Почему переход на электротранспорт и альтернативную энергетику - сделает нас богаче и укрепит курс гривны

22.07.2014
Украинцев  шокировал  зимний обвал курса гривны по отношению к доллару. Причина падения заключается в том, что все последние годы, страна производит  и продаёт на внешних рынках  меньше продукции и услуг, чем покупает. В связи с этим,  сальдо внешнеторгового баланса Украины  – отрицательное. 

Происходит это потому, что наша промышленность  – мало конкурентоспособна на мировых рынках:  спрос на металлопрокат  – снизился, а удобрения  и другую продукцию химической промышленности, мы не можем продавать по конкурентным ценам, - из-за повышения цены на газ. Не падает спрос только на продовольствие, но сельское  хозяйство  пока не может вытянуть экономику  всей  страны.  

Импортёрам, которые покупают импортные  товары за валюту  -  нужно больше долларов, чем могут предложить экспортёры, которые  зарабатывают валюту  для страны. Когда спрос   превышает предложение, -   цена на товар, в данном случае – валюту,  повышается автоматически,  до наступления  баланса спроса и предложения Экономические пути укрепления гривны  общеизвестны: 

1. Развитие собственного производства и увеличение экспорта товаров и услуг.

2. Уменьшение расходов, прежде всего - экономия бюджетных средств

3. Уменьшение импорта.

Какой курс гривны выгоден для нас? 

Некоторые  экономисты считают, что гривну укреплять не нужно: мол,-  при дешёвой гривне,  снизится себестоимость продукции,  идущей на  экспорт,  и она станет конкурентоспособной.

Эта арифметика – от лукавого. А  экономисты-теоретики, поддерживающие обнищание народа своими выкладками, имеют слабую память.  Господа, ответьте мне на два аргумента: 2008 год и 1998 год.

Осенью 2008 года,  за доллар давали  около 5 грн;  потом курс скакнул до 10 грн. и стабилизировался на 8. Если наши экспортёры получили преимущество, то почему экспорт все последующие  годы, вплоть до сегодняшнего дня,  не рос, а падал? Вы скажете «мировой кризис». Допустим. А как насчёт 1998 года, когда доллар с 2 грн. поднялся почти до 5? Следуя  вашим выкладкам, экономика Украины должна была получить такие  колоссальные  преимущества (удешевление отечественных товаров в 2 раза при пересчёте на валюту), что просто обязана была выйти на 1 место в мире, потому что национальная валюта в 1998 году, больше нигде  так не упала, - даже в России. Но всё происходит с точностью  до наоборот. Поэтому, не нужно больше сказок  про рост экспорта от падения гривны и последующее за ним улучшение жизни.

Высококвалифицированный рабочий, который  осенью  прошлого года  получал 4000 грн. в месяц при курсе 8 грн. за доллар, имел,  таким образом,  500 долларов на содержание своей семьи. А те же 4000 гривен по курсу 10 – уже только 400 долларов. Понятно, что на 400 долларов можно купить меньше импортных товаров, чем на 500. Налицо – обнищание населения от падения гривны. 

Разумеется, можно допечатать гривны и поднять всем зарплаты, чтобы они снова соответствовали тому же количеству долларов, что было до девальвации. Но тут же возникает инфляция, - повышение цен на всё;  превращающее увеличение зарплат с помощью печатного станка -  в профанацию. Чем больше вбрасывается гривны – тем выше инфляция. При избытке гривны, у экономики возникают проблемы не менее серьёзные, чем при недостатке оборотных средств.

О развитии производства  и  увеличении экспорта.

Слышу призывы патриотов: давайте всё производить в Украине. Давайте!  Но знаете ли Вы, что наша страна находится то ли на втором, то ли на первом месте в мире по количеству налогов?  По состоянию на февраль 2014 года,  их было 135!  (для справки: в Гонконге – 2 налога;  в Грузии, Швейцарии, Норвегии – по 4 налога; в Сингапуре – 5; во Франции – 7 налогов; в Великобритании, Нидерландах,  Финляндии – 8 налогов; в США-11 ). Помимо законных  налогов, есть  ещё полсотни контролирующих органов, которым требуется (именно так, - требуется!) платить неофициальные  «налоги», с большей, или меньшей регулярностью. Итого, наши предприниматели, в среднем, отдают государству  и  контролирующим органам,  около 60% своей прибыли. Значительная  часть собранных налогов,  потом  разворовывалась  чиновниками - через фиктивные тендеры, нецелевое расходование бюджетных средств  и другие преступные схемы. 

Интересно предпринимателям работать на таких условиях? Очевидно:  нет, поэтому  реальный  сектор экономики сокращался  несколько последних лет подряд,  а экономический рост  правительство рисовало на бумаге -  оправдывая  своё существование.

Налоги выжимаются якобы для того, чтобы страна стала богаче. Бред и абсурд. Страна – это  народ, проживающий в границах определённой территории. Каким образом  народ  может стать богаче, отдавая почти всё заработанное?   Тогда какой смысл предпринимателям разных уровней работать честно и платить налоги? На самом деле, - налоги, должны только обеспечивать функционирование  государственных институтов: органов управления, армии, здравоохранения, образования и культуры, социального обеспечения… А богатой страну, - делает достаток её граждан!  

Бизнес начнёт  инвестировать в собственную экономику только  тогда, когда сочтёт налоги приемлемыми, будущее – прогнозируемым, а перспективы заманчивыми.  А  может ли мелкий частный предприниматель стать экспортёром? – Практически нет. Для этого ему нужно стать компанией хотя бы среднего уровня, закупить  хорошее оборудование и производить современную продукцию.

Не имея, что предложить на внешний рынок, - мы не будем получать валюту  для покупки импортных товаров.  Но и произвести  все необходимые товары для себя, внутри страны (так называемое «импортозамещение»), мы не в состоянии, да это и невозможно. Так мы обрекаем население  на нищету: десятки тысяч наименований  товаров мы  не производим, а  импорт – стоит всё дороже и дороже.

  Эффективность  использования  бюджетов всех уровней.

Проблема неэффективного использования бюджета  заключается в том, что  множество  госслужащих, включая  депутатов и министров,  служили  не народу и даже не государству, а лично себе - набивая карманы, пока их  не остановят, потому что в стране отсутствует действенная система контроля. 

Помимо этого, чиновники ни в чём себе не отказывают за государственный счёт: бронированные автомобили представительского класса, чартерные рейсы, огромные штаты охранников и помощников . Больше всего мне нравится формулировка доплаты высокопоставленным госслужащим  под названием «материальная помощь». Из жадности они готовы даже признать  себя  малоимущими,  при этом, летая на праздники или уик-энды,  чартерными рейсами  на Майами, в Париж, Лондон или в Венецию.

При честной работе чиновников,  расходы  бюджетов,  можно  урезать  не менее, чем  на четверть (эта часть воруется, по самым скромным прикидкам), а значит, на  столько же снизить налоги,  даже увеличив при этом   расходы на социальные нужды и зарплаты  бюджетникам.

Если новая власть не избавится от прежних коррупционных схем, то  ничего не изменится: поменяются только лица у кормушек.

Какой импорт мы можем  и должны уменьшить.

Убеждён, что для выравнивания внешнеторгового баланса, нам нет нужды  отказываться от иномарок, импортных смартфонов,  телевизоров, кофе и  бананов.  Нужно смотреть на вещи реально: многие виды товаров с приемлемым уровнем качества мы, в Украине,  произвести не в состоянии: как мы ни делаем подводную лодку, - всё равно выходит паровоз. Производить нужно только то, что у нас хорошо получается (ракеты, самолёты, танки, сталь, пшеницу, картошку, конфеты, водку и  другие товары, пользующиеся спросом на внешних рынках. Список исправьте и дополните сами. ) Но кое-что, в структуре импорта, мы можем и обязаны сократить. И чем быстрее, - тем лучше!

Для этого, давайте взглянем на  структуру украинского импорта. Я взял статистику за 2012 год, так как более свежая, -  пока недоступна. Но уверен, что принципиальных изменений за год не произошло. Итак, посмотрим: 

  1. Минеральные продукты из Российской Федерации: 33.2% от стоимости всего импорта в Украину (!)
  2. Механические и электрические машины: 15.3% (оборудование)
  3. Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавсредства:10.5% (вот они – все иномарки: оказывается не так уж  много стоят,  на фоне общих расходов на импорт)
  4. Продукция химической отрасли: 10%
  5. Недрагоценные металлы и изделия из них: 6.2%
  6. Полимерные материалы и изделия: 5.1%

Все остальные товары, среди которых и пресловутые импортные продукты питания  и весь китайский ширпотреб и многое, многое другое, – в совокупности составили  менее 20% стоимости всего импорта в Украину в 2012 году.  Не ожидали? Отказываться от импорта, так  называемых  «товаров народного потребления», как вы теперь понимаете, - нет никакой нужды. 

Теперь вы видите,  куда уходит основной поток валюты из страны? – В Россию, за газ и за нефть, а ещё – в Белоруссию и Литву – за бензин и дизтопливо. Именно эта статья расходов делает наш внешнеторговый баланс отрицательным.  Более того, чтобы купить газ, мы берем кредит в той же России и помимо стоимости энергоносителей, выплачиваем ещё и проценты по кредиту! В этом случае мы платим дважды: за газ и за кредит на газ! А после этого,  газ населению  отпускается… дешевле  его закупочной  цены – и бюджет несёт потери в третий раз. Но к этому мы вернёмся немного погодя. 

Да, мы не можем  немедленно остановить  импорт  нефти и газа, тем более, что часть этих поставок, - является сырьём  для украинской промышленности. Но переводить транспорт на другие виды топлива и отказываться от газа для отопления,  мы должны уже сегодня, с тем, чтобы за 10-15 ближайших лет, полностью перейти на  само-обеспечение  углеводородами.  В Украине  добывают свою  нефть и газ. Довольно значительные месторождения есть в Полтавской, Харьковской областях,  в Прикарпатье и на шельфе Чёрного моря.  Если сократить потребление в 2-3 раза, собственного сырья нам должно хватить  для промышленности и той части транспорта, которую не удастся перевести на другие виды энергии в ближайшее время.

 Чем заменить импортные энергоносители?

Прежде всего – это электричество. Энергогенерирующих  мощностей для обеспечения всех потребностей страны, в Украине достаточно. Но если посмотреть на структуру генерации, то мы  увидим  такую картину: на сегодняшний день, 44.3% электроэнергии в Украине,  вырабатывают атомные электростанции, в качестве топлива, использующие российские ядерные сборки (опять -валюта);   40.3% - тепловые электростанции,  в основном  работающие  на угле, но частично,  на всё том же  импортном мазуте и газе. ГЭС вырабатывают  7.9%  электроэнергии, а  энергии от ветряков и солнечных электростанций, на сегодняшний день,  мы имеем всего 0.68% от общего объёма генерации. 

Последняя цифра характеризует уровень альтернативной энергетики в Украине. А ведь, перенаправив средства с закупки нефти  и газа на строительство ветряных и солнечных электростанций, создав собственный цикл производства ядерного топлива, - мы уменьшим свою зависимость от импорта энергоносителей  и  повысим конкурентоспособность своей экономики.  Курс гривны по отношению к доллару начнёт укрепляться,  и все мы  станем  от этого богаче.

Представьте,  доллар  стоит 2 гривны. Фантастика?  А ведь так было, -  16 лет назад. При таком курсе, иномарку, стоимостью 20 тысяч долларов, рабочий с зарплатой 4000 грн., сможет купить на 10 месячных зарплат. А по нынешнему курсу, при той же зарплате, на эту машину, -  ему нужно работать больше 4 лет!

Возможно ли укрепление гривны по отношению к доллару и евро?

Давайте посмотрим на КНР. До 1 июля 2005 года, курс обмена  валют в этой стране  был фиксированный  и  за один доллар давали 8.28 юаня. США не выдерживая конкуренции с дешёвыми китайскими товарами, «убедило»  правительство Китая начать укрепление своей национальной валюты. С 1 июля 2005 года,  юань начал дорожать. Укрепление юаня происходит на протяжении вот уже 9 лет подряд. Сейчас доллар стоит только 6 юаней  и  падение доллара  продолжается. 

За счёт укрепления юаня, китайцы становятся богаче, потому что импортные товары в пересчёте на юани, -  дешевеют. В этой стране быстрыми темпами растёт экономика и уровень жизни. А для нас,  к сожалению, китайские товары  дорожают с двойной скоростью: во-первых, потому, что юань укрепляется относительно доллара, а во-вторых, потому что  гривна, по отношению к доллару - непрерывно падает. Это как раз то, о чём я говорил выше,  в примере с пересчётом зарплаты на доллары. Но мы можем всё изменить.

Нужна правильная стратегия развития страны, профессионалы для её воплощения в жизнь и желание работать.

Как в послевоенной Германии,  где катализатором роста экономики,   выступило строительство автобанов, так в современной Украине, локомотивом экономического развития,  должны выступить альтернативная энергетика и электротранспорт. Экономия  трети суммы за оплату всего импорта – на энергоносителях,  равносильна тому, что мы эти деньги заработали.

Во многих странах, уже сейчас,  автобусы массово заменяют  на  электробусы, а  автомобили – на электромобили. Прогнозируется, что к 2020 году в мире будет насчитываться около 20 миллионов электромобилей.    Первый этап распространения электротранспорта – использование электровелосипедов и  электроскутеров. В Европе и Америке ездить на электровелосипеде – престижно и модно. Электротранспорт приобретают  голливудские звёзды и даже российский премьер-министр  Медведев. А Украина в вопросе электрификации транспорта  находится  на задворках.  Мы вынуждены тратить треть всей зарабатываемой валюты  на импортные энергоносители, тем самым обрекая себя на прозябание в современном мире.

  Чтобы отказаться от импортных энергоносителей, мы должны в массовом порядке  перейти   на электротранспорт. Для этого нам нужно  срочно принять Государственную программу

-   с   нулевыми  ввозными пошлинами на электротранспорт, отменой  обложения  НДС и других сопутствующих платежей;  

-  упростить  сертификацию, принимая уже имеющиеся  сертификаты производителей от европейских сертификационных центров,  а не проводя сертификацию электротранспорта  в Украине повторно;

- перевести весь государственный  автопарк, который ездит в пределах населённых пунктов – на электротягу;

-  запретить  закупку новых городских  автобусов;

- стимулировать переориентацию украинских автосборочных производств на сборку электромобилей и электробусов, предоставляя льготы только производителям  электротранспорта;

- дотировать приобретение общественного электротранспорта;

- выделить бесплатные места для личного электротранспорта на парковках  в центрах городов;

- стимулировать создание сети зарядных станций для электромобилей.   

Когда мы сделаем всё это и перейдём на массовое использование электротранспорта  в числе первых, то получим конкурентные преимущества. А если будем наблюдать, как это делают другие государства, то станем ещё беднее, - ведь конкурентные преимущества в этом случае, получат они.

Как сэкономить на отоплении?

Вы не думали, почему МВФ в качестве условия получения кредитов, требует повышения тарифов на газ для населения? Отвечу: кредиты, -  так или иначе попадают в «общий котёл» - бюджет страны,  и значительная часть из них тратится на дотирование газа для населения, - то есть деньги вместо модернизации экономики и управления, - банально проедаются, вернее сжигаются. Вот МВФ и задаёт себе естественный  вопрос: с каких доходов потом будут отдаваться кредиты, если никакой полезной работы с их помощью не совершается? 

Я полностью согласен с такой логикой. Строится обыкновенная финансовая пирамида: для того, чтобы отдать старый кредит, - правительство привлекает новый.  Сумма внешнего долга страны растёт  и составляла  в прошлом году более 135 миллиардов долларов – по 3000 долларов на каждого украинца, включая стариков и грудных детей.  Как  отдавать будем?

Вы спросите: как же оплачивать газ для отопления, если тарифы на него вырастут?  Отвечу: нужно  перейти  на индивидуальное отопление в многоквартирных домах  и стимулировать установку тепловых насосов  – в частных. Именно так, уже  давно отапливаются все скандинавские страны. А электроэнергию для тепловых насосов,  можно и нужно  - вырабатывать дома, бесплатно, -  с помощью солнечных батарей и ветряков, а также использовать, в том числе, на крышах многоквартирных домов, тепловые солнечные коллекторы. 

Вместо постоянных дотаций  на газ для населения – дотируйте один раз приобретение тепловых  насосов  и солнечных  батарей для всех малообеспеченных граждан, которые имеют техническую возможность их установки. Дайте возможность всем владельцам солнечных батарей, продавать избыток вырабатываемой ими энергии в единую энергосистему страны – и мы ещё будем выращивать мандарины и финики в теплицах!

Коммунальные теплоцентрали в городах и посёлках, с их огромными потерями тепла и воды (около  20%, по официальной статистике)  и заоблачными тарифами для населения, в которые включено всё: и эти потери, и содержание огромного аппарата, и традиционное  воровство, - это монстры, которые работают неэффективно и продают нам тепловую энергию втридорога. 

Следует отказаться от централизованного отопления и переходить на индивидуальное. Экономия в масштабах страны - и  газа,  и денег,  будет колоссальной.  Вот  пример из реальной жизни: семья, проживая в квартире с индивидуальным отоплением  и пользуясь хорошим  двухконтурным котлом,  потребляет газа на 700-800 грн. в год, а семья, живущая   в такой же квартире,  но пользующаяся центральным отоплением, платит почти столько же, - но в месяц.  

Я далёк от мысли представить электротранспорт и альтернативную энергетику панацеей от всех бед украинской экономики. Но из прогрессивных решений в каждой сфере деятельности и внедрения новых технологий, складывается благополучие каждой семьи и страны в целом. 

Моя формула проста:

Электротранспорт + альтернативная энергетика – коррупция  = энергетическая независимость   Украины. 

                                                                                                              Аllyur, ТМ Volta bikes

                                                                            Использованы фото из интернета; все рисунки – А.Галовой

P.S. Когда статья была уже готова, на глаза мне попалась короткая заметка в мартовском номере журнала «За рулём». Привожу её полностью: «0 долларов потратил на топливо американец  Джо Глини, совершив поездку из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Сэкономить ему позволили бесплатные зарядные станции «Суперчарджер», созданные «Теслой». За 5500 км путешественник посетил 28 электрозаправок». 

Комментариев здесь не требуется…