Словарь терминов 2 часть (З-Р)

Велосипедная энциклопедия Volta bikes

З

Зазор — Абстрактное понятие механики: Свободное пространство между двумя деталями, при котором они не соприкасаются.

Замок  -  Велосипедное противоугонное устройство в виде  замка с тросом или скобой. Позволяет прикрепить велосипед к ограде, столбу и т.п., для предотвращения угона байка.


Замок цепи — Звено цепи, которое позволяет без особых усилий и инструментов разъединять- соединять цепь.


Звездочка — Зубчатое колесо цепного привода.

Золотник -  Деталь вентиля камеры. Служит для удерживания воздуха в камере.



Зонтик колеса — Угол между плоскостью колеса и спицей.


И

Инструмент — Набор велосипедных инструментов в который входят специальные и обычные ключи, отвёртки, съемники, монтажки, выжимка и т. д.


Интегрированная рулевая колонка — Тип рулевой колонки велосипеда увеличенного диаметра, в которой вместо насыпных подшипников, применяются закрытые промышленные шарикоподшипники.


Комплектация по порядку снизу вверх:

  • Опорное кольцо на вилку 1-1/8"
  • Нижний промподшипник в рулевой стакан внешним диаметром 52 мм
  • Верхний промподшипник в рулевой стакан диаметром 41,8 мм.
  • Поджимное алюминиевой кольцо
  • Верхняя крышка рулевой со встроенным резиновым пыльником
  • Проставочное кольцо 10 мм
  • Два проставочных кольца по 5 мм
  • Якорь ромашка с болтом и крышкой выноса

К

Каденс — Частота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.

Калипер — Часть дискового тормоза, которая крепится с помощью винтов к раме/вилке, и при нажатии на тормозную ручку, прижимает тормозную колодку к ротору.


Камера — Кольцевидная резиновая трубка, которая помещается между ободом колеса и покрышкой. При накачивании воздуха,  камера  служит одним из основных, а на моделях без амортизационных подвесок, -  единственным амортизационным элементом велосипеда.


Кантеливерный тормоз - (кантеливер) консольный тормоз с центральной тягой. Это значит, что трос, идущий из тормозной рукоятки, осуществляет тяговое усилие через центр тросика, соединяющего оба рычага. В случае, когда тормозной трос проходит через раздвоитель тросика, а не закрепляется в балансире, принцип остается таким же – тяговое усилие передается равномерно на оба рычага. У кантеливерного тормоза, - рычаги более изогнуты, чем у тормоза ви-брейк, что позволяет им (рычагам) отходить от обода на больший угол. Поэтому,  кантеливерный тормоз, менее требователен к прямизне обода, но и проявляет меньшую жесткость при торможении, чем тормоз ви-брейк.


Карбон —  композитный материал из переплетённых ниток углеродного волокна, залитого полимерной  смолой.  Материал отличается высокой прочностью, жёсткостью и малой массой. Используется для изготовления велосипедных рам, вилок, рулей, крыльев и других деталей.


Каретка - Узел, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и двух шатунов.


Кареточная труба - самая нижняя и самая короткая труба рамы, установленная перпендикулярно оси движения, в которой помещается кареточный узел.


Картридж - Неразборный подшипник. Как правило, устанавливается в специальную защитную гильзу. В зависимости от вида узла,  в картридж может входит и ось. Неразборные подшипники не требуют регулировки люфта и при износе просто заменяются.



Кассета - Узел задних ведомых звездочек.


Катафот - Пластиковая деталь, предназначенная для отражения падающего на нее света. Светоотражатель.

Кевлар - Искусственное волокно, применяется при изготовлении шин.


Кластер - Кассета из скрепленных вместе звездочек.

Клещевой (бесконсольный) тормоз - Состоит из двух скоб, подвешиваемых на винте, который закрепляется в коронке передней вилки над передним колесом и в перемычке между перьями задней вилки над задним колесом. Клещевые тормоза бывают с центральной тягой и боковой тягой. В клещевом тормозе с боковой тягой, тормозной трос соединяет две несимметричные скобы по одну сторону колеса. Трос проходит через рычаг левой скобы (на который опирается рубашка троса) и закрепляется винтом в рычаге правой скобы. В клещевом тормозе с центральной тягой две симметричные скобы соединены промежуточным тросиком, который с помощью крючка балансира подвешен на тормозном тросе. Тяговое усилие осуществляется на центр промежуточного тросика, что помогает устранить перекос скоб.


Клин - деталь крепления некоторого вида шатунов к валу каретки. Представляет из себя небольшой цилиндр с плоской лыской и резьбовой частью.


Клинчер - Очень узкая покрышка для колес спортивных велосипедов. Для клинчерной покрышки употребляется специальная узкая камера, и часто клинчером называют комплект покрышка-камера.


Ключ для конусов - похож на рожковый ключ, но самые кончики его захватов отогнуты в перпендикулярной ключу плоскости.


Ключ для трещотки - представляет собой плоскую рукоятку с двумя штырьками для отверстий в конусе трещотки.


Ключ комбинированный («семейный») - Специфический велосипедный ключ, представляющий собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру, для гаек различного размера. Не очень неудобный и не очень прочный инструмент. Самый полезный  элемент такого ключа –  полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в кареточном узле и на рулевой колонке.


Ключ накидной -  Еще один вид ключа для шестигранных гаек. Отличается от рожкового тем, что головка имеет не открытый вырез, а сквозное шестигранное отверстие, должен надеваться на гайку сверху. Обеспечивает более плотный захват гайки.


Ключ ниппельный - Ключ для спицевых ниппелей. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа – двугранная прорезь,  размером под ниппель


Ключ рожковый - Самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки.


Ключ трубчатый - Еще один вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле и которые невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндр с вырезанным в нём  или отштампованным шестигранным углублением. Ключ  может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки.


Ключ шестигранный - ключ для винтов, которые имеют круглую головку с шестигранным углублением. Ключ представляет собой Г-образно изогнутый (иногда Z-образно изогнутый) шестигранный стержень.


Колесо - Комплект велосипедного колеса обычно включает в себя  обод, спицы, втулку, камеру и покрышку. Вариации: колесо без спиц, колесо на трубках или клинчерах, литое колесо.


Колодка — Деталь тормоза, непосредственно контактирующая с тормозной поверхностью (ободом колеса или тормозным диском). Существуют колодки двух видов: неразборные и разборные. Неразборная колодка представляет собой брусочек твердой резины с металлическим штырем (для закрепления в тормозном рычаге), которая соприкасается с ободом и осуществляет торможение. Разборная колодка - это металлическая формочка  со штырем, в которую надо вставлять резиновый вкладыш.


Колумбус — Штангенциркуль с глубинометром.


Колонка рулевая - Рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.


Компактная рама - Рама шоссейного велосипеда, которая в отличие от классической (с горизонтальной верхней трубой) имеет верхнюю трубу, опущенную на 3-4 см вдоль подседельной трубы. Имеет меньший вес и меньшее количество размеров.


Комфортный велосипед - Велосипед, предназначенный для максимально комфортной, неторопливой езды по дорогам с различным покрытием.

Консоль тормозного рычага - Короткий металлический штырь, приваренный к перьям вилки (задней и передней), на который крепится тормозной рычаг.



Консольный тормоз - Вид ручного тормоза, у которого тормозной рычаг крепится на консоль рамы. Такой способ обеспечивает более жесткое торможение, по сравнению с клещевым тормозом. Консольные тормоза бывают двух видов: кантеливерные и ви-брейк.


Контактная педаль - Педаль с встроенным механизмом фиксации велотуфли.


Контр уклон - Наклонная плоскость/дорожка с поворотом в какую-либо сторону, для облегчения прохождения резких поворотов на большой скорости, с целью уменьшить крен велосипеда набок, относительно поверхности, так как боковые поверхности покрышек   плохо держат дорогу.


Контргайка  - Навинчиваемая на ось сразу после конуса и служащая для закрепления конуса на оси. Контргайка может иметь различную форму в различных узлах. На осях колес – это обыкновенные шестигранные гайки. В кареточном узле – это плоская круглая гайка с несколькими двугранными вырезами по периметру гайки. На рулевой колонке это может быть круглая выпуклая гайка, нижний край которой имеет двугранные вырезы.


Конус подшипника - Деталь подшипника, навинчиваемая на ось. Имеет на внешней поверхности беговую дорожку для шариков.


Корд - Проволока, заделанная в края  покрышки для придания ей жесткости.

Корона - Часть амортизационной вилки. В корону впрессовываются / крепятся ноги и шток. Также существуют двухкоронные вилки: одна корона снизу рулевого стакана, другая – сверху. Две короны применяются для длинноходных вилок, рассчитанных на большие нагрузки.
 Коронка передней вилки у некоторых велосипедов (типа отечественных <Турист>) – срединная поперечная часть вилки. В коронку впаиваются перья вилки с одной стороны, и с другой стороны – рулевой стержень.


Косая труба (нижняя) - Труба, соединяющая рулевую и кареточную трубы рамы.


Косынки (сленг) - куски металла, специальной формы, наваренные на раму (или другую деталь) в местах  высокой  нагрузки для увеличения прочности конструкции.
Котелок (сленг) - Лёгкий шлем без защиты челюсти.


Кривошип - то же, что шатун.


Кросс-кантри - Вид соревнований для внедорожних велосипедов, гонка по сильно пересеченной местности. Дистанция кросс-кантри состоит из нескольких кругов длиной около километра и в целом составляет обычно 10 км.


Крыло - Пластмассовая или металлическая деталь над колесами, служащая для отражения грязи и воды  при движении.


Л

Люфт  - Свободное перемещение  какой-нибудь детали относительно других деталей, не предусмотренное конструкцией. Люфт  обычно возникает при износе трущихся деталей, разбалтывании болтов/винтов и проч.

Лыски - На конусе: две фрезерованные плоскости для захвата конуса ключом.

М

Магнит — Деталь из комплекта велокомпьтера. Крепится на спицы. Служит датчиком для измерения скорости и отображения пройденного километража.

Манетка — Это устройство(переключатель) которое крепится на руле и позволяет с помощью тросика переключать передачи.


Маунтин-байк -  название горного велосипеда на английском языке


Мод (сленг) - велосипед для триала, без лишних деталей, с очень низкой рамой и небольшими, но широкими 20" колёсами, цепкими тормозами.


Модуляция — Это свойство тормоза адекватно реагировать на нажатие тормозной ручки. Чем сильнее жмешь на ручку , - тем сильнее тормозит.

Многоскоростная  втулка (планетарная втулка) — Втулка ведущего колеса со встроенным в нее механизмом переключения передач.


Многоскоростной велосипед — Велосипед который оснащен  большим количеством звезд и механизмом для переключения скоростей.


Монтажка — Лопатка, изготовленная из пластика или металла для шиномонтажа. Служит для легкого и   безопасного снятия/одевания шины с обода колеса.



Мортер — (сленг)Сокращения от слова амортизатор.



Н

На промах (сленг) - в технической речи производное от "промышленный подшипник" ударение  ставится на первый слог. например "втулка на пр0мах" – втулка на промышленных подшипниках, т.е. подшипники не "насыпные", шарики равномерно распределены по рамке сепаратором, вследствие чего нагрузка распределяется равномернее и при переборке не приходится ловить шарики.



Наконечник троса — Колпачок из мягкого металла, который закрепляется на конце  троса для предотвращения его расплетания


Натяг - Означает степень трения, с которой соприкасаются поверхности двух деталей.

Ниппель — 1. Вентиль камеры или бескамерной шины (устаревшее употребление). 2. Гайка, крепящая спицу к ободу колеса. Затягивание ниппеля способствует натяжению спицы.


О

Обод - Часть колеса, на которую устанавливается шина. Наружная часть обода может служить рабочей тормозной поверхностью.


Обойма подшипника - Металлическая круглая конструкция с загнутыми лепестками, между которых помещаются шарики подшипника.


Оболочка тросика — Оболочка, внутри которой находится нейлоновая  трубка для улучшения скольжения  тросика, что позволяет не смазывать его.


Односкоростной велосипед — Велосипед  без возможности переключения скоростей, с одной передней и одной задней звездами.


Осевое биение - Отклонение периметра обода или звезды от плоскости вращения. В механике используется термин "торцевое биение". Жаргонное название осевого биения  "восьмерка"


Ось - Центральная часть подшипникового узла с наружной резьбовой частью. На ось крепятся конуса подшипников с контргайками и соответствующий узел (втулка колеса, шатуны каретки).


Отбой - Упругий элемент, работающий на растяжение подвески. Второе значение - собственно обратный ход подвески.


П 

Переднеподвес (синоним – хардтейл «жёсткий зад») — Велосипед, с амортизацией переднего колеса.

Передача - Передаточное число привода. Определяется соотношением числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.

Передняя вилка — поворотная  деталь велосипеда, к которой крепится переднее колесо. Вилка может быть жесткой или амортизированной.


Переключатель - Механизм, перебрасывающий цепь с одной звездочки на другую для изменения передаточного числа привода (переключение передачи). Бывает передний, для системы, и задний для кассеты.


Переспицовка — замена спиц в колесе велосипеда.


Передаточное соотношение привода - соотношение числа зубьев (или диаметра) передней звезды к числу зубьев (или диаметру) задней звезды в выбранной передаче. Например: 42/13 (180/55 мм) или 22/15 (150/63 мм).

Перья вилки параллельные (или почти параллельные) - трубы, из которых состоит вилка (передняя или задняя), и в которые вставляются колеса.

Петух  - Наконечник пера передней вилки либо металлическая деталь, которая крепит задний переключатель на раме. Может быть выполнен отдельно или являться составной частью рамы.


Подвеска — Устройство амортизации велосипеда,включающее в себя пружину и демпфер.

Подседельная труба — Часть рамы велосипеда,в которую крепится подседельный штырь.

Подседельный штырь — Трубка на которую крепится седло,другой конец фиксируется в подседельной трубе.


Подшипник — Узел,служащий для уменьшения трения между вращающимися частями .Во втулках колес неподвижная ось опирается на шарики подшипника, а по шарикам вокруг оси вращаются втулки. В кареточном узле и в рулевой колонке наоборот: подвижная ось вращается по шарикам подшипника, а сам подшипник посредством шариков опирается на раму.


Покрышка — Резиновое изделие повышенной прочности. Служит для амортизации велосипеда, защиты камеры и обода от повреждений. Покрышка имеет различный рисунок-насечку – протектор.

Протектор - рубчатый рисунок на поверхности покрышки,  служит для лучшего сцепления покрышки с поверхностью дороги, а также для отвода воды от покрышки для предотвращения аквапланирования во время дождя.  Вид и характер рисунка определяет рабочие свойства покрышки и область ее применения.


Полуслик - Покрышка с гладким по центру и зубастым по краям протектором.  Уменьшает трение качения.

Привод — Механизм приводящий в движение колесо. Включает в себя педали, шатуны, каретку, цепь, переднюю (ие) и заднюю (ие) звезды.


Профилированная звезда — Звезда,с различной формой зубьев. Используется для улучшения способности, при помощи цепи, переключаться с одной звезды на другую.


Пружинка ленточная - Деталь из комплекта тормозной втулки.


Пружинка трещотки - Деталь из комплекта трещотки. Представляет собой маленькую стальную полоску, которая устанавливается внутри храпового механизма. Назначение пружинки подпирать собачку и загонять ее в каждый уступ храпового механизма во время вращения трещотки.


Пружинная вилка - Передняя вилка, в которой колебания колеса передаются на велосипед через нерегулируемый упругий элемент.


Пыльник - деталь, которая насаживается на ось втулки или каретки с целью закрыть щель вокруг подшипника и защитить его от пыли и грязи. Пыльник представляет из себя металлическое, пластмассовое или резиновое кольцо.


Провал каретки - Расстояние, на которое опущена ось каретки относительно линии, соединяющей оси переднего и заднего колес велосипеда.

Р

Радиальное биение - Изменение радиуса колеса при разных углах поворота. Жаргонное название радиального биения яйцо.


Раздвоитель тросика - У кантилеверных тормозов: деталь, служащая для сцепления тормозных рычагов и тормозного троса, выходящего из рукоятки. Отличие раздвоителя от балансира состоит в том, что раздвоитель не подвешивается на тормозном тросе, а с одной стороны продевается через него с помощью короткой трубочки. С другой же стороны, на раздвоителе есть короткий отрезок тросика, который и закрепляется в рычаге. Трубочка и отрезок тросика должны быть одинаковой длины, чтобы раздвоитель точно уравновешивал оба рычага. На отрезке тросика имеется металлический кругляк-стопор, с помощью которого легко вынимать тросик из рычага.


Рама — Конструкция из труб, соединённых в одно целое, на которую крепятся все остальные детали велосипеда.


Рамка переключателя - У заднего переключателя: две пластины примерно одинаковой формы, между которыми расположены ролики. У переднего переключателя: тоже две пластины примерно одинаковой формы, между которыми проходит цепь.


Ригид — велосипед без амортизаторов.


Рога - металлические или пластиковые стержни, по форме напоминающие рога коровы. Hавинчиваются на концах прямых рулей. При длительной езде рога позволяют изменить посадку, то есть разгрузить одну группу мышц и нагрузить другую.


Рубашка — Пластиковая трубка,через нее проходят тросик. Крепится на раму велосипеда.


Рукоятка тормозная — Механизм,располагающийся на руле. Служит для натяжения тормозного тросика.


Рулевая колонка - Рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.


Руль -  Горизонтальная труба, служащая для управления передним колесом велосипеда. Руль может быть изогнутый или прямой; на нем крепятся различные переключатели. 


Рычаг тормоза - В ручном тормозе означает деталь, которая винтом крепится на перья рамы и управляется с помощью троса. В рычаге закрепляются тормозные колодки, которые и осуществляют торможение.


Рычажковая  манетка - может располагаться на руле (у горных велосипедов) или на косой трубе (у шоссейных велосипедов). Основная деталь рычажковой манетки – рычажок, который велосипедист поворачивает вокруг небольшого барабана. Поворот рычага наматывает на барабан переключательный трос, и тем самым укорачивает его.


Продолжение (С-Я) читайте ЗДЕСЬ