Рецепт хорошего литий полимерного аккумулятора

13.05.2014

Периодически,  клиенты  спрашивают о точном химическом составе литиевых  аккумуляторов, которые мы продаём. Мы отвечаем, что  продаём литий полимерные аккумуляторы, которые являются одним из подвидов литий ионных аккумуляторов.  Основное отличие литий полимерных аккумуляторов от классических литий ионных, заключается в полимерном электролите,  который лучше предохраняет их от взрыва и повышает ресурс. 

- Нет, вы скажите, сколько в них алюминия, меди, магния, хрома, кобальта, лития и других элементов, - добиваются настойчивые клиенты. Отвечаем: точного рецепта завод не сообщает никому и никогда, - во всяком случае,  бесплатно. Техническая  документация  технологии  производства хорошего литиевого аккумулятора, стоит 3 – 4 миллиона юаней (500 – 700 тысяч долларов). Если кто-то готов заплатить эту сумму, чтобы удовлетворить своё любопытство, или даже начать собственное производство литиевых аккумуляторов, - мы готовы посодействовать.

Но,  даже зная химическую формулу активной массы элементов  и  состава  электролита, нельзя  сделать однозначных выводов о качестве готового аккумулятора. Оно зависит от такого количества разных факторов, - что даже посещение завода и изучение техдокументации,  даёт только приблизительное представление о качестве и работоспособности аккумулятора в процессе эксплуатации. 

Бывая на разных аккумуляторных заводах, могу сказать, что  даже  партнёрам здесь показывают далеко  не все технологические процессы, особенно, - если речь идёт о ноу-хау предприятия. Цеха, которые занимаются  приготовлением сырья для элементов, -  сверхчистое производство  и  посмотреть на него, в лучшем случае, можно через толстое стекло. В цеха, которые занимаются сборкой самих элементов, обычно,  зайти можно, лишь предварительно надев белые халаты и одноразовые бахилы.

В цеха, где из готовых элементов идёт сборка аккумуляторных батарей, - доступ менее строгий. Тут уже можно взять в руки литиевые  элементы, BMC; посмотреть,  как их испытывают.

Возникает вопрос: если рецепт аккумулятора производители не разглашают  и  все процессы – не показывают, как можно оценить качество литий полимерных аккумуляторов, посетив завод?

Завод предоставляет результаты своих испытаний, сведённые в таблицы со многими параметрами. Самые важные из них,  - количество циклов заряда-разряда; величины  допустимых токов разряда и заряда; способность переносить высокие и низкие температуры; соотношение удельной ёмкости к  единице  массы аккумулятора;  уровень внутреннего сопротивления. Менеджеры завода с гордостью показывает  документы европейской сертификации производства.

Кроме изучения документов, качество аккумуляторов  и уровень производства  оценивается визуально.  Сертификаты, конечно важны и говорят о многом. Но  к сертификации можно подготовиться, - а вот посещение завода в процессе работы,  даёт реальную, а не парадную  картину. Если знаешь, на что обращать внимание и есть опыт посещения других подобных предприятий,   то оценив  техническое оснащения  предприятия  и уровень организации производства, получаешь правильное  представление  о заводе и его продукции.  Затем,  ТМ «Volta bikes»,  проводит собственные тесты литиевых аккумуляторов. Но,  самый надёжный  и объективный способ испытания  аккумуляторов,  –   проверка временем. 

Вот показательный пример: у меня нет ни малейших сомнений, что новейшие литий ионные аккумуляторы,  для последней модели самолёта Боинг-787 «Dreamliner», производимые японской компанией  «GS Yuasa», были испытаны и сертифицированы самым тщательным образом, потому что в авиации речь всегда идёт о жизнях людей и самолётах ценой в сотни миллионов долларов. Но после начала эксплуатации новых Боингов, произошли десятки отказов  литий ионных аккумуляторов с их последующей заменой. Год назад, в январе 2013 года, после возгорания батарей  на лайнерах японской авиакомпании All Nippon Airways, была приостановлена эксплуатация всех авиалайнеров  Боинг-787 в мире. Литий ионные аккумуляторы были срочно доработаны, в частности усилена теплоизоляция. Сейчас, проблемы с литий ионными аккумуляторами на самолётах этой модели, как будто, решены…

Для объективной оценки качества продаваемых нами аккумуляторов, мы тоже собираем статистику  и делаем выводы. Это не позиция стороннего  наблюдателя: нам тоже ни к чему проблемы с качеством, ухудшение репутации  и дополнительные расходы на гарантийной обслуживание, - хотя мы имеем для этого все необходимые запчасти и оборудование.  Выводы о качестве любых литиевых аккумуляторов  можно делать только, проанализировав результаты эксплуатации достаточно большого количества аккумуляторов, как минимум за 2-3 года работы.

У Volta bikes, это время на проверку, есть, - потому что мы продаём литий ионные и литий полимерные аккумуляторы, как в составе электровелосипедов, так и отдельно, уже более 6 лет. Всем желающим, кстати, можем продемонстрировать работоспособность литий ионных аккумуляторов 2008 года выпуска, которые до сих пор эксплуатируются на собственных электровелосипедах  сотрудников компании. Это и является лучшим  доказательством  высокого качества продаваемых нами литиевых аккумуляторов, а разговоры, скажем, о долговечности литий железофосфатных аккумуляторов -  тоже нужно вести через лет через шесть  после начала их эксплуатации и не раньше. 

Вообще, ни один известный нам завод,  не даёт гарантию на литиевые аккумуляторы для электровелосипедов, как литий ионные, так и литий полимерные или литий железофосфатные, больше чем на 2 года. Вот этот срок и следует  считать реальным временем их эксплуатации без уменьшения ёмкости более, чем на 10%. Именно такие условия являются стандартными, повторюсь, на всех заводах, для всех видов литиевых аккумуляторов, включая литий железофосфатные. 

                                                                                                                                Allyur. фото автора и Боинг.

Теги: аккумулятор для детских электромобилей Винница, аккумуляторы для детских электромобилей Винница