Основные  паспортные  данные мотор колёс и электродвигателей  для  лёгкого электротранспорта

09.11.2021

Необходимость  объективного  сравнения  параметров  разных типов и конструкций электрических  двигателей,  привели  к  возникновению и  стандартизации понятий в этой сфере. Ниже  приводятся  основные термины и определения, относящиеся к мотор колёсам и электродвигателям в лёгком электротранспорте и других областях их применения.


Номинальные данные электродвигателя, характеризуют его  работу в режиме, для которого он предназначен заводом-изготовителем. К номинальным данным относятся мощность, напряжение, ток, частота, КПД, коэффициент мощности, частота вращения и ряд других данных в зависимости от его типа и назначения.  Номинальные данные, характеризуют работу электродвигателя, установленного на высоте до 1000 м над уровнем моря, при температуре окружающей среды до 40 °С.

Режим работы электродвигателя — установленный порядок чередования и продолжительности нагрузки, холостого хода, торможения  во время его работы.

Номинальный режим работы – это  режим, для постоянной работы в котором, электродвигатель предназначен заводом-изготовителем.

Потребляемая мощность: произведение напряжения питания на ток, проходящий через двигатель: P(Wt)=U(V)хI(A)

Номинальная мощность — мощность, для работы с которой в номинальном режиме электродвигатель предназначен заводом-изготовителем. Для двигателей переменного и постоянного тока номинальной мощностью является механическая мощность на валу, Вт;

Механическая мощность двигателя – это произведение оборотов на крутящий момент: Pмех.(Wt)=N(Рад/с)хМ(Н.м.), или произведение электрической мощности на КПД: Рмех=РхКПД

Номинальное напряжение — напряжение, на которое электродвигатель рассчитан заводом-изготовителем для работы в номинальном режиме с номинальной мощностью.

Номинальный ток — ток, соответствующий работе электродвигателя в номинальном режиме с номинальной мощностью и частотой вращения при номинальном напряжении.

Номинальная частота вращения — частота вращения, соответствующая работе электродвигателя при номинальных напряжении, мощности и частоте тока и номинальных условиях применения.

Коэффициент полезного действия  электродвигателей — отношение полезной механической мощности на валу к активной подводимой электрической мощности (в процентах).

Максимальным КПД называют указанное отношение потребляемой и механической  мощностей при работе машины с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.

Нагрузка — мощность, которую развивает электродвигатель в данный момент времени. Нагрузка может быть выражена в единицах активной или полной мощности (Вт, или В • А) либо в долях номинальной мощности. Она также выражается током, потребляемым электродвигателем (А), либо в процентах или долях номинального тока.

Номинальная нагрузка — нагрузка, равная номинальной мощности электродвигателя.

Начальный пусковой ток электродвигателя — установившийся ток в обмотке электродвигателя при неподвижном роторе, номинальном подведенном напряжении и номинальной частоте, при соединении обмоток машины, соответствующем номинальным условиям работы двигателя.

Начальный пусковой момент электродвигателя — вращающий момент электродвигателя, развиваемый при неподвижном роторе, установившемся токе, номинальном подведенном напряжении, номинальной частоте и соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы двигателя.

Максимальный вращающий (крутящий) момент электродвигателя переменного тока — наибольший момент вращения, развиваемый двигателем в установившемся режиме при номинальных напряжении и частоте, при соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы, и (для синхронных двигателей) при номинальном токе возбуждения. Электродвигатели развивают примерно одинаковый крутящий момент во всём диапазоне оборотов.

Номинальное изменение частоты вращения электродвигателя — изменение частоты вращения двигателя, работающего при номинальном напряжении на его выводах и номинальной частоте тока, при изменении нагрузки от номинальной до нулевой, а для двигателей, не допускающих нулевой нагрузки,— от номинальной до 1/ 4 номинальной. Номинальное изменение частоты вращения выражают в процентах или в долях номинальной частоты вращения. В зависимости от соотношения крутящего момента и оборотов, меняется потребляемый ток и КПД электродвигателя (при уменьшении оборотов, потребляемый ток увеличивается, а КПД уменьшается).


На рисунке изображён график с основными характеристиками прямоприводного мотор колеса с номинальной мощностью 3 квт.