Школа безопасности для владельца электровелосипеда. Часть 1
13.07.2014
Подробно о правилах безопасных поездок на электровелосипедах.
Часть первая: Почему водители не видят велосипедистов.
Велосипедисты – пожалуй, самые уязвимые участники дорожного движения. Шансов выжить в серьёзном ДТП у них меньше, чем даже у «камикадзе» - мотоциклистов, хотя бы потому, что мотоциклистов защищает шлем и другая экипировка, а большинство велосипедистов - только кепочка и шорты. А ведь правила предписывают велосипедистам передвигаться в общем потоке транспорта, или по специальным велосипедным дорожкам (которых практически нет), подвергая себя повышенной опасности по сравнению с водителями и пешеходами. Водители автомобилей рассматривают велосипедистов не как полноправных участников дорожного движения, а как непредвиденную помеху, а порой, чего греха таить, не рассматривают вообще, потому, что не замечают.
Правила дорожного движения для многих - всего лишь буквы в книжке. Увы, но это именно так. Существование ПДД вообще, и раздела для велосипедистов – в частности, совершенно не является гарантией того, что:
а) Вы их знаете;
б) Вы их выполняете;
в) Их знают и выполняют другие участники дорожного движения. А это значит, что Ваша безопасность на дороге зависит на 90% от Вас самих . Велосипедист должен помнить простую истину: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, в смысле, что никто не подумает о его безопасности, кроме него самого.
Правила дорожного движения знать нужно, потому что выезжая на электровелосипеде на дорогу, Вы становитесь полноправным участником движения, причём сразу в двух ипостасях: как водитель колесного транспортного средства и как пешеход (когда ведете электровелосипедрядом с собой по обочине или через пешеходный переход).
Не будем пересказывать раздел 6 Правил дорожного движения, потому что Вы должны его изучить, перед тем, как выезжать на улицу. Знание ПДД необходимо для того, чтобы избежать многих непредвиденных и опасных ситуаций на дороге. Но, в дополнение к ПДД, помните о правиле 3-х «Д»: Дай Дорогу Дураку. Оно особенно актуально, с учетом наших реалий: ямы на дорогах, мощные автомобили, безнаказанность и безответственность некоторых водителей, купленные «права» и джигитовка в пьяном виде. Даже, если видите, что вы на 100% правы с точки зрения ПДД, лучше уступить дорогу, чем быть правым, но мёртвым.
Самое время рассмотреть безопасность велосипедиста с точки зрения двух участников дорожного движения: водителя автомобиля и самого велосипедиста.
Почему водитель автомобиля не видит велосипедиста?
Помните, как товарищ Саахов в «Кавказской пленнице», упрекал своего водителя, что тот видит жизнь только из окна его персонального автомобиля. А ведь картинка из салона машины действительно отличается от того, что видит пешеход или велосипедист. Во первых, - обзор у водителя ограничен конструкцией автомобиля, далеко не все детали которого – прозрачные. Даже в зеркалах заднего вида есть мёртвые зоны. Если прибавить к этому фактор скорости и необходимость мгновенно принимать решения в суматошном городском потоке, а тут ещё «мобильник» звонит…
А велосипедист, выезжая на дорогу, вполне искренне заблуждается, что его, - такого большого дядю (тётю), на электровелосипеде яркой расцветки, да ещё в новых кроссовочках «Adidas», прекрасно видно со всех сторон. Но это далеко не так.
• Велосипедист-невидимка. Двигаясь на велосипеде, нужно всегда помнить, что Вас могут просто не видеть. Даже днём. Тем более на перекрестке. Динамический стереотип водителя работает по принципу: ищу взглядом похожую помеху (автомобиль) либо пешехода. Велосипедист, увы, выпадает из визуального ряда водителя, потому что с одной стороны велосипедист не имеет таких габаритов, как автомобиль, а с другой, - скорость движения его больше, чем у пешехода.
• Велосипедист- невидимка сзади. У водителей есть понятие – «мёртвая» зона. Это когда в боковые зеркала заднего вида, - водитель не видит участка сзади и сбоку себя. Причём одинаково «хорошо» он не видит как другие машины, так и велосипеды. Не из-за слабого зрения, а именно из-за этой самой «мёртвой» зоны обзора.
• Велосипедист-невидимка ночью. Те, кто не сидел за рулём автомобиля в ночное время, наивно полагают, что водитель проезжающего мимо автомобиля Вас видит. А иначе как? Фары ведь светят.
Да, Вы правы. Фары светят, и светят, как им положено. Для того чтобы не слепить встречный транспорт, и освещать край проезжей части (обочину), конструктивно свет фар направлен вперед и немного вправо. А вот внимание водителя, зачастую сконцентрировано вперед и влево, на полосу встречного движения, и обочину он видит всего лишь боковым зрением.
Велосипедиста на трассе заметить легче, чем велосипедиста в городской черте. Почему? А потому, что в городе, во время движения в сумерках или в ночное время, взгляд водителя отвлекается на множество световые пятен: от фар, рекламы, стоп-сигналов и т.д. Еще более обзор у водителя ухудшается в условиях недостаточной видимости – во время дождя или снегопада.
Если стёкла автомобиля затонированы, то ночью обзор через такие стёкла ухудшается в несколько раз, а если ещё идёт дождь, то сквозь них, не видно практически ничего. Вот и получается, что велосипедист незаметен по двум причинам: он не вписывается в стереотип мышления водителя, как транспортное средство, а ночью сливается с фоном освещённого города.
Сам собой напрашивается вывод: для предотвращения ДТП, велосипедисту нужно как-то выделиться в потоке.
Для этого предназначены визуальные маркеры, световые и звуковые устройства, размещаемые как на электровелосипеде, так и непосредственно на велосипедисте.
О снаряжении электровелосипеда перед поездкой мы поговорим в следующей статье.
ТМ «Volta bikes»