Переоборудование велосипеда «Украина» в электровелосипед и его эксплуатация.

02.02.2015

В середине весны 2014 г. я решил переоборудовать один из двух имеющихся в семье советских велосипедов «Украина» (один – 1984 года выпуска, куплен новым, второй – 1985 года выпуска, был получен в подарок уже основательно бывшим в употреблении) в электровелосипед. Идея эта вынашивалась с осени 2013 г., поэтому я исследовал немало материалов в Интернет, различных сайтов и интернет-магазинов, остановившись в итоге на одесской компании «Вольта байкс». Сайт компании привлек, в частности, тем, что на нем было опубликовано множество интересных и полезных статей, посвященных электровелосипедам, электромобилям, аккумуляторам, мотор-колесам, современным технологиям энергосбережения и т.д.

Велосипед переоборудовался в первую очередь для того, чтобы можно было регулярно ездить по маршруту Одесса-Алтестово (33 км по счетчику). При езде на педалях, это занимает  1ч 40 мин – 1 ч 50 мин   (на горном велосипеде с 29” колесами). При этом треть пути (11 км) и половина времени (45-55 мин) уходила на езду по городу с его светофорами и пробками. Скорость на трассе Одесса-Киев после выезда из города составляла 23-33 км/ч в зависимости от рельефа и наличия рядом машин (задача ехать максимально быстро, в гоночном   режиме не ставилась). Было ясно, что электровелосипед позволит и ехать в среднем ощутимо быстрее, и меньше вдыхать на полную грудь автомобильные выхлопы в городе и на трассе. Второй целью переоборудования была необходимость езды 80-летнего папы по тому же маршруту или по городу.

В итоге остановился на переднем (чтобы получить полный привод ;-) на велосипеде) редукторном мотор-колесе мощностью 350 Вт и напряжением питания 36 В, поскольку был уверен, что иной раз захочется проехаться побыстрее, а меньшие мощности вряд ли позволят реализовать это желание. Аккумуляторы, - однозначно решил использовать литиевые, поскольку и вес их в 3-4 раза меньше (а велосипеды хранятся на 4-м этаже дома без лифта, да и в лифт такой велосипед было бы запихнуть непросто), чем у свинцовых аналогичной емкости, и работать они будут в 3-4 раза дольше, и размер тоже существенно меньше. Единственным недостатком является в 3-4 раза большая цена, но в моем случае не цена являлась главным критерием выбора.

Остановился на модели в «бутылочном» (цилиндрическом) исполнении с емкостью 8 Ач, поскольку стоимость ее была минимальной из всех возможных вариантов, а планируемый пробег в 35-40 км меня вполне устраивал -  крутить педали все равно планировал активно, да и папа (для которого собирался  электровелосипед),  в свои 80 лет  находится в хорошей форме. Редукторное мотор-колесо при этом совершенно не мешает крутить педали - так заявлялось в описаниях мотор-колеса и соответствующих статьях на сайте «Вольта байкс», и так оно есть на самом деле.

Планировалось выполнить все действия по переоборудованию до конца мая 2014 г., но из-за работы и частых дождей (как-то неприятно в дождь на велосипеде ездить) удалось заняться этим лишь в начале июля. Оказалось, что аккумуляторы в «бутылочных» корпусах закончились, (конец сезона продаж!) однако директор компании любезно предложил временно   поставить аккумулятор емкостью 12 Ач, пока не прибудет следующая партия «бутылочных», без каких-либо доплат с моей стороны.

При установке электронабора  выяснилось, что мотор-колесо не влезает в переднюю вилку моей «Украины» (требуемое расстояние между перьями вилки должно быть 100 мм, в моей же вилке было около 86 мм). Вилку  «Украины»  разгибать не советую, так как она не цельносварная, а состоит из трёх частей и при разгибании может потерять прочность.

Тогда я приехал в мастерскую «Вольта байкс» -  на другой «Украине», в которой родная передняя вилка когда-то вышла из строя и была заменена на новую. Мои измерения показали, что расстояние между перьями в ней составляет 93-94 мм, и новое мотор-колесо в итоге в нее успешно влезло, правда, после небольшой доработки вилки напильником. Аккумулятор вместе с контроллером был помещен в специальную водонепроницаемую  сумку и подвешен на горизонтальную трубу рамы.

Само мотор-колесо было заспицовано усиленными спицами,  специалистами «Вольта байкс» в новый двойной усиленный 28” обод с новыми камерой и покрышкой.  На левое перо вилки  установили   универсальный усилитель вилки, помогающий более равномерно распределить нагрузку на нее (обязательный элемент, особенно для мощных мотор колёс).

Ручка газа с фиксирующей выбранную скорость кнопкой «круиз-контроля» была установлена на руле справа, а трехпозиционная кнопка ограничения передач – слева (примерно 0-25, 0-30, 0-35 (достижимый максимум) км/ч, но не очень-то она и нужна, на мой взгляд); ручки ручных тормозов – справа и слева (до сих пор не задействованы, ибо, хотя тормозной диск крепится на само мотор-колесо, но сам тормоз негде закрепить на вилке «Украины», а приваривать ушко-крепление особого желания, да и необходимости - нет). Правда, самостоятельно можно установить  обычный тормоз V-brake, но я этого не сделал, о чем теперь несколько жалею. Впрочем, дело поправимое.

Реально нужна только одна ручка ручного тормоза (для переднего колеса), т.к. на заднем- тормоз встроен во втулку, торможение – от педали. Ручка газа имеет 3 светодиода (красный, желтый, зеленый), которые показывают уровень заряда аккумулятора. Возможно, предпочтительнее использовать ручку газа рычажного типа, когда скорость можно менять, удерживая одним пальцем лишь небольшой рычажок, т.к. классические полноразмерные ручки требуют удерживания всей кистью руки, что несколько неудобно. Правда, есть ещё ручки газа, состоящие из двух половинок. Говорят, они – самые удобные.  

Одновременно с электронабором,  в компании «Вольта байкс», был приобретен велокомпьютер с большим дисплеем ( больше, чем «чешский» Author  на другом моем велосипеде, более яркий, и существенно более дешевый). Был установлен и «замок зажигания», который для замыкания нужных контактов поворачивался ключом.

После монтажа и пробной поездки я отправился в обратный путь, с Ленпосёлка – на Большой Фонтан. Все шло замечательно, как вдруг метров за 100 до Ивановского моста в переднем колесе раздался хлопок (лопнула камера). Единственным выходом был звонок на  фирму (рабочий день уже окончился). За мной быстро прислали машину и привезли электровелосипед обратно, в мастерскую, а меня,  на этой же машине отвезли бесплатно домой. Вот это я понимаю, сервис! В этот момент я подумал, что с Вольта байкс можно иметь дело. На следующий  день,  велосипед с замененной  камерой был привезен совершенно бесплатно ко мне домой. С тех пор мы регулярно встречаемся с сотрудниками Вольта байкс на велопробегах, обмениваемся информацией.

В течение 3-х месяцев я неоднократно выезжал на этом электровелосипеде и накопил некоторую статистику.

            1. Скоростные показатели: неоднократно удавалось получить скорость 34,5 км/ч, а несколько раз – даже 37,5 км/ч на вроде бы ровных участках Трассы Здоровья а Одессе, хотя гарантии абсолютной ровности дороги и идеальной настройки велокомпьютера дать не могу (вес мой составляет 84-87 кг при росте 185 см).  

            2. С аккумулятором емкостью 12 Ач удавалось проехать почти 80 км на одном заряде (разумеется, с достаточно активным подкручиванием в таком режиме: при трогании с места – вначале толчок ногой, оборот педалями, затем газ; при спусках – подкручивание, пока есть инерция; при подъемах – помощь электродвигателю педалями; при движении по ровной дороге – периодическое подкручивание).

            3. Вес «Украины» без багажника и крыльев – около 15 кг. Все установленное дополнительное оборудование добавило около 8 кг, так что при подъеме на четвертый этаж 23-х килограммового велосипеда его вес уже достаточно ощущается. Тем не менее, никаких серьёзных трудностей здоровому мужчине 43-х лет это не представляет.

Из отрицательных моментов: нужно устанавливать хороший флиппер (я сделал его из старой камеры), ибо китайский тонкий (из-за него кончик спицы проткнул  камеру). Качество китайской покрышки стоимостью около 5 долл. соответствует её цене (протектор жив, но быстро  появились горизонтальные боковые трещины, хотя  ездить это пока не мешает).

В октябре я заменил литий полимерный аккумулятор  в сумке, на  изначально  запланированный литий полимерный аккумулятор емкостью 8 Ач в цилиндрическом корпусе из алюминия.  Замок зажигания (кнопка) встроен в корпус аккумулятора, а сам аккумулятор может быть легко снят, что гораздо удобнее предыдущего варианта в сумке. На корпусе имеется индикатор заряда/разряда, показывающий уровень заряда красными и зелеными светодиодами при нажатии кнопки (впрочем, точность его весьма относительна). Контроллер был размещен в отдельной сумочке на горизонтальной части рамы, перед седлом.

Пробег с аккумулятором 8 Ач в прежнем режиме составил около 45 км, но эксперимент будет продолжен. Вид велосипеда с цилиндрическим аккумулятором стал несколько футуристическим и ярко выделяющимся. Народ на дорогах, улицах, Трассе Здоровья все время интересуется, задает вопросы из серии «где, что, как и сколько».

Вывод: я весьма доволен, ибо узнал много нового, получил отличное средство передвижения за весьма умеренные деньги, познакомился с интересными людьми, преданными своему делу и активно продвигающими современные технологии в нашем городе и государстве. Цель на будущее, – приобретение грузового двухместного электровелосипеда  «Вольта Практик» (но с литий-ионными аккумуляторами), на котором я с огромным удовольствием проехался по Приморскому бульвару во время велофестивалей «Одесский велобульвар» и «Критическая масса» в сентябре и октябре 2014 г. Единственная проблема, – ставить пока негде (размеры, вес).

Несколько раз на дорогах встречались обладатели подобных грузовых электровелосипедов, находящиеся в полном восторге от их эксплуатации. Правда, все они живут в частных домах, имеют гаражи или сараи… А там и об электромобиле можно будет задуматься!

 

                                                                В. Шапо, доцент Одесской Национальной

                                                                морской академии.

                                                                Фото автора.

Теги: купить электровелосипед Киев, электро велосипеды Киев, велосипед с мотором Киев, электровелосипеды цены Киев, электровелосипед своими руками Киев, электровелосипеды Украине Киев