Детские электрические трамваи, лёгкие электромобили и электроскутеры из Николаева.

04.04.2016

Шота Ишхнели - человек известный среди самодельщиков Украины. Менее известен его «шеф» - Вадим Вирич, организатор небольшой компании по производству электротранспорта. Вместе, с небольшим коллективом единомышленников, они уже несколько лет самостоятельно разрабатывают и изготавливают разные транспортные средства на электротяге: трамвайчики на пневматических покрышках, с автономным электроприводом; трёхколёсные электроскутеры, электромотоциклы и даже небольшие электромобили.

Сейчас они делают уменьшенную копию паровоза с вагонами, на электрическом ходу и пневматических покрышках. В основном, техника используется для проката в Николаеве, но есть планы расширения производства и продаж своей продукции всем желающим.

Производство базируется в нескольких небольших боксах. Здесь есть всё необходимое оборудование: трубогибы, сварочные аппараты, различный ручной инструмент. В одном из боксов оборудована полноценная покрасочная камера. Рамы всех транспортных средств выполняются из стальных труб различного сечения. Для корпусов используется пластик АВС и стеклопластик, с которым работают тоже самостоятельно.

Фактически – это предприятие полного цикла. Пусть электротранспорт, здесь пока производится поштучно, но важно то, что кузова и ходовая часть, включая подвески и передние вилки для электроскутеров, разрабатываются и изготавливаются самостоятельно (!), в то время как наши украинские автозаводы, практически уже не производят кузовов легковых автомобилей, а только собирают автомобили из готовых машинокомплектов.

В качестве привода в большинстве продукции: электрических трамвайчиках, трёхколёсных электроскутерах и даже лёгких электромобилях, используются скутерные мотор колёса различной мощности, контроллеры и аккумуляторные батареи ТМ Volta bikes, которые хорошо зарекомендовали себя. Например, встроенные в мотор колеса барабанные тормоза, превосходят по цепкости многие дисковые, а пробег трамвайчика, без замены тормозных колодок уже превысил 14000 км!

Трамвайчики приводят в движение 4 скутерных мотор колеса, номинальной мощностью 1.5 квт каждое. При этом снаряжённый вес трамвая составляет примерно полторы тонны. Если добавить вес пассажиров, то полная масса транспорта, превышает 2 тонны, то есть, - на ось каждого мотор колеса, приходится нагрузка до 500 кг! И они выдерживают её на протяжении нескольких лет эксплуатации. Интересно, что обе тележки, на которых установлены мотор колёса – поворотные. То есть, вращая руль, водитель одновременно поворачивает и передние, и задние колёса. Эта сложная конструкция, тоже разработанная и изготовленная самостоятельно, позволяет уменьшить радиус разворота. Максимальная скорость трамвайчика – около 30 км/час, но катает детей с небольшой скоростью, поэтому, он вполне безопасен.

В своё время, BMW начинала производство с простых авиамоторов и мотоциклов, а Тойота – с ткацких станков. Именно такие предприятия, прошедшие все азы, от выпуска простой продукции - до современного высокотехнологичного транспорта, являются самыми жизнеспособными и перспективными. На примере этого стартапа, мы наблюдаем на фоне разваленного машиностроения Украины, зарождение новых эффективных предприятий. При этом, Шота Анзорович, не делает тайны из своих конструкций и охотно делится опытом со всеми коллегами. Мы сами неоднократно отправляли к нему для консультаций самодельщиков.

Пожелаем успехов нашим коллегам из Николаева, а самое главное - больше заказов! Уверены, что информация в нашей странице в Фейсбуке (а скоро начнёт работать сайт ассоциации «Энергия») поможет найти партнёров для производства и новых клиентов для продажи своей продукции. Рассказывайте о своих разработках с помощью нашей общественной организации. Это поможет вам найти партнёров и клиентов.

Некоторые разработчики хранят в тайне свои конструкции, опасаясь, что их начнут копировать. Поймите, пока ваша продукция не начнёт широко продаваться и не получит явный коммерческий успех, вряд ли кто-то станет её копировать, - просто потому, что на этапе выпуска первых образцов непонятно, принесёт ли эта разработка прибыль. Но патентовать свои изобретения, конечно, желательно. Ассоциация «Энергия» будет работать над тем, чтобы максимально упростить и удешевить для наших членов регистрацию изобретений и сертификацию продукции.

Ю. Алексенко, президент ассоциации «Энергия»
Фото автора