Почему переход на электротранспорт и альтернативную энергетику - сделает нас богаче и укрепит курс гривны
Происходит это потому, что наша промышленность – мало конкурентоспособна на мировых рынках: спрос на металлопрокат – снизился, а удобрения и другую продукцию химической промышленности, мы не можем продавать по конкурентным ценам, - из-за повышения цены на газ. Не падает спрос только на продовольствие, но сельское хозяйство пока не может вытянуть экономику всей страны.
Импортёрам, которые покупают импортные товары за валюту - нужно больше долларов, чем могут предложить экспортёры, которые зарабатывают валюту для страны. Когда спрос превышает предложение, - цена на товар, в данном случае – валюту, повышается автоматически, до наступления баланса спроса и предложения Экономические пути укрепления гривны общеизвестны:
1. Развитие собственного производства и увеличение экспорта товаров и услуг.
2. Уменьшение расходов, прежде всего - экономия бюджетных средств
3. Уменьшение импорта.
Какой курс гривны выгоден для нас?
Некоторые экономисты считают, что гривну укреплять не нужно: мол,- при дешёвой гривне, снизится себестоимость продукции, идущей на экспорт, и она станет конкурентоспособной.
Эта арифметика – от лукавого. А экономисты-теоретики, поддерживающие обнищание народа своими выкладками, имеют слабую память. Господа, ответьте мне на два аргумента: 2008 год и 1998 год.
Осенью 2008 года, за доллар давали около 5 грн; потом курс скакнул до 10 грн. и стабилизировался на 8. Если наши экспортёры получили преимущество, то почему экспорт все последующие годы, вплоть до сегодняшнего дня, не рос, а падал? Вы скажете «мировой кризис». Допустим. А как насчёт 1998 года, когда доллар с 2 грн. поднялся почти до 5? Следуя вашим выкладкам, экономика Украины должна была получить такие колоссальные преимущества (удешевление отечественных товаров в 2 раза при пересчёте на валюту), что просто обязана была выйти на 1 место в мире, потому что национальная валюта в 1998 году, больше нигде так не упала, - даже в России. Но всё происходит с точностью до наоборот. Поэтому, не нужно больше сказок про рост экспорта от падения гривны и последующее за ним улучшение жизни.
Высококвалифицированный рабочий, который осенью прошлого года получал 4000 грн. в месяц при курсе 8 грн. за доллар, имел, таким образом, 500 долларов на содержание своей семьи. А те же 4000 гривен по курсу 10 – уже только 400 долларов. Понятно, что на 400 долларов можно купить меньше импортных товаров, чем на 500. Налицо – обнищание населения от падения гривны.
Разумеется, можно допечатать гривны и поднять всем зарплаты, чтобы они снова соответствовали тому же количеству долларов, что было до девальвации. Но тут же возникает инфляция, - повышение цен на всё; превращающее увеличение зарплат с помощью печатного станка - в профанацию. Чем больше вбрасывается гривны – тем выше инфляция. При избытке гривны, у экономики возникают проблемы не менее серьёзные, чем при недостатке оборотных средств.
О развитии производства и увеличении экспорта.
Слышу призывы патриотов: давайте всё производить в Украине. Давайте! Но знаете ли Вы, что наша страна находится то ли на втором, то ли на первом месте в мире по количеству налогов? По состоянию на февраль 2014 года, их было 135! (для справки: в Гонконге – 2 налога; в Грузии, Швейцарии, Норвегии – по 4 налога; в Сингапуре – 5; во Франции – 7 налогов; в Великобритании, Нидерландах, Финляндии – 8 налогов; в США-11 ). Помимо законных налогов, есть ещё полсотни контролирующих органов, которым требуется (именно так, - требуется!) платить неофициальные «налоги», с большей, или меньшей регулярностью. Итого, наши предприниматели, в среднем, отдают государству и контролирующим органам, около 60% своей прибыли. Значительная часть собранных налогов, потом разворовывалась чиновниками - через фиктивные тендеры, нецелевое расходование бюджетных средств и другие преступные схемы.
Интересно предпринимателям работать на таких условиях? Очевидно: нет, поэтому реальный сектор экономики сокращался несколько последних лет подряд, а экономический рост правительство рисовало на бумаге - оправдывая своё существование.
Налоги выжимаются якобы для того, чтобы страна стала богаче. Бред и абсурд. Страна – это народ, проживающий в границах определённой территории. Каким образом народ может стать богаче, отдавая почти всё заработанное? Тогда какой смысл предпринимателям разных уровней работать честно и платить налоги? На самом деле, - налоги, должны только обеспечивать функционирование государственных институтов: органов управления, армии, здравоохранения, образования и культуры, социального обеспечения… А богатой страну, - делает достаток её граждан!
Бизнес начнёт инвестировать в собственную экономику только тогда, когда сочтёт налоги приемлемыми, будущее – прогнозируемым, а перспективы заманчивыми. А может ли мелкий частный предприниматель стать экспортёром? – Практически нет. Для этого ему нужно стать компанией хотя бы среднего уровня, закупить хорошее оборудование и производить современную продукцию.
Не имея, что предложить на внешний рынок, - мы не будем получать валюту для покупки импортных товаров. Но и произвести все необходимые товары для себя, внутри страны (так называемое «импортозамещение»), мы не в состоянии, да это и невозможно. Так мы обрекаем население на нищету: десятки тысяч наименований товаров мы не производим, а импорт – стоит всё дороже и дороже.
Эффективность использования бюджетов всех уровней.
Проблема неэффективного использования бюджета заключается в том, что множество госслужащих, включая депутатов и министров, служили не народу и даже не государству, а лично себе - набивая карманы, пока их не остановят, потому что в стране отсутствует действенная система контроля.
Помимо этого, чиновники ни в чём себе не отказывают за государственный счёт: бронированные автомобили представительского класса, чартерные рейсы, огромные штаты охранников и помощников . Больше всего мне нравится формулировка доплаты высокопоставленным госслужащим под названием «материальная помощь». Из жадности они готовы даже признать себя малоимущими, при этом, летая на праздники или уик-энды, чартерными рейсами на Майами, в Париж, Лондон или в Венецию.
При честной работе чиновников, расходы бюджетов, можно урезать не менее, чем на четверть (эта часть воруется, по самым скромным прикидкам), а значит, на столько же снизить налоги, даже увеличив при этом расходы на социальные нужды и зарплаты бюджетникам.
Если новая власть не избавится от прежних коррупционных схем, то ничего не изменится: поменяются только лица у кормушек.
Какой импорт мы можем и должны уменьшить.
Убеждён, что для выравнивания внешнеторгового баланса, нам нет нужды отказываться от иномарок, импортных смартфонов, телевизоров, кофе и бананов. Нужно смотреть на вещи реально: многие виды товаров с приемлемым уровнем качества мы, в Украине, произвести не в состоянии: как мы ни делаем подводную лодку, - всё равно выходит паровоз. Производить нужно только то, что у нас хорошо получается (ракеты, самолёты, танки, сталь, пшеницу, картошку, конфеты, водку и другие товары, пользующиеся спросом на внешних рынках. Список исправьте и дополните сами. ) Но кое-что, в структуре импорта, мы можем и обязаны сократить. И чем быстрее, - тем лучше!
Для этого, давайте взглянем на структуру украинского импорта. Я взял статистику за 2012 год, так как более свежая, - пока недоступна. Но уверен, что принципиальных изменений за год не произошло. Итак, посмотрим:
- Минеральные продукты из Российской Федерации: 33.2% от стоимости всего импорта в Украину (!)
- Механические и электрические машины: 15.3% (оборудование)
- Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавсредства:10.5% (вот они – все иномарки: оказывается не так уж много стоят, на фоне общих расходов на импорт)
- Продукция химической отрасли: 10%
- Недрагоценные металлы и изделия из них: 6.2%
- Полимерные материалы и изделия: 5.1%
Все остальные товары, среди которых и пресловутые импортные продукты питания и весь китайский ширпотреб и многое, многое другое, – в совокупности составили менее 20% стоимости всего импорта в Украину в 2012 году. Не ожидали? Отказываться от импорта, так называемых «товаров народного потребления», как вы теперь понимаете, - нет никакой нужды.
Теперь вы видите, куда уходит основной поток валюты из страны? – В Россию, за газ и за нефть, а ещё – в Белоруссию и Литву – за бензин и дизтопливо. Именно эта статья расходов делает наш внешнеторговый баланс отрицательным. Более того, чтобы купить газ, мы берем кредит в той же России и помимо стоимости энергоносителей, выплачиваем ещё и проценты по кредиту! В этом случае мы платим дважды: за газ и за кредит на газ! А после этого, газ населению отпускается… дешевле его закупочной цены – и бюджет несёт потери в третий раз. Но к этому мы вернёмся немного погодя.
Да, мы не можем немедленно остановить импорт нефти и газа, тем более, что часть этих поставок, - является сырьём для украинской промышленности. Но переводить транспорт на другие виды топлива и отказываться от газа для отопления, мы должны уже сегодня, с тем, чтобы за 10-15 ближайших лет, полностью перейти на само-обеспечение углеводородами. В Украине добывают свою нефть и газ. Довольно значительные месторождения есть в Полтавской, Харьковской областях, в Прикарпатье и на шельфе Чёрного моря. Если сократить потребление в 2-3 раза, собственного сырья нам должно хватить для промышленности и той части транспорта, которую не удастся перевести на другие виды энергии в ближайшее время.
Чем заменить импортные энергоносители?
Прежде всего – это электричество. Энергогенерирующих мощностей для обеспечения всех потребностей страны, в Украине достаточно. Но если посмотреть на структуру генерации, то мы увидим такую картину: на сегодняшний день, 44.3% электроэнергии в Украине, вырабатывают атомные электростанции, в качестве топлива, использующие российские ядерные сборки (опять -валюта); 40.3% - тепловые электростанции, в основном работающие на угле, но частично, на всё том же импортном мазуте и газе. ГЭС вырабатывают 7.9% электроэнергии, а энергии от ветряков и солнечных электростанций, на сегодняшний день, мы имеем всего 0.68% от общего объёма генерации.
Последняя цифра характеризует уровень альтернативной энергетики в Украине. А ведь, перенаправив средства с закупки нефти и газа на строительство ветряных и солнечных электростанций, создав собственный цикл производства ядерного топлива, - мы уменьшим свою зависимость от импорта энергоносителей и повысим конкурентоспособность своей экономики. Курс гривны по отношению к доллару начнёт укрепляться, и все мы станем от этого богаче.
Представьте, доллар стоит 2 гривны. Фантастика? А ведь так было, - 16 лет назад. При таком курсе, иномарку, стоимостью 20 тысяч долларов, рабочий с зарплатой 4000 грн., сможет купить на 10 месячных зарплат. А по нынешнему курсу, при той же зарплате, на эту машину, - ему нужно работать больше 4 лет!
Возможно ли укрепление гривны по отношению к доллару и евро?
Давайте посмотрим на КНР. До 1 июля 2005 года, курс обмена валют в этой стране был фиксированный и за один доллар давали 8.28 юаня. США не выдерживая конкуренции с дешёвыми китайскими товарами, «убедило» правительство Китая начать укрепление своей национальной валюты. С 1 июля 2005 года, юань начал дорожать. Укрепление юаня происходит на протяжении вот уже 9 лет подряд. Сейчас доллар стоит только 6 юаней и падение доллара продолжается.
За счёт укрепления юаня, китайцы становятся богаче, потому что импортные товары в пересчёте на юани, - дешевеют. В этой стране быстрыми темпами растёт экономика и уровень жизни. А для нас, к сожалению, китайские товары дорожают с двойной скоростью: во-первых, потому, что юань укрепляется относительно доллара, а во-вторых, потому что гривна, по отношению к доллару - непрерывно падает. Это как раз то, о чём я говорил выше, в примере с пересчётом зарплаты на доллары. Но мы можем всё изменить.
Нужна правильная стратегия развития страны, профессионалы для её воплощения в жизнь и желание работать.
Как в послевоенной Германии, где катализатором роста экономики, выступило строительство автобанов, так в современной Украине, локомотивом экономического развития, должны выступить альтернативная энергетика и электротранспорт. Экономия трети суммы за оплату всего импорта – на энергоносителях, равносильна тому, что мы эти деньги заработали.
Во многих странах, уже сейчас, автобусы массово заменяют на электробусы, а автомобили – на электромобили. Прогнозируется, что к 2020 году в мире будет насчитываться около 20 миллионов электромобилей. Первый этап распространения электротранспорта – использование электровелосипедов и электроскутеров. В Европе и Америке ездить на электровелосипеде – престижно и модно. Электротранспорт приобретают голливудские звёзды и даже российский премьер-министр Медведев. А Украина в вопросе электрификации транспорта находится на задворках. Мы вынуждены тратить треть всей зарабатываемой валюты на импортные энергоносители, тем самым обрекая себя на прозябание в современном мире.
Чтобы отказаться от импортных энергоносителей, мы должны в массовом порядке перейти на электротранспорт. Для этого нам нужно срочно принять Государственную программу
- с нулевыми ввозными пошлинами на электротранспорт, отменой обложения НДС и других сопутствующих платежей;
- упростить сертификацию, принимая уже имеющиеся сертификаты производителей от европейских сертификационных центров, а не проводя сертификацию электротранспорта в Украине повторно;
- перевести весь государственный автопарк, который ездит в пределах населённых пунктов – на электротягу;
- запретить закупку новых городских автобусов;
- стимулировать переориентацию украинских автосборочных производств на сборку электромобилей и электробусов, предоставляя льготы только производителям электротранспорта;
- дотировать приобретение общественного электротранспорта;
- выделить бесплатные места для личного электротранспорта на парковках в центрах городов;
- стимулировать создание сети зарядных станций для электромобилей.
Когда мы сделаем всё это и перейдём на массовое использование электротранспорта в числе первых, то получим конкурентные преимущества. А если будем наблюдать, как это делают другие государства, то станем ещё беднее, - ведь конкурентные преимущества в этом случае, получат они.
Как сэкономить на отоплении?
Вы не думали, почему МВФ в качестве условия получения кредитов, требует повышения тарифов на газ для населения? Отвечу: кредиты, - так или иначе попадают в «общий котёл» - бюджет страны, и значительная часть из них тратится на дотирование газа для населения, - то есть деньги вместо модернизации экономики и управления, - банально проедаются, вернее сжигаются. Вот МВФ и задаёт себе естественный вопрос: с каких доходов потом будут отдаваться кредиты, если никакой полезной работы с их помощью не совершается?
Я полностью согласен с такой логикой. Строится обыкновенная финансовая пирамида: для того, чтобы отдать старый кредит, - правительство привлекает новый. Сумма внешнего долга страны растёт и составляла в прошлом году более 135 миллиардов долларов – по 3000 долларов на каждого украинца, включая стариков и грудных детей. Как отдавать будем?
Вы спросите: как же оплачивать газ для отопления, если тарифы на него вырастут? Отвечу: нужно перейти на индивидуальное отопление в многоквартирных домах и стимулировать установку тепловых насосов – в частных. Именно так, уже давно отапливаются все скандинавские страны. А электроэнергию для тепловых насосов, можно и нужно - вырабатывать дома, бесплатно, - с помощью солнечных батарей и ветряков, а также использовать, в том числе, на крышах многоквартирных домов, тепловые солнечные коллекторы.
Вместо постоянных дотаций на газ для населения – дотируйте один раз приобретение тепловых насосов и солнечных батарей для всех малообеспеченных граждан, которые имеют техническую возможность их установки. Дайте возможность всем владельцам солнечных батарей, продавать избыток вырабатываемой ими энергии в единую энергосистему страны – и мы ещё будем выращивать мандарины и финики в теплицах!
Коммунальные теплоцентрали в городах и посёлках, с их огромными потерями тепла и воды (около 20%, по официальной статистике) и заоблачными тарифами для населения, в которые включено всё: и эти потери, и содержание огромного аппарата, и традиционное воровство, - это монстры, которые работают неэффективно и продают нам тепловую энергию втридорога.
Следует отказаться от централизованного отопления и переходить на индивидуальное. Экономия в масштабах страны - и газа, и денег, будет колоссальной. Вот пример из реальной жизни: семья, проживая в квартире с индивидуальным отоплением и пользуясь хорошим двухконтурным котлом, потребляет газа на 700-800 грн. в год, а семья, живущая в такой же квартире, но пользующаяся центральным отоплением, платит почти столько же, - но в месяц.
Я далёк от мысли представить электротранспорт и альтернативную энергетику панацеей от всех бед украинской экономики. Но из прогрессивных решений в каждой сфере деятельности и внедрения новых технологий, складывается благополучие каждой семьи и страны в целом.
Моя формула проста:
Электротранспорт + альтернативная энергетика – коррупция = энергетическая независимость Украины.
Аllyur, ТМ Volta bikes
Использованы фото из интернета; все рисунки – А.Галовой
P.S. Когда статья была уже готова, на глаза мне попалась короткая заметка в мартовском номере журнала «За рулём». Привожу её полностью: «0 долларов потратил на топливо американец Джо Глини, совершив поездку из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Сэкономить ему позволили бесплатные зарядные станции «Суперчарджер», созданные «Теслой». За 5500 км путешественник посетил 28 электрозаправок».
Комментариев здесь не требуется…