История велоспорта

23.07.2014

 В отличие от Олимпийских игр, история которых насчитывает несколько тысячелетий, велоспорт возник относительно недавно – во второй половине  XIX века. Официальной датой проведения первого состязания по велоспорту принято считать 31 мая 1868 года. Соревнование проходило в парке парижского пригорода под названием Сен-Клу.

Победителем гонки на дистанцию 2 км стал  англичанин Дж. Мур, который уже в следующем году сумел занять первое место в первой шоссейной гонке длиной 120 км по маршруту Париж-Руан на велосипеде, получившием среди англичан название  «костотряс». Система шатунов в нем была прикреплена непосредственно на ступицу переднего колесо, что хоть и позволило ускорить ход велосипеда, однако заметно увеличило тряску. Дж. Мур прошел дистанцию за 10 часов и 45 минут, что равносильно скорости спортсмена-пешехода. 

   Позднее на смену «костотрясу» пришел «паук»: переднее колесо значительно увеличили, а заднее, наоборот, - уменьшили. За счёт большого диаметра переднего колеса, скорость велосипеда увеличилась до 30 км в час, но вместе с тем возросла его травмоопасность: малейший толчок мог  привести к тому, что машина опрокидывалась. Тем не менее, именно на этом велосипеде Томас Стивенс в 1885 г. смог совершить путешествие вокруг света, преодолевая ежедневно не менее 60 км. 
  
   Одновременно с «пауками» получила распространение модель велосипеда под названием «кенгуру», в которой впервые была использована цепная передача, а увеличение скорости происходило благодаря соотношению шестерен. В дальнейшем велосипеды постоянно претерпевали изменения с целью придания им большей легкости, прочности и красоты, что позволило им занять свою нишу в сфере спортивных соревнований. 
 
   С 70-х годов XIX века  в различных странах – Франции, Италии, Англии и ряда других –начинается активное строительство велотреков. Популярность велоспорта довольно быстро возрастает, и к 1890-му году существует уже несколько разновидностей гонщиков, в числе которых есть любители, профессионалы и т.н. независимые. Благодаря появлению пневматических шин, велогонки вышли за пределы треков, где ранее гонялись «пауки»,  а также «кенгуру», и заняли достойное место на шоссе. 1891 год ознаменовался дорожной гонкой по маршруту Бордо-Париж  протяженностью  600 км. Двумя годами позднее, в  Чикаго, состоялся чемпионат мира для спортсменов-любителей. А с 1895г. присоединиться к увлекательному велоспорту, участвуя в чемпионатах, смогли спринтеры-профессионалы. В конце XIX века особую популярность приобретают шестидневные состязания на треке. Впервые гонка такого рода была осуществлена в Америке в 1896г. Шоссейные же чемпионаты стали проводиться только в 20-х годах XX века: для любителей  - с 1921 г. (дистанция 190 км),  для профессиональных гонщиков - с 1927 г. (185 км), для женщин  - с 1958 г.

 
   Наиболее значительной шоссейной гонкой признана гонка для спринтеров-профессионалов вокруг Франции - «Тур де Франс», впервые «заявившая» о себе в 1903 г. и имеющая протяженность 5.000 км. Каждый год условия этой гонки и ее этапов подвергаются изменениям и корректировке. 

«Олимпийский» велоспорт

    Велоспорт изначально заслужил достойное место в ряду олимпийских игр. Построенный во время проведения Игр I Олимпиады нашего времени (1896 г.)  трек, во многом соответствовал современным стандартам.

   В Играх I Олимпиады приняли участие велогонщики из 5 стран Европы.
   Программа соревнований включала на то время 5 разновидностей гонок на треке и одну - на шоссе. В историю велоспорта  вошел французский спортсмен П.Массона, который на одной из Олимпиад стал трехкратным чемпионом. Во время проведения этой Олимпиады еще не существовал «Международный Союз Велосипедистов» (он будет учрежден в 1900 г.), однако похвальную настойчивость проявили члены Международного союза рабочих велосипедистов «Солидарность», благодаря стараниям которых велогонки и были включены в программу олимпийских игр.

 
   Длительное время организаторы олимпийских игр составляли программу состязаний на свое усмотрение. Это приводило к тому, что иногда гонки могли проходить, к примеру, только на треке, что случилось в 1900 г, 1904, или только на шоссе, как это произошло в 1912 г. В период с 1908 по 1972 гг. стали также проводиться тандемные гонки на треках. Современный регламент состязаний в основном  сформировался к  1928 г. Женщины-велоспортсменки получили право участвовать в Олимпиаде только с 1984 г. Лидирующие места на  первых Олимпийских играх достались велосипедистам из Франции и Англии Позднее к числу победителей присоединились участники из Дании, Италии, а также Германии и СССР. На Олимпийских играх, проходивших в Атланте в 1996г, велоспортсмены боролись за медали как на шоссе, так и на треке. Впервые в истории Олимпийских соревнований к своим двухколесным собратьям присоединился ширококолесный горный велосипед. Он был изобретен 20 лет назад северо-калифорнийскими хиппи. И не зря -  американцы сразу стали первыми в этой разновидности спорта. Гонка по пересеченной местности проходила по холмам, а также рощам парка, изначально предусмотренным для верховой езды. Тогда впервые к участию в Играх допустили велосипедистов-профессионалов.
   Длительное время организаторы олимпийских игр составляли программу состязаний на свое усмотрение. Это приводило к тому, что иногда гонки могли проходить, к примеру, только на треке, что случилось в 1900 г, 1904, или только на шоссе, как это произошло в 1912 г. В период с 1908 по 1972 гг. стали также проводиться тандемные гонки на треках. Современный регламент состязаний в основном  сформировался к  1928 г. Женщины-велоспортсменки получили право участвовать в Олимпиаде только с 1984 г. Лидирующие места на  первых Олимпийских играх достались велосипедистам из Франции и Англии Позднее к числу победителей присоединились участники из Дании, Италии, а также Германии и СССР. На Олимпийских играх, проходивших в Атланте в 1996г, велоспортсмены боролись за медали как на шоссе, так и на треке. Впервые в истории Олимпийских соревнований к своим двухколесным собратьям присоединился ширококолесный горный велосипед. Он был изобретен 20 лет назад северо-калифорнийскими хиппи. И не зря -  американцы сразу стали первыми в этой разновидности спорта. Гонка по пересеченной местности проходила по холмам, а также рощам парка, изначально предусмотренным для верховой езды. Тогда впервые к участию в Играх допустили велосипедистов-профессионалов.