Виды велосоревнований. ч 1

23.07.2014
  Современный велоспорт может предложить своим поклонникам широчайшее  разнообразие увлекательных и интересных видов соревнований сообразно уровню физической подготовки и выносливости участников, а также их способностям.

   В целом велосоревнования можно разделить на несколько основных групп, каждая из которых, в свою очередь, предполагает ряд подгрупп.

   В этой статье мы поговорим о двух довольно популярных видах велоспорта, которые заслужили  популярность у велогонщиков несколько десятилетий назад и продолжают пользоваться успехом и в наше время: шоссейных и трековых  велогонках.  


 

Шоссейные гонки

   Шоссейные гонки проходят на очень высокой  скорости и на довольно длительные дистанции, -  по обычным дорогам или шоссе, имеющим качественное покрытие. Среди основных подвидов различают: индивидуальные, групповые, командные, многодневные гонки, а также критериум (т.е. кольцевые гонки).

 
    В индивидуальной гонке участники занимают позиции на стартовой линии в соответствии с уровнем их рейтинга: чем выше уровень рейтинга велогонщика в общем зачете, тем выше его стартовый номер в соревновании.  

 
   При групповой гонке все гонщики стартуют одновременно, при этом вся команда ориентируется на своего лидера. Если гонки проходят на равнинной местности, то преимущество получают те участники, которые сумеют оторваться от остальных на финишной прямой. 

 
   Многодневные гонки представляют собой, по сути, последовательность гонок длительностью 1 день по незамкнутым участкам шоссейных дорог, и победу одерживает в них тот,  кто проходит общую дистанцию за наименьшее время. 

 
   Кольцевая гонка, или критериум, предполагает преодоление велогонщиками определенного количества кругов, имеющих длину от 2 до 5 км. Гонки обычно проходят по центральным улицам города. Общая длина маршрута в зависимости от количества кругов составляет 65-100 км, и победителем признается тот, кто раньше преодолевает общую дистанцию. 

 
   Самая известная шоссейная гонка международного уровня: Тур-де-Франс, начало которой было положено в 1903 году. Протяженность маршрута ежегодно меняется и в среднем составляет 4000-4800 км.  А одним из самых оригинальных подвидов шоссейных гонок считаются гонки на выносливость, участники которых должны преодолеть исключительно длинный маршрут, используя одноместные или тандемные велосипеды. Гонщики едут днем и ночью, стараясь делать как можно меньше остановок. Шоссейная гонка также является одной из составных частей триатлона – соревнования, образованного их трех видов спорта. Победителем в триатлоне становится тот, кто первым придет к финишу, успешно проплыв, преодолев дистанцию на велосипеде, а также пробежав определенные участки  маршрута. 

Шоссейный велосипед 

   Используемый тип велосипедов получил вполне соответствующее название – шоссейный.
 
    Велосипеды этого типа обладают малым весом, высокой жесткостью и низким аэродинамическим сопротивлением, что позволяет максимально эффективно управлять им  при преодолении различных дистанций на высокой скорости. Самые легкие велосипеды имеют вес 3.5 кг, что достигается использованием карбона, алюминия, титана, магния и  передовых технологий. Одной из отличительных особенностей считают форму руля, именуемую «бараньими рогами», которые дают возможность гонщику менять хват и принимать более аэродинамическую посадку.   Эти машины   оборудованы хорошей тормозной системой, которая состоит  из 2-х клещевых тормозов с ручным приводом на обоих колесах.  Диаметр колес равен 622 мм, шины довольно узкие (18-28 мм). Рамы у этих велосипедов выпускаются с различной высотой, что позволяет велосипедисту подобрать  себе раму по своему росту. Этот тип велосипеда способен развивать наибольшую среди других велосипедов скорость – до 70 км/час. Специфика конструкции велосипеда делает его пригодным только для профессионалов шоссейных гонок, он не предназначен для использования в иных целях. Годится только для качественных дорог. И не может похвастаться маневренностью.

Трековые гонки

   Участники трековых гонок соревнуются на специально выстроенных треках, представляющих собой стадионы овальной чашеобразной формы. Бетонные или деревянные треки имеют длину   от 150 м в закрытых помещениях до 500 м под открытым небом. 

 
   Среди видов трековых велогонок различают: спринт, индивидуальная и командная гонки преследования, кейрин, гонка с выбыванием и др.

 
   Спринт. Спринт –  классический вид  трековых гонок. Задача принимающих в ней участие  гонщиков, состоит в преодолении дистанции в 3 круга (общая длина - 1 км), при этом учитывается время прохождения только последних  200 метров: кто быстрее прошел это  отрезок, тот и победил.  

 
   Индивидуальная и командная гонки преследования (4 км – муж, 3 км – жен). Два гонщика (индивидуальная гонка) или две команды (командная гонка, в каждой команде по 4 участника) стартуют одновременно, находясь на противоположных сторонах гоночного  трека. Победителем признается тот гонщик или та команда, которая сможет догнать  противника либо первым придет к финишу. В случае, если соперники пройдут дистанцию за одинаковое время, победителем считается тот, кто быстрее прошел последний круг. 
В кейрине принимают участие  от 6 до 9 спортсменов, которые стартуют одновременно. Длина дистанции равна примерно 2000 метров. Первые несколько кругов участники неотступно следуют  за специальным мотоциклом, именуемым Дерни. Дернист разгоняет гонщиков до скорости  35-42 км/ч. Гонщики, держась позади Дерни, стараются выбрать каждый для себя наиболее оптимальную позицию.  Дернист сходит с трека, не доезжая последние два с половиной круга, после чего участники начинают борьбу друг с другом, преследуя цель первым прийти к финишу. Скорость гонщиков на финишной прямой достигает 70 км/ч. Всего гонщики преодолевают дистанцию в 2 километра (8 кругов на треке длиной 250 метров, 6 кругов – на 333-метровом треке или 5 кругов на  400-метровом).

 
    Гонка с выбыванием. Это разновидность групповых заездов. По итогам прохождения каждого круга выбывает тот гонщик, который пришел последним. Два оставшихся участника определяют между собой, кто победитель, пройдя заключительный спринт. 

Трековый велосипед 

   Несмотря на внешнюю схожесть с шоссейным велосипедом (одинаковый диаметр колес, наличие руля – «бараньих рогов», отсутствие щитков на колесах, предназначенных для защиты  от грязи, а также осветительного, сигнального и пр. оборудования), велосипеды для этих видов гонок – трековые велосипеды – обладают рядом принципиальных отличий в своей конструкции. В частности, они имеют только одну передачу и совсем не имеют тормозов, а также холостого хода заднего колеса. Остановить вращение колес во время гонки невозможно, поэтому торможение происходит благодаря постепенному замедлению хода двухколесной машины при прохождении нескольких кругов. Еще одна особенность – это т.н. туклипсы, специальные ремешки, которые прочно пристегивают ноги к педалям. Это увеличивает безопасность велогонки, а также устраняет ситуацию потери скорости.   И, наконец, трековые велосипеды – самые легкие! 

 
Продолжение статьи, пожалуйста, читайте во 2 части.

 

 
ТМ Volta bikes

 
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав