Школа безопасности для владельца электровелосипеда. Часть 1

13.07.2014

Подробно о правилах  безопасных  поездок на электровелосипедах.

Часть первая: Почему водители не видят велосипедистов.

   Велосипедисты – пожалуй, самые уязвимые участники дорожного движения. Шансов выжить в серьёзном  ДТП у них меньше, чем даже у «камикадзе» - мотоциклистов, хотя бы потому, что мотоциклистов защищает шлем и другая экипировка, а большинство велосипедистов - только кепочка и шорты.  А ведь правила  предписывают  велосипедистам передвигаться в общем потоке транспорта, или по специальным велосипедным дорожкам (которых  практически нет), подвергая себя повышенной опасности по сравнению с водителями и  пешеходами. Водители автомобилей рассматривают велосипедистов  не как полноправных участников дорожного движения, а как непредвиденную помеху, а порой, чего греха таить, не рассматривают вообще, потому, что не замечают.
    Правила дорожного движения для многих -  всего лишь буквы в книжке. Увы, но это именно так. Существование ПДД вообще, и раздела для велосипедистов – в частности, совершенно не является гарантией того, что: 
а) Вы их знаете;
б) Вы их выполняете; 
в) Их знают и выполняют другие участники дорожного движения. А это значит, что  Ваша  безопасность  на дороге  зависит на 90% от Вас самих . Велосипедист  должен помнить простую истину: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, в смысле, что никто не подумает о его безопасности, кроме него самого.
 
   Правила дорожного движения  знать нужно, потому что выезжая на электровелосипеде на дорогу,  Вы становитесь  полноправным участником движения, причём сразу в двух ипостасях: как водитель колесного транспортного средства и как пешеход (когда ведете электровелосипедрядом с собой по обочине или через пешеходный переход).
 
   Не будем пересказывать раздел 6   Правил дорожного движения,  потому что  Вы должны его изучить, перед тем, как выезжать на улицу. Знание ПДД необходимо для того, чтобы  избежать многих непредвиденных и опасных  ситуаций на дороге. Но, в дополнение к ПДД, помните о  правиле 3-х «Д»: Дай Дорогу Дураку. Оно особенно актуально,  с учетом наших реалий: ямы на дорогах, мощные автомобили, безнаказанность и безответственность некоторых водителей, купленные «права» и джигитовка в пьяном виде. Даже, если  видите, что вы на 100% правы с точки зрения ПДД, лучше  уступить дорогу, чем быть правым,  но мёртвым.
   
   Самое время рассмотреть безопасность велосипедиста с точки зрения двух участников дорожного движения: водителя автомобиля и самого велосипедиста. 
 
   Почему водитель автомобиля не видит велосипедиста?
   Помните, как товарищ Саахов в «Кавказской пленнице»,  упрекал своего водителя, что тот видит жизнь только из окна его персонального автомобиля. А ведь картинка  из салона машины действительно отличается от того, что видит пешеход или велосипедист. Во первых, - обзор у водителя ограничен конструкцией автомобиля, далеко не все детали которого – прозрачные. Даже в зеркалах заднего вида есть мёртвые зоны. Если прибавить к этому фактор скорости и необходимость мгновенно принимать решения в суматошном городском потоке,  а тут ещё «мобильник» звонит…
 
   А велосипедист, выезжая на дорогу,  вполне искренне заблуждается, что его, - такого большого дядю (тётю), на электровелосипеде яркой расцветки, да ещё в новых кроссовочках «Adidas», прекрасно видно со всех сторон. Но это далеко не так. 
 электровелосипед на дороге, безопасномть перемещения
• Велосипедист-невидимка. Двигаясь на велосипеде, нужно всегда помнить, что Вас могут просто не видеть. Даже днём. Тем более на перекрестке. Динамический стереотип водителя работает по принципу: ищу взглядом похожую помеху (автомобиль) либо пешехода. Велосипедист, увы, выпадает из визуального ряда водителя, потому что с одной стороны велосипедист не имеет таких габаритов, как автомобиль, а с другой, -  скорость движения его больше, чем у пешехода.
 
• Велосипедист- невидимка сзади. У водителей есть понятие – «мёртвая» зона. Это когда в боковые зеркала заднего вида, - водитель не видит участка сзади и сбоку себя. Причём одинаково «хорошо» он не видит как другие машины, так и  велосипеды. Не из-за слабого зрения, а именно из-за этой самой «мёртвой» зоны обзора.
• Велосипедист-невидимка ночью. Те, кто не сидел за рулём автомобиля в ночное время, наивно полагают, что водитель проезжающего мимо автомобиля Вас видит. А иначе как? Фары ведь светят. 
 
   Да,  Вы правы. Фары светят, и светят, как им положено. Для того чтобы не слепить встречный транспорт, и освещать край проезжей части (обочину), конструктивно свет фар направлен вперед и немного вправо.   А вот внимание водителя, зачастую сконцентрировано вперед и влево, на полосу встречного движения, и обочину он видит всего лишь боковым  зрением. 
электровелосипедист на дороге
 
   Велосипедиста на трассе заметить легче, чем велосипедиста в городской черте. Почему? А потому, что в городе, во время движения в сумерках или в ночное время, взгляд водителя отвлекается на множество  световые пятен: от фар, рекламы, стоп-сигналов и т.д. Еще более обзор у  водителя ухудшается в условиях недостаточной видимости – во время дождя или снегопада.
 
   Если стёкла автомобиля затонированы, то ночью обзор через такие стёкла ухудшается в несколько раз, а если ещё идёт дождь, то сквозь них,  не видно практически ничего. Вот и получается, что велосипедист незаметен по двум  причинам: он не вписывается в стереотип мышления водителя, как транспортное средство, а  ночью сливается с фоном освещённого города.
 
   Сам собой напрашивается вывод: для предотвращения ДТП, велосипедисту нужно как-то выделиться в потоке.  
 
   Для этого предназначены визуальные маркеры, световые и звуковые устройства, размещаемые как на  электровелосипеде, так и непосредственно  на велосипедисте.
электровелосипед - световой маркер

О снаряжении электровелосипеда перед поездкой мы поговорим в следующей статье.

 

                                                                                                         ТМ «Volta bikes»