в 2002-м году, когда на Amazon (интернет-аукцион) было впервые выставлено 3 гироцикла. Президенту химической компании из Хьюстона покупка диковинного транспортного средства обошлась в кругленькую сумму – 160,100$. И уже в ноябре 2002-го года стартовали массовые он-лайн продажи Segway HTi167. Причем, цена уже составляла  4,950$ за одну машину.

   С началом массовых продаж первой модели скутера-самоката компания Segway LLC взяла направление на расширение диапазона применения сегвеев. Разработка новых устройств велась в двух направлениях: для твердого и асфальтированного покрытия (с индексом i2) и для рыхлого, песчаного грунта и пересеченной местности (внедорожники с индексом x2). Современный модельный ряд гироциклов компании Segway Inc составляет 8 машин в  широком ценовом диапазоне  и с  техническими характеристиками, отличающимися в значительных пределах. В среднем,  скорость сегвеев,  составляет около 20-ти км/ч, хотя имеются и более скоростные модели. Максимальное расстояние пробега обычно находится в пределах 15 – 30 км.

    Со временем у компании появились последователи и конкуренты. Японская компания Toyota предложила свой вариант электросамоката. По мнению разработчиков Winglet может стать достойной альтернативой Segway для использования в закрытых помещениях.

    Кстати, еще в 2001-м году японцы  пытались оспорить приоритет Д. Кеймана на изобретение двухколесного транспортного средства на гироскопах. Кацуо Ямафудзи, профессор Университета электронных коммуникаций, получил патент на аналогичную разработку еще в 1966-м году. Общественная презентация его изобретения состоялась в 1987-м году. Итогом разбирательств стало мировое соглашение, в результате которого Д. Кейман и К. Ямафудзи создали совместное предприятие Segway Japan Ltd, которое обеспечит рынок Японии гироциклами.

    Множество моделей сегвеев – от копий американских разработок, до собственных моделей, сегодня производят  китайские предприятия. Эта техника в несколько раз дешевле американской, - правда и технические характеристики, обычно несколько уступают оригиналу. Тем не менее этот эконом-вариант Сегвея, пользуется  спросом во многих странах. Модели из этой серии, можно заказать на нашем сайте.

   Если путь сегвея от разработки до серийного производства не был тернистым, то этого нельзя сказать об истории его использования. Вся проблема заключается в регламентации использования   этого транспортного средства на дорогах и в пешеходных зонах. Сегвей сложно отнести к определенной категории традиционных транспортных средств. Следовательно, возникает вопрос, каким образом урегулировать его участие в транспортном движении. Его движение по автомобильным дорогам  не рекомендуется, - для  безопасности водителя. На велосипедных дорожках и тротуарах, -  сегвей сам становится источником опасности. Решают эту дилемму в каждой стране  по-своему.

   Первыми законодательно интегрировали Segway в транспортный мир законодатели США (штат Нью-Гэмпшир), определив его как Electronic personal assistive mobility device. Великобритания, Новая Зеландия вообще запретили использование сегвея на дорогах и тротуарах до принятия специального закона. В некоторых странах (Швейцария, Дания, Япония, Германия), если сегвей движется вне тротуара, то есть на проезжей части, то он приравнивается к мопеду со всеми вытекающими требованиями. Швеция и земля Саар (Германия) приравняли сегвей к велосипедам.

   Не стоит обвинять законодателей этих стран в излишней осторожности. В конце концов, недолгая история существования сегвеев знает достаточно не только курьезных случаев его использования, но и трагических. Широко известно  падение Д. Буша младшего с Segway, когда президент США, буквально запрыгнул на скутер-самокат с клюшкой в руках. Остается лишь догадываться о его мотивации, когда спустя 3 года он подарил такой же Segway президенту России В.В. Путину.

   В сентябре 2010-го года очередная поездка на скутере-самокате владельца компании Segway Джимми Хеселдена закончилась трагедией. Миллионер не справился с управлением скутера и сорвался с обрыва. Множество видеороликов, на которых засняты  падения  с Сегвея и столкновения с его участием,  можно найти на YouTube.  Так что, несмотря на внешнюю простоту, управление сегвеем требует внимания, осторожности и навыков. Что же касается законов, то здесь со временем все будет урегулировано. Тем более, что транспортным средствам типа сегвей пророчат серьезное будущее.

   Не зря корпорация General Motors предложила Кейману разработать скутер-самокат «на двоих». Изобретатель при финансовой помощи корпорации создал «двуколку» с электродвигателями на каждом колесе. Увеличенную платформу самоката он соединил с двойным iBOT. P.U.M.A (аббревиатура названия этого транспортного средства) была продемонстрирована в Нью-Йорке на автосалоне. Вес двухместного электрического скутера составляет 136 кг, а максимальная скорость – 56 км/ч. О безопасности этого транспортного средства у на пока достоверной информации нет. Дальнейшее развитие этой разработки, уже с закрытой кабиной,  было показано на Всемирной выставке в Шанхае, в 2010 году, о чём мы рассказывали в одной из статей.

   Пожалуй, уже никто не будет оспаривать тот факт, что будущее массового транспорта принадлежит экологически чистому, безопасному транспорту с низкой стоимостью эксплуатации. Несомненно, это транспорт с электроприводом. Чем больше такого  транспорта появится на наших улицах, тем лучше будет  экология на нашей планете, тем меньше зависимость от нефти и газа будет влиять на экономику.

  Получить транспорт, где расходы на перемещение составляют менее 1 копейки на километр, можно уже сегодня. Для этого не обязательно приобретать Сегвей, хотя у этого транспорта, разумеется, есть свои преимущества. Достаточно купить недорогой и практичный электровелосипед  ТМ Volta bikes, или с помощью мотор колеса, контроллера и аккумуляторов переоборудовать уже имеющийся велосипед на электротягу.

    Присоединяйтесь!

 

Теги: электромотоцикл купить Сумы, электроквадроцикл купить Сумы, электроскутер купить Сумы