Травмы велосипедистов. Причины несчастных случаев и оказание первой помощи

07.07.2014
   Езда на велосипеде и на электровелосипеде приятна и полезна, так как она тренирует разные группы мышц, укрепляет иммунитет, является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и  оказывает благоприятное влияние на самочувствие и настроение. Однако, к сожалению, велоспорт еще и довольно травмоопасен. И не только для профессиональных велогонщиков и экстремалов, но и для новичков и любителей, особенно на электровелосипедах с мощными мотор колёсами, способными развивать скорость до 40-50 км/час.
   
   На  электровелосипеде можно потерять равновесие или не вписаться в поворот и упасть или врезаться во что-нибудь, а также стать жертвой невнимательности автомобилистов. Чаще всего ДТП с велосипедистами случаются из-за их слабой видимости другими участниками дорожного движения, а также собственной  неосторожности, невнимательности и недостатка опыта езды на электровелосипеде с мотор колесом.
 
   Самые частые и распространенные причины несчастных случаев и травм велосипедистов:
 
- Невнимательность водителей автомобилей. При движении велосипедистов по дорогам общего пользования, автомобилисты очень часто их не замечают. Почему так происходит и как с этим бороться, пожалуйста, читайте в цикле статей по безопасности движения на электровелосипедах на нашем сайте.
 
-  Отсутствие велодорожек. Велосипедисты чаще  ездят в пешеходной зоне, чем  по проезжей части дороги. Многим спокойнее ехать, маневрируя между пешеходами, чем  делать это  рядом с автомобилями. Иногда маневры оказываются неудачными и велосипедист наносит травмы  себе и пешеходам.
 
- Пешеходы на велодорожках. В Одессе, а  точнее в Аркадии, на «Трассе здоровья», пару лет назад обозначили велодорожку. И, казалось бы, - больше не будет наездов на пешеходов и роллеров, так как каждый будет двигаться по своей полосе.… Но разметка никак не изменила ситуацию, а скорее, даже наоборот, - ухудшила её. Велосипедисты уверенно едут по велодорожке, а пешеходы не менее уверенно идут по ней. Когда движение оживлённое,  а это, -  все выходные дни в тёплое время года, столкновений избежать не удаётся.
 
- Отсутствие на электровелосипедах фонарей и светоотражателей,  электровелосипед должен быть оборудован фарой или световозвращателем белого цвета спереди и красным фонарем или светоотражателем сзади. Это нужно для того, чтобы водитель автомобиля в ночное время,  заметил на дороге электровелосипед и успел среагировать.
 
- Непредсказуемые маневры велосипедистов на дороге, которые являются следствием незнания Правил дорожного движения или нежелания их выполнять.
 
   Но даже соблюдая Правила дорожного движения, велосипедист все равно может попасть в аварию и получить различные травмы. Травмы делятся по степени тяжести на  легкие, средние и тяжелые.
 
   К легким травмам можно отнести: ссадины, ушибы, растяжения, порезы, раны и незначительные повреждения поверхности кожи. Самые распространенные травмы велосипедистов – это ссадины, раны  и ушибы. Ссадину или рану надо промыть перекисью водорода, которая не только уничтожит  микробов, но и вымоет всю грязь, попавшую в рану в результате падения. После  этого желательно смазать рану йодом или зеленкой. При этом следует помнить, что йод следует наносить только на края раны, в противном случае – обеспечите  себе ожог. При ушибах же достаточно смазать место удара специальным гелем, приложить что-то холодное и наложить эластичный бинт. 
 
   Травмы средней тяжести. К ним можно отнести раны с повреждением вены или артерии и перелом конечностей. Открытые кровоточащие раны: надо сначала промыть рану и обязательно наложить жгут (или ремень, веревку, шнурок) чтобы остановить кровь. Но следует помнить, что если повреждена артерия (кровь алого цвета), то жгут накладывается выше раны, а если вена (кровь темная) – ниже раны (на голень и верхнюю часть предплечья накладывать жгут бесполезно),
 
   Самыми распространёнными травмами, после ушибов и ссадин, являются переломы. Если падение произошло в городе, то можно попытаться добраться до своего дома или медпункта самостоятельно. Это возможно, если у велосипедиста сломана рука. Но если повреждена нога, да еще и далеко от дома, то пострадавшему надо вызывать скорую помощь или звонить родственникам и друзьям, чтобы те  отвезли в больницу на машине.
 
   В случае, если велосипедист катался один где-нибудь, скажем, в лесу и у него нет возможности позвонить, то ему придется самому оказать себе первую помощь и добираться до города своими силами. Велосипед, ставший непосильной ношей, можно спрятать под листьями и ветками, а после вернуться за ним. На сломанную конечность надо наложить как минимум 2 шины, задача которых фиксировать суставы выше и ниже перелома (сломано голень - фиксируем колено и голеностоп, предплечье – лучезапястный и локтевой суставы и т. д.). 
 
   Для того, чтобы наложить шину понадобятся обычные палки и кусок бинта или ткани. Одна палка накладывается с одной стороны, а другая – с другой (например, при переломе предплечья, первая шина привязывается с задней стороны, а вторая – с наружной). Также следует запомнить, что шину нельзя накладывать на голое тело, а только на одежду; повязка должна быть тугой, а суставы зафиксированы неподвижно.
 
   При переломах бедра необходимо найти три палки, две из которых привязываются от подмышек до промежности, а третья - от стопы до промежности.
 
   Тяжелые травмы. В этих случаях нельзя предпринимать никаких поспешных действий, лучше всего вызвать скорую помощь и ждать ее. Но если вы находитесь не в городе, а в лесу, то нужно оказать  первую помощь. 
 
  При проникающей ране грудной или брюшной полости нужно перевязать рану. После перевязки необходимо срочно добраться до больницы, так как с такой травмой  на счету каждая минута.
 
   При переломах черепа или позвоночника - нужно надеяться на только помощь специалистов, так как  в такой ситуации помочь практически невозможно и какие-либо передвижения без специальной фиксации нежелательны.
 
   Помните, лучшая защита от всех травм – специальная велосипедная экипировка, предельная внимательность на дороге и разумная скорость движения. Также всегда необходимо иметь с собой заряженный телефон,  чтобы можно  позвонить, если вдруг понадобится помощь. 
 
ТМ «Volta bikes»
 

 * Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua  запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав.