Почему электроскутер дороже бензинового скутера

08.07.2014
   Электроскутеры в Украине пока не получили сколько-нибудь значительного распространения не только по сравнению с их бензиновыми собратьями, но даже по сравнению с электровелосипедами.
 

электространспорт с мотор колесом - электроскутеры

На то есть ряд причин: электроскутер, также как и бензиновые модели, необходимо регистрировать в МРЭО и иметь права на управление им. При этом цена электроскутера с мотор колесом многим кажется  завышенной, а технические характеристики недостаточно привлекательными. Но посмотрите, - такая же ситуация и с электромобилями. Если бензиновая иномарка класса С стоит около 20 тысяч долларов, то электромобиль такого же размера стоит в 2-2.5 раза дороже! Поэтому цены на электроскутера в Украине по сравнению с европейскими и даже российскими, -  мы бы назвали скорее заниженными, но спрос, несмотря на это, на них крайне мал.
 
   Технические параметры электротранспорта действительно уступают бензиновому по причине небольшой удельной энергоёмкости  на единицу массы аккумулятора, даже если он литий-железофосфатный. Удельная теплотворная способность 1 литра бензина превышает запас энергии в аккумуляторе такого же веса, -  в десятки раз. Если аккумулятор сделан на основе лития, то к этому добавляется и высокая стоимость его производства. Даже учитывая низкий  кпд у бензинового двигателя около 25%, а у мотор колес с прямым приводом – более 90%, соотношение энергии на единицу веса рабочего тела (бензина или аккумуляторов), остаётся не в пользу электропривода.

 электроскутер c мотор колесом Volta Bikesэлектроскутер c мотор колесом Volta Bikes
   Сравнивая конструкции электроскутера с мотор колесом и скутера с двигателем внутреннего сгорания,  многим кажется, что электрический скутер проще и потому должен быть дешевле. На самом деле это заблуждение, возникшее от незнания стоимости агрегатов, входящих с состав обоих конструкций. 
 Если принести (или прикатить) в пункт сдачи металлолома останки бензинового скутера, то  сумма, предложенная за него,  будет равняться цене чёрного металла, помноженного на его вес в килограммах.  Технологии производства 49 кубовых двухтактных двигателей в комплекте с трансмиссией, не требует использования каких-либо дорогостоящих материалов и компонентов. Производство подобных двигателей  отработано десятилетиями. Они выпускаются многомиллионными тиражами с широким применением роботов на конвейерах сотен  предприятий по всему миру.
 
   С электродвигателями картина совсем иная: что не деталь, то – дефицитный и дорогой материал: медь для обмоток, неодимовые магниты для якоря, редкоземельные металлы для электронных схем.  Да и электротехническая сталь хорошего качества тоже не дёшева. Поэтому, хорошее мотор колесо для электроскутера, во многих случаях,  стоит дороже  ДВС аналогичной мощности.
 
   Ещё более удручающая картина с хранением энергии. У бензинового скутера для  этого служит штампованный бензобак, цена производства которого, как мы полагаем, составляет  10 - 20 долларов. У электроскутера – это тяжёлые и дорогие, по сравнению с бензобаком, гелевые свинцово-кислотные аккумуляторы. Цена на свинец, так же как и цена на медь, -  неуклонно растёт на мировых рынках, повышая стоимость всех агрегатов, имеющих в своём составе эти металлы.
 
   Аккумуляторы,  сделанные на основе лития, имеют меньший вес и запасают больше энергии, - по сравнению со свинцово-кислотными, но при этом стоят дороже их в несколько раз.  Но даже они запасают энергии намного меньше, чем бензин и поэтому,  при сопоставимых расстояниях пробега, утяжеляют скутер больше, чем бензобак и двигатель внутреннего сгорания. В лучшем случае, -  вес электроскутеров с мотор колесом равняется весу  бензиновых моделей и поэтому речь об  удешевлении  электроскутеров  за счёт облегчения и упрощения конструкции тоже не идёт. 
 
   На электроскутерах применяются такие же схемы подвески, элементы световой сигнализации и тормоза, как и на бензиновых моделях. Поэтому оснований для снижения себестоимости производства моделей скутеров с мотор колесом, к сожалению нет. А  меньшее расстояние пробега, пока ограничивает область использования электроскутеров ближайшими окрестностями в радиусе 40-60 км от розетки и тем самым ухудшает привлекательность этого вида транспорта в глазах  соотечественников.
 
 скутер с двигателем внутреннего сгорания
   Преимущество электроскутеров в экологическом  аспекте, в Украине пока не ощущается, потому что государство,  - приоритетное развитие экологически чистого транспорта, декларирует только на словах. А уж компенсации в сумме до 400 евро из муниципальных бюджетов, при покупке электроскутера, как это сделано во Франции, -  для нас  просто фантастика.
Поэтому электроскутеры, как вид, на украинском рынке сильно потеснили электровелосипеды. Их, в зависимости от мощности можно условно разделить на две категории: с мощностью мотор колеса до 350 ватт – «тихие» и с мощностью более 500 ватт «мощные». И если в «тихих» электровелосипедах мотор колесо небольшой мощности ассистирует педалям, то в мощных выступает уже в качестве самостоятельного доминирующего привода.  Электровелосипеды с мотор колесом мощностью 500-1000 ватт, - по скорости и расстоянию пробега почти не отличаются от электроскутеров, а за более высокий комфорт,  предоставляемый электроскутерами, люди в Украине пока не готовы платить. 
 
ТМ «Volta bikes»
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав.